пятница, 11 сентября 2015 г.

Управление знаниями как следующий этап эволюции отдела дистанционного обучения

Три пути ведут к знанию: 
путь размышления – это путь самый благородный, 
путь подражания – это путь самый легкий, 
и путь опыта – это путь самый горький.
Конфуций
Автор понятия «спираль знаний» Икуджио Нонака выделял в качестве ключевого фактора создания данной спирали модель организации, в которой управление проходит путь «из центра—вверх—вниз», где в центре событий находятся менеджеры среднего звена. В рамках такой модели менеджеры среднего звена выступают в качестве проводников и трансформаторов знаний, обеспечивая их беспрерывную циркуляцию внутри компании. И поскольку создание любого качественного электронного курса – это и есть процесс трансформации знаний и обеспечение их дальнейшей циркуляции с помощью различных технических средств, то получается, что отдел дистанционного обучения обеспечивает раскручивание спирали знаний в организации. 


Но достаточно ли просто сопровождать этот процесс, или им нужно управлять!? 

Управление знаниями – это, безусловно, следующий этап эволюции специалистов по дистанционному обучению. Во-первых, и для создания электронных курсов и для управления знаниями нужны по сути одни и те же компетенции, вопрос лишь в масштабах. А во-вторых, создание «обучающейся организации» как результата построения системы управления знаниями в данной организации – это заветная мечта любого E-learning-ца . Ведь создавая наш продукт, курс или систему курсов, мы всегда пытаемся запустить на их основе у обучаемых процесс рефлексии, затем обратной связи и, как следствие, процесс трансформации знаний. То есть мы по сути моделируем всё туже «обучающуюся организации», просто в других масштабах.


«Система управления знаниями — это набор повторяемых на регулярной основе управленческих процедур, призванных повысить эффективность сбора, хранения, распространения и использования ценной информации с точки зрения компании», — писал в своей статье «Концепция управления знаниями в современных организациях» Борис Захарович Мильнер. Из самого определения и всего выше сказанного очевидно, что отдел дистанционного обучения в компании уже занимается управлением знаниями. Разумеется, если это профессиональный отдел, а не мануфактура по выпуску анимированных презентаций. Но занимается он этим на своём уровне, в рамках решения своих задач, а процесс управления знаниями должен быть сквозным. Именно поэтому результатом естественного развития такого отдела будет трансформация в структуру, организующую управление знаниями в компании. И созданные ранее, и создаваемые в будущем курсы, тесты, программы будут лишь элементами единой системы управления знаниями.

3 комментария:

  1. Для успешного развития направления необходимо договориться о разделяемой онтологии. Предлагаю сообществу подумать о ее выборе или разработке. Мы на кафедре информационных технологий НТИ УрФУ несколько лет используем собственную разработку. Часть онтологии в окне нашей интеллектуальной системы управления учебным процессом показана на рисунке. Не претендуем на оригинальность, таких разработок достаточно много.
    класс учебный курс

    ОтветитьУдалить
  2. А по мне так вывод сделан из ошибочных предпосылок. Я хоть и сам попал из e-learning в мир управления знаниями, НО не считаю что это естественная эволюция. E-learning это просто один из возможных кирпичиков СУЗ, но когда в компании решают "позаниматься" управлением знаниями обращают внимание именно на спеца по ДО. А кто еще на стыке HR и IT, кто миксует консервативное обучение и инновационные технологии? Но тогда наш специалист вынужден стартовать с понятно ему позиции - дела СДО центром создаваемой СУЗ. Для простого розничного бизнеса это еще как-то применимо, но пока не факт что будет жить где-то еще...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Управление знаниями - технология, применимая как к e-learning, так и к разработке чего угодно.

      Удалить