вторник, 26 декабря 2017 г.

Как привлечь и удержать внимание взрослой аудитории

Автор: Виктория Болотина



Эта картинка здесь не просто для привлечения внимания (хотя и это тоже), а еще и для того, что она пригодится нам в сегодняшнем разговоре про… ВНИМАНИЕ!

Для начала, давайте разберемся, для кого может быть полезна эта статья?
  1. Для тех, кто выступает перед аудиторией. Будь то презентация о годовых результата для своего начальства, выступление на большой конференции, или еженедельный stand-up с коллегами.
  2. Для тех, кто занимается обучением. И не только очным, но и дистанционным: вебинары, курсы, лонгриды.
Зачем нам нужно удерживать внимание? Или как мы иногда говорим, фокусироваться или концентрироваться? Очевидно для того, чтобы сделать что-то важное: прочитать или написать письмо, выучить новые слова на иностранном языке, вникнуть в проект. То есть для того, чтобы информация попала из окружающей среды в рабочую или долгосрочную память, нам надо чтобы сначала она попала в поле нашего внимания и оставалась там какое-то время. Выглядит логичным, правда?




То есть внимание напрямую влияет на процесс создания знания. Давайте разберемся, что же это за штука такая «внимание». У внимания много характеристик, мы рассмотрим 3.


Зачем нам рассматривать характеристики внимания?

Если ты хочешь на что-то влиять, тебе нужно представлять, как оно работает.
Почему внимание взрослой аудитории удерживать сложнее?
Детям – все интересно, привлечь их внимание не трудно, удержать – чуть труднее.
А внимание взрослых мало того, что трудно привлечь – потому, что у нас определенный иммунитет на раздражители – так еще и сложнее удержать! Ведь мы, взрослые, всегда задаемся вопросом "зачем мне это надо"? Особенно в условиях такой информационной нагрузки, как сейчас.
А если вы знаете, как устроено внимание, то можно править всем миром. Ну или почти.


1. Концентрация.


Концентрация (или сосредоточенность)— когда мы выделяем круг объектов, на которые направлено внимание. Чем уже этот круг, тем сосредоточеннее внимание. А количество объектов, которые одновременно находятся в нашем внимании – это объем внимания. Его размер зависит от особенностей объектов, которые мы воспринимаем, от наших задач и характера деятельности. Давайте на примере расскажу.


Если вернемся к первой картинке с цветами, то концентрация — это фокус на некоторых цветках. Объем внимания — количество этих цветков. Если бы цветы были крупнее - в кадре бы их поместилось меньше. Так и больших объектов не много помещается в наше внимание (4 актера на сцене, дада).



Теория - это хорошо, а хотите провести над собой маленький эксперимент? Это займет примерно 5-7 минут.

Итак, 4 картинки. Для 2-х из них одно задание, для 2-х — другое. Делать последовательно и на честность. Открыть картинку, посмотреть на нее 3-5 секунд, закрыть, записать по заданию, что запомнили. Сейчас по ходу будет понятнее, обещаю.

Задание 1.

1 картинка, записать порядок букв на картинке. Открыли картинку, 3-5 секунд посмотрели, закрыли, записали.
2 картинка — то же самое. Поехали!




Задание 2.

3 картинка, записать порядок букв и их ЦВЕТ. Смотрим тоже не более 5 секунд на картинку.
4 картинка. Тоже порядок и цвет.




Проверьте, где было меньше всего ошибок?


Я вам по секрету скажу, что около 70% людей, которые проводили этот эксперимент над собой (я сейчас еще и партнеров по обучению Яндекса посчитала), сказали, что самое сложное задание — 3, и около 30% — посчитали трудным 2. А самое легкое — 4. Совпало?


Вы наверное уже догадались, к чему это все. И точно заметили, что объем внимания сильно зависит от того, как информация подана нам: чем разнороднее элементы (как на 2-ой картинке) – тем меньше мы можем воспринять.

И наоборот – чем они больше похожи и систематизированы – например, складываются в слово, как на 4 картинке, тем проще мы их воспринимаем, и тем больше наш объем внимания в данном случае.

Разница в том, надо ли нам воспринимать каждую букву по-отдельности или одним словом целиком (пусть даже из нескольких букв).


