пятница, 30 ноября 2012 г.

Приобретение знаний, технологии и методы обучения

Автор: Владимир Наумов 

Все мы так или иначе учились или учили, все имеем представление об этом процессе. В силу этого обстоятельства невольно действуем сообразно стереотипам. Одним из таких стереотипов, увы, широко распространенных и в среде e-learning’цев является проектирование того, что и как мы будем активно преподавать (контент), а аудитория – пассивно воспринимать. Чтобы учение стало интересным, мы сами невольно начинаем интересничать вместо того, чтобы смоделировать
не столько то, что и как мы будем рассказывать,
сколько то, что и как будет делать  учащийся.  Каким образом, за счет каких механизмов он будет приобретать необходимые знания и новые способы деятельности и реализовывать свой потенциал (способности).
Довольно грустно наблюдать,  как в выражении «инновационные (образовательные) технологии», в которые по определению записывается использование компьютеров и компьютерных телекоммуникаций в обучении ключевым словом выступает «инновационные», а не «технологии».
Чтобы образовательная технология (очная или дистанционная) была инновационной, она все же должна оставаться технологией. То есть отвечать следующим критериям:
  1. Корректная постановка цели и задач (играет первостепенную роль). А что, как ни приобретение знаний и новых способов деятельности учащимся может выступать в качестве целей и задач той или иной обучающей программы?
  2. Безусловное подчинение всего хода уч.процесса цели и иерархии задач.
  3. Ориентация учебных цели и задач (= подцелей) на гарантированное достижение результатов.
  4. Мониторинг и оценка текущих результатов, коррекция обучения, направленная на гарантированное  достижение поставленных цели и задач.
  5. Итоговая оценка результатов.  
Если тот или иной «слайдовый курс», сетевое обучение (даже в духе коннективизма), учебные программы в виртуальных мирах, синхронное или асинхронное, формальное или неформальное не отвечают этим критериям, то мы будем иметь, быть может, и инновационную, да не технологию в полном смысле этого феномена. (Об одной из технологий обучения в традиции педагогического дизайна очно мы рассказываем здесь  и здесь , а дистанционно – здесь).
Если мы признаем в качестве приоритетной цели обучения не передачу преподающим (или модератором сетевого обучения) знаний, а их приобретение учащимся с ориентаций на искомый результат, то управляемыми и оцениваемыми в первую очередь должны быть процессы приобретения этих знаний (и действий).  
Процессы приобретения новых знаний описываются в терминах методов обучения, которые позволяют ответить на вопрос: что должен делать учащийся (пусть и под управлением преподавателя, тренера или курса), чтобы приобрести необходимые знания и сформировать умения и навыки, реализовать свой потенциал.  Разумеется, эти методы должны быть нацелены на гарантированное достижение результата.

Приобретение знаний осуществляется двумя основными способами:
  1. получением информации,
  2. систематизацией и (пере)структурированием информации, т.е. обработки в голове учащегося (а не преподающего) определенным образом.
Применительно к учебному процессу получение информации извне происходит путем ее запоминания и воспроизведения. Манипуляции же с информацией (которые, собственно, и делают ее знанием) требуют от учащегося активности (понимания, применения, систематизации, классификации и др.). 
Получение информации (в нашем случае, как правило, извне), требует прежде всего включения процессов памяти. А вот ее обработка и применение (прежде чем обрабатывать информацию, ее нужно иметь) может осуществляться в рамках весьма большого набора педагогических технологий и практически не подлежащего подсчету числа методов, обеспечивающих приращение знаний. 
Что же требуется в этой ситуации от разработчиков учебных программ (сетевых и не сетевых) в этой ситуации?
  1. Получить извне (без искажений и интерпретаций) сведения о формах и методах деятельности учащихся и воспроизводить их.
  2. Обработать строго в рамках избранной (гарантирующей определенный, а не гипотетический,    результат) технологии обучения (даже если они и сильно авторская) эти сведения с целью их применения в собственных обучающих продуктах.
Каждая из технологий предлагает свой механизм приращения знаний, нацеленный на некоторый результат. Наиболее простой в реализации технологией для создания обучающих негрупповых онлайн проектов представляется педагогический дизайн, в частности таксономия целей обучения   Б.Блума. Ее премущества состоят в том, что она (в отличие от, скажем, проблемного, развивающего обучения, а тем более от исследовательского, игрового или имитационного)
  • относительно проста (и малозатратна) в реализации,
  • проста в освоении, не требует в сравнении с другими технологиями значительных временных затрат и интеллектуальных усилий,
  • дает не худшие, чем конкурентные, с более высокой гарантией и более точно измеримые результаты обученности аудитории,
  • соответствует требованиям компетентностного подхода.
Для сетевого же взаимодействия наиболее действенными представляются технологии диалогического обучения. О некоторых приемах приращения знаний в которых говорилось здесь, а о методологических аспектах в общении с Владимиром Нюренбергом.
Резюме
Искусство компьютерного и(или) онлайн преподавания – монологического или диалогического - состоит в создании таких условий, которые с высокой степенью вероятности  обеспечат приобретение аудиторией нужных знаний, формирования умений и навыков и реализации способностей учащихся. Именно на это, а не на разработку внешне эффектного контента, следует в первую очередь направить педагогических энтузиазм преподающих онлайн.
Недопустимо подменять профессиональные приемы и методы приобретения знаний житейскими "понятиями" простоты, коротких текстов, интереса, визуальной привлекательности и т. п. В лучшем случае такое эстрадное обучение сведется к негарантированной дрессировке механически и бездумно выполняемых умений и навыков. Если, конечно, последнее не является истинной целью преподающих.


