понедельник, 18 мая 2015 г.

Учитель в медийном городе Маккуайра

Автор: Иван Травкин

На прошлой неделе я прочел «Медийный город» Скотта Маккуайра [1], и скажу, что по субъективным впечатлениям эта книга должна стоять на одной полке с работами Маклюэна. Маккуайр, в отличие от Маклюэна, пишет ясно: читать было удовольствием. Впрочем, думать пришлось больше, чем читать. В первую очередь, я думал о том, как связать идеи из книги с проблематикой собственной работы.

В главе, посвященной общественному пространству перформанса (6 глава), Маккуайр обращает внимание на «умную толпу» Говарда Рейнголда [2] и соглашается с его тезисом о социальных практиках как самом востребованном продукте завтрашней мобильной индустрии [там же]. При этом он не забывает и о политических противоречиях использования мобильных технологий в социальной сфере, которые Рейнголд и некоторые другие авторы хотят сгладить или вовсе игнорируют.


Далее следует интересная цитата Андреаса Брокманна, я приведу ее целиком (цит. по Маккуайру, с. 234):

«Задача творческого использования медиа — формирование многообразия общественных акторов и площадок, разработка методов артикуляции новых публичных сфер, соединяющих физическое городское пространство и потенциальную общественную область электронных сетей. Эта общественная область возникнет лишь при наличии сложных форм взаимодействия, участия и учебы, где используются технические возможности новых сетей, которые придают новым творческим формам зримость, присутствие, активность — одним словом, публичность» [3, с. 167].

Маккуайр также замечает, ссылаясь на Сеннета, что «общественная коммуникабельность не возникает естественным путем: ей надо учиться, ее надо взращивать, практиковать» (с. 234). Этот тезис перекликается с моими ранними размышлениями о «бутстрапе» учебной культуры как единственном пути к мобильному кампусу [4]. Наконец, Маккуайр говорит следующее: «роль художников, использующих новые медиа для построения экспериментальных интерфейсов в общественном пространстве, может обрести стратегическое значение» (с. 234). Хотя он использует техническую метафору интерфейса, мне кажется, последний понимается здесь даже шире, чем в креативном программировании (высокотехнологичный перформанс с использованием цифровых медиа), а, значит, и «художник» может пониматься шире, чем просто creative artist.

Сейчас я вижу интересную задачу в том, чтобы интерпретировать учителя как художника, творящего экспериментальные образовательные интерфейсы в контексте медийного города Маккуайра. Практика учителя — его искусство публичной жизни в медийном городе — сама по себе является образовательным интерфейсом, очевидность которому придают такие инструменты, как интерактивное портфолио [5]. Эта новая для меня постановка, кажется, намекает на неучтенные ранее аспекты учительства — те смыслы, которые хочется охватить краткой, но выразительной формулой (см. презентацию [6], слайд 4).

Ссылки

1. Маккуайр, С. Медийный город. М.: Strelka Press, 2014.

2. Рейнгольд, Г. Умная толпа: новая социальная революция. М.: ФАИР ПРЕСС, 2006.

3. Broeckmann, A. Public spheres and network interfaces // Vectorial Elevation: Rational Architecture / Ed. by R. Lozano-Hemmer. Mexico City: Conaculta Press, 2000. P. 165-182. N 4.

4. Травкин, И. Ю. Бутстраппинг мобильного кампуса // Fun of Teaching, 21.4.2012. URL: http://funofteaching.tumblr.com/post/21435022423

5. Травкин, И. Ю. [#соразвит14] Интерактивное портфолио // Fun of Teaching, 31.7.2014. URL: http://funofteaching.tumblr.com/post/93389266256/14

6. Травкин, И. Ю. Персональная учебная сеть и персональная образовательная среда: современный ресурс для обучения (презентация). 11.11.2014. URL: http://www.slideshare.net/iwannt/ss-41414261

Комментариев нет:

Отправить комментарий