Как показали многочисленные опыты, объем внимания при восприятии никак между собой не связанных объектов (например, отдельных букв или слов) у взрослых людей колеблется в среднем от 4 до 6 объектов.


И еще важно, что нам нужно делать с этой информацией: совершить 1 действие - просто записать порядок букв, конечно же, гораздо проще, чем делать 2 действия — записать порядок и цвет.


Давайте обобщим


Концентрация внимания зависит от объема внимания – то есть от количества объектов, на которые внимание направлено. Помните, фокус на фотографии с цветами.
А объем зависит от:
  • характеристик этих объектов (размер цветов, которые попали в фокус),
  • задач и действий, которые нужно с ними сделать.
Объем внимания: примерно 4-6 объектов.

Как это использовать?


Как сделать так, чтобы ваши слушатели могли удержать во внимании то, что вы им даете?


  • Последовательность. Не давайте сразу несколько незнакомых понятий или терминов, а нанизывайте незнакомую информацию постепенно, как бусинки на ниточку. Например, обратите внимание на схему, которая у нас тут мелькает – она обрастает новыми элементами постепенно.

  • Системность. Разработайте систему подачи материала: последовательности и связи, определенные условные обозначения, цветовое кодирование. Например, гласные — красным цветом, согласные — синим; или написать задачи проекта по этапам можно: 1ый этап — синие стикеры, 2ой — зеленые. Главное — познакомьте свою аудиторию с этой системой и условными обозначениями.
  • Акценты. Помогайте аудитории выделять объекты, на которые нужно обращать внимание. Например, на схеме, которую вы еще увидите, обратите внимание на красный квадратик — он "перемещается" на каждый новый блок информации.
  • Группировка. Не стоит давать сразу много объектов на слайде, объедините более мелкие в группы по схожим характеристикам: по цвету, объему, размеру и т.д. Например, буквы в слова, и что важно, в знакомые нам слова.
  • Свободное место. Помните про ограничение внимания: 4-6 слотов. Причем скорее всего часть из этого уже занято, то есть для вас и вашего обучения свободно 1-2. Не перегружайте слушателя, иначе он запутается и уйдет.


2. Устойчивость.

 
А давайте немного поразмышляем об устойчивости нашего внимания. Например, как вы думаете, сколько мы можем заниматься одним и тем же делом? 15-20 минут или несколько часов (спать, например)?

На этот вопрос нет однозначного правильного ответа.

Дело в том, что внимание — если говорить на языке нейробиологии — это активация определенных зон мозга. И эксперименты показали, что есть колебания внимания — когда мы отвлекаемся на 1-2 секунды. Это естественный кратковременный отдых, который необходим нашему мозгу и никак не влияет на основную деятельность.

Другие эксперименты в начале 20 века под руководством нашего соотечественника М. Ф. Добрынина показали, что заниматься монотонной деятельностью мы можем около 20 минут, потом количество ошибок начинает резко возрастать. То есть мы начинаем отвлекаться, и это негативно сказывается на основной деятельности.


Вот например, когда мы смотрим фильм — тоже вроде бы 1 действие, но при этом на экране происходит смена картинки. И если фильм интересный, то мы можем смотреть не отрываясь 1,5-2 часа!



Получается, что устойчивость — это когда мы удерживаем внимание на чем-то одном. Это не значит, что мы смотрим все время на один и тот же объект. Объекты и действия могут меняться (и чаще всего они действительно меняются), но постоянным должно оставаться общее направление деятельности, одна задача.
Важное условие устойчивости внимания — разнообразие впечатлений или выполняемых действий. Все однообразное быстро надоедает. Трудно долго удерживать внимание на чем-то одном. Но если происходит смена объектов или действий, то можно долго сохранять внимание на высоком уровне.

Для этого надо все время смотреть на объект внимания с разных сторон, задавать разные вопросы, выполнять разные действия, подчиненные той общей цели. И своевременно устраивать перерывы.

Помните, что «помидор» включает в себя промежутки 25 и 5 минут? Теперь вы точно знаете, почему!  
Особенно важно выполнять какие-либо действия с предметом. Это поддерживает активное состояние коры мозга, необходимое для внимания. Станиславский говорил:

«Внимание к объекту вызывает естественную потребность что-то сделать с ним. Действие же еще более сосредоточивает внимание на объекте».