4 комментария:

  1. Спасибо, тёзка, за вдохновляющий текст. Сегодня уже вдохновился текстом В.Нюренберга (http://e-lpro.blogspot.ru/2012/12/blog-post.html) и началом диалога. И предложил триумвират VVV в духе Бурбаки. Этот Ваш пост укрепил желание "на троих":) углублять модели и технологии сетевого образования lifelong @ lifewide.

    Поддерживаю внимание учащемуся: "Каким образом, за счет каких механизмов он будет приобретать необходимые знания и новые способы деятельности и реализовывать свой потенциал (способности)".

    Но от принятой в педагогической науке и практике ценности "методы должны быть нацелены на гарантированное достижение результата" пойдём дальше и признаем, что в нелинейном сетевом общении действительно новационный результат может выходить за пределы первоначально поставленной цели. Целеполагание, проектирование - важные, но не единственные универсальные учебные действия. Есть ещё диалог, в ходе которого может родится незапланированный результат, полезный дальнейшему развитию. Я - за разработку диалоговых технологий Саморазвития в Сетевых Сообществах Сменного Состава (принцип 5С. Не путать с принципом «5С» в логистике — скорость, сервис, стоимость, сохранность и стабильность - customsunion.by/info/5109.html). В сентябре текст о 5С представил на конференцию по нефоральному образованию - http://www.openclass.ru/node/309163.

    Как смотрите на сказанное и на объединение VVV?

    ОтветитьУдалить
  2. Мне Ваши текст и идея про 5С пришлись по душе! Размышляю! Параллельно с обдумыванием тезиса о непрожекивности (несвязанности целью в логике S.M.A.R.T.). В этом смысле диалогичное обучение и диалог как таковой "бесцельными" должны быть. Но усматриваю противоречие: как в этом случае держать фокус диалога, или какие действия предпринимать, чтобы "расфокусированный" диалог все же позволял содержательные "картинки" (=метафора органичности частей и целого) выстраивать.

    ОтветитьУдалить
  3. Только что в другой ветке блога дал ответ на основе опыта "сообщества дедушек" - СТОИК-1, где "клубные" свободные диалоги сочетались с целенаправленными проектами сетевой подготовки совместных статей. Подробнее - в статье В.В.Анненкова и В.Ф.Взятышева "ОБЪЕДИНЕНИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ САМООРГАНИЗАЦИИ В СЕТЕВЫХ ДИАЛОГАХ: ОПЫТ СООБЩЕСТВА СТОИК / Построение человечного (нравственного) общества. Материалы 4-ой Всероссийской научно-практической конференции. – М., 2004. – с.258-268 (прикреплена к моему ответу Ивану Травкину - адрес, если запросите)

    ОтветитьУдалить
  4. Коллеги,
    в "расфокусированном" диалоге (с якобы незапланированными результатами) имеют место свои специфические механизмы приращения знаний, в том числе и в "бесцельном" диалоге (который по определению не может быть бесцельным, поскольку любая реплика суть ответ на какой-то вопрос с позиций того или иного авторитета).
    Более того, любой монолог генетически имеет диалогическую природу уже только лишь потому, что это диалог индивидуального сознания с употребляемым этим сознанием естественным языком. Не верите? Попробуйте ответить на вопрос: "Можно ли пользоваться языком, не вводя в заблуждения самого себя?"

    Об этом (в смысле, о приращении знаний в ходе диалогов) надеюсь в ближайшее время сделать ряд публикаций. Ряд ранее делал и вебинары про это проводил.

    ОтветитьУдалить