понедельник, 26 ноября 2012 г.

Умная комната


Автор: Иван Травкин 

Одно из моих выступлений в этом году было посвящено влиянию коннективизма на практику обучения в сети. Рассматривая постулаты коннективистов с точки зрения сетевого общества, я использовал следующую цитату из книги Дэвида Вайнбергера (David Weinberger) «Слишком большое, чтобы знать»:
«Когда знание становится сетевым, самый умный в комнате уже не лектор, выступающий перед собравшимися, и даже не коллективный разум всех присутствующих. Самый умный в комнате — сама комната, то есть сеть, образованная из связей между людьми и их идеями, которые, в свою очередь, связаны с тем, что находится за пределами комнаты. Это вовсе не означает, что сеть обретает разум. Однако знание становится буквально немыслимым без сети, которая его обеспечивает. Наша задача — научиться создавать умные комнаты, то есть такие сети, которые делают нас умнее. Это особенно важно, поскольку все прочие сети делают нас удручающе тупыми.» (Weinberger, D. Too Big to Know. 2011. p. xiii)
Метафора, которую предложил Вайнбергер, стала для меня очень важной. Перед тем, как начать разрабатывать концепцию мобильного кампуса, я понял, что большинство студентов не попадают в умные комнаты даже в хороших вузах. В связи с этим мобильный кампус подразумевает не только техническое решение (сетевой сервис), но и модель его использования (архитектуру участия), в которой реализуется умение создавать для себя умную комнату.

Эти же идеи можно распространить и на корпоративное обучение. Сотрудник, рабочим местом которого окажется «тупая» комната, не обязательно остановится в своем профессиональном развитии. Проблема в другом: он не сможет развивать организацию, равно как и организация не внесет заметного вклада в его развитие. Какими бы профессионалами не были сотрудники, в «тупой» комнате их потенциал изолирован.

Недавно Вайнбергер опубликовал новые мысли, назвав их очевидными вещами. В центре внимания массовые открытые онлайн-курсы, развитие которых не должно ограничиваться созданием просто очень больших виртуальных лекториев. Мы можем по-настоящему реализовать потенциал огромной аудитории лишь в одном случае: если организуем ее как сеть — сеть, которую создадут сами участники. Я согласен с Вайнбергером, и поэтому коннективистские курсы (cMOOC) кажутся мне более привлекательными, чем инструктивистские (xMOOC).

Если кратко, хороший массовый курс организован по принципу умной комнаты. Вайнбергер отмечает ряд преимуществ, например, укрепление социальных связей между участниками, возникновение экспертов и лидеров в их среде, стимулирование внешних связей и получение отдачи извне (внешние междисциплинарные связи = ключевой элемент умной комнаты). Такой подход поощряет сотрудничество в противоположность индивидуальному оцениванию учащихся, а результатом учебного процесса становится коллективный ресурс, который полезен не только для будущих студентов, но и остального мира.

Возвращаясь к моему февральскому докладу, хочу повторить, что очную аудиторию из 15-40 человек тоже можно организовать по принципу умной комнаты. Мир меняется, школьные и вузовские аудитории становятся более «коннективистскими». Сегодняшние эксперименты с «перевернутым» классом подтверждают тот факт, что взгляды коннективистов влияют и на очное обучение. В корпоративном секторе влияние коннективизма выражено социальным обучением.

Наконец, практическая часть. Я хочу пригласить Вас в умную комнату, которую мы будем создавать в январе будущего года. Речь идет об открытом онлайн-курсе «Сотрудничество, Самоорганизация и Образование в Открытом Мире». Курс будет коротким — всего неделя, — и не слишком обременительным: минимальное участие потребует не более 20 минут ежедневно. Все подробности на сайте курса. Поскольку успех умной комнаты во многом зависит от разнообразия участников, я буду признателен, если Вы расскажете о курсе своим знакомым.

1 комментарий:

  1. Замечательная картинка, как и сама идея умной комнаты! Спасибо, Иван.

    Марина Литвинова

    ОтветитьУдалить