Таким образом, мы получаем устойчивую взаимосвязь внимания и объекта.

Другая сторона этого процесса - это мыслительная деятельность, которая должна быть направлена на решение задач, связанных с объектом внимания. Постановка внутри одной и той же деятельности все новых и новых задач и активные попытки решать их — одно из важнейших условий устойчивого внимания. 


Вот почему при разработке электронного курса, например, рекомендуется следовать правилу 5+1. Примерно 5 слайдов теории и 1 слайд практики.


Я задавала вопрос про время устойчивости внимания – правильный ответ зависит от ситуации, в которой мы будем это измерять. Например, в опытах Добрынина – 20 минут, а просмотр фильма – 1,5-2 часа.



Как это использовать?


Как добиться устойчивого внимания своих слушателей?


  • Чередование. Чередуйте разные активности. Это позволит добиться разнообразия впечатлений и действий, которые необходимы для устойчивости внимания. Например, сначала лекция, потом работа в группах - для очного обучения. Для электронного курса: почитать 2-5 слайдов теории, потом посмотреть видео, поизучать инфографику, выполнить задание.
  • Передышки. Давать аудитории расслабиться и отвлечься: просто перерывы, позитивные групповые обсуждения, легкий юмор. Хорошо будет сделать отсылку к уже знакомой для аудитории информации: например, в продвинутом тренинге по продажам предложить аудитории вспомнить 5 шагов продаж - люди смогут проявить себя, а это приятно. В электронных курсах вставьте слайд с предложением сделать перерыв, если есть сторителлинг — то можно сделать легкий, фановый слайд.
  • Действия. Или чередовать теорию с практикой. У вас бывало такое в детстве, когда вы делаете что-то для себя новое, кто-то из родителей или старших друзей показывает, как это сделать: проехать на велосипеде, залезть на дерево, а вам уже не терпится попробовать это самому "Ну, все! теперь я!"? Принцип примерно такой же, несмотря на то, что взрослые тщательнее скрывают это "А теперь я!". Замотивируйте и позвольте своим слушателям сделать что-то самим и обязательно поддержите их.


3. Отвлеченность.

 
Есть еще 1 характеристика внимания — отвлеченность — состояние противоположное устойчивости, оно вызвано или посторонними раздражителями, или когда деятельность однообразная. Мы говорили про колебание внимания — отвлечение на 1-2 секунды без ущерба основному процессу. Так вот отвлеченность — это прерывание основного процесса, так сказать «с ущербом».

Например, вы проводите обучение (или целевая аудитория проходит ваш курс), и тут за окнами проезжает большая красная пожарная машина с мигалками и сиреной! Если вы и ваши слушатели выглянете в этот момент в окно, то это и будет отвлечение из-за посторонних раздражителей.


Второй пример, про однообразную деятельность: если вы делаете что-то скучное или механическое — у меня такое с мытьем посуды — то через какое-то время наверняка замечаете, что ваши мысли заняты совсем не посудой, а завтрашней деловой встречей, планами на выходные, да чем угодно. Это тоже отвлеченность.  

Но не всякий внешний раздражитель вызывает отвлечение внимания: когда их нет — удерживать внимания тоже трудно. Дело в том, что слабые побочные раздражители не уменьшают, а усиливают интерес. Как «перемещающийся» красный квадратик на картинке выше. Однообразное — надоедает, а мелкие раздражители — наоборот привлекают внимание! Лично для меня это было открытием :)

А как вы думаете, с какими раздражителями приходится конкурировать современному обучению?

Прежде, чем читать далее, задумайтесь над вопросом, а потом проверим, насколько мы совпали во мнениях.
У нас под рукой очень много вещей, которые могут отвлечь нас или наших слушателей от процесса обучения: ленты соц.сетей, сообщения в чатах, мессенджерах и каналах, письма с новостями и т.д.
И как вы понимаете, при создании обучения, надо учитывать эту "конкуренцию" и быть интереснее.  
Помимо отвлеченности есть еще переключение внимания — это переход к другой деятельности, подчиненной новой задаче. Во многих случаях это происходит преднамеренно и связано тем, что мы или выполнили уже предыдущую работу, или считаем новую более важной или интересной. Например, почитали статью про внимание, а потом пошли выпить кофе с булочкой и полистать ленту фейсбука. 

Грамотное и своевременное переключение внимания — или разнообразная деятельность, как мы иногда говорим — позволяет «отдыхать» одним зонам мозга, пока другие активны. Все, как в спорте: когда приседаем, отдыхают руки, а когда подтягиваемся — ноги.


Но есть один подвох.


Если вы попытаетесь переключаться очень быстро, например, на совещании писать письмо, то, по утверждениям нейробиологов, вы на самом деле, не погружаетесь глубоко ни в одну из этих задач!


То есть, когда мы заняты одним делом - активны одни зоны мозга, они и потребляют энергию. Стоит нам переключиться, как активируются другие, и они теперь начинают потреблять больше энергии. Все логично?


Подвох кроется в том, что наш мозг можно сравнить с электрической печкой: мы ее выключили, а она все еще горячая, только печка не потребляет для этого электроэнергию, а «остывающие» зоны мозга - да.


 И получается, что при частых переключениях вы не экономите энергию, а наоборот, расходуете ее в 2 раза больше! Я писала об этом в статье про в статье про «пожирателей» ресурсов мозга. Да, это то самое частое перемещение актеров со сцены за кулисы. А процесс «остывания», кстати, называется торможением.


Как это использовать?


Как сократить отвлечение слушателей от вашего обучения?
  • Важность. Ваши обучающиеся должны не просто понимать важность информации, которую вы даете, т.е. какие свои задачи они смогут решить с помощью вашего обучения. Но и осознавать ценность конкретно для себя. Проще говоря, ответьте себе на 2 вопроса: 1. почему мои ученики должны слушать меня (проходить мой курс), а не листать ленту фейсбука? 2. а действительно ли мое обучения для них полезнее и интереснее, чем котики в соц.сеточках?
  • Визуализация. Не обязательно вставлять сложную графику и картинку на каждом слайде. Нет. Но задайтесь вопросами: 1. действительно ли на слайды (курса или презентации) приятно смотреть? 2. а интересно ли их рассматривать?
  • Совместный процесс. Чтобы обучение не превратилось в сонный монолог, вовлекайте аудиторию в процесс создания обучения! Для очного подойдет совместная групповая работа. А в дистанционном вы можете предложить слушателям собрать свою инфографику или написать чек-лист. То есть не только давать готовую информацию, но и предложить слушателям догадаться о чем-то самим. В одном университете, кстати, лектор практикует совместное ведение записей лекции в телеграмм среди своих студентов.
  • Предыдущий опыт. Проводите параллели с предыдущим опытом своих обучающихся. Тут работают сразу 2 момента:
    • "мне это знакомо, я могу проще это понять и запомнить".
    • "а я уже так делал месяц назад, как говорит тренер, но не знал, что это крутой прием - я молодец! Буду применять чаще".
И не бойтесь негативного опыта: если вам о нем сказали, значит, вас, как минимум слушают. А еще - вы можете поработать с этим негативом и снять или даже убрать его.


Подведем итог.


 
Мы говорили про концентрацию и объем, устойчивость и отвлеченность внимания. Пришли к выводу, что:
  • Концентрация — как фокус на фотографии: что попадает в фокус - то четкое, а что — нет, то почти не разглядеть. И чем крупнее предметы, тем меньше их в фокусе.
  • Объем внимания ограничен и зависит от того что, как и с чем мы делаем.
  • Устойчивость внимания можно сохранять долго, если совершаются действия с объектом внимания. И если при этом впечатления разнообразны.
  • Отвлеченность – это кратковременная смена внимания из-за внешних раздражителей или из-за однообразия .
  • Переключение – сознательный переход к другой деятельности.
Кстати, а вы знаете, что привлечь и захватить внимание взрослых нужно в первые 8 секунд? Про это и другие особенности внимания взрослых, а также про то, как это может влиять на дизайн курсов – смотрите статью-перевод инфографики про внимание.

А я вам желаю интересного обучения, в какой бы роли вы на нем ни находились!



Источник.
Телеграм-канал автора.

Комментариев нет:

Отправить комментарий