Автор: Денис Якорев
Вторая часть конспекта по eLearning and the Science of Instruction. Наверное, одна из самых важных во всей книге.
В последнее время среди разработчиков электронных курсов разгораются нешуточные споры на тему технологий в обучении. Кто-то утверждает, что все проблемы обучения решит геймификация, так как современное молодое поколение не представляет себя без компьютерных игр, кто-то больше склоняется к инфографике, так как она понятнее, нагляднее и вообще классная. Одни считают, что обучение можно свести к чтению слайдов, другие слайды не признают вообще. Кто же прав?
Так давайте разберемся, к чему же технологии должны подстроиться, иными словами, что из себя представляет процесс обучения в современном представлении.
Этот подход получил широкое распространение в 60х годах благодаря развитию и распространению программированного обучения. Однако такой подход не отображает картины обучения целиком, в частности, он не предусматривает обучения через осмысливание материала.
Вторая метафора описывает так называемый подход приобретения знаний. В этом случае задачей ученика является получение новых знаний, а преподаватель выступает в роли их источника. Иными словами в данном случае ученик - тот самый пустой сосуд, который преподаватель должен наполнить. Считается, что этот подход также не полностью отражает процесс обучения, так как практически не учитывает важность вовлечения ученика в процесс.
Третья метафора описывает подход, называемый конструированием знания, в соответствии с которым ученик вовсе не пассивный участник процесса, а активный создатель смысла. Он должен быть вовлечен в активный мыслительный процесс на протяжении всего процесса учения. Он тратит собственное внимание на поиск важной информации, мысленно структурирует ее и связывает с уже имеющимися знаниями. Преподаватель в данном случае не просто является источником информации, но способствует усвоению и закреплению материала учеником.
Основное внимание в дальнейших публикациях будет уделено именно этому подходу, поэтому рассмотрим его более детально.
Рассмотрим его подробнее:
Одна из самых больших сложностей при проектировании курса в таком ключе - построить процесс обучения таким образом, чтобы не допустить перегрузки основных ресурсов ученика - внимания и памяти.
Для этого необходимо учитывать 3 типа когнитивных процессов:
Источник
Другие части книги по тегу eLearning and the Science of Instruction
Вторая часть конспекта по eLearning and the Science of Instruction. Наверное, одна из самых важных во всей книге.
В последнее время среди разработчиков электронных курсов разгораются нешуточные споры на тему технологий в обучении. Кто-то утверждает, что все проблемы обучения решит геймификация, так как современное молодое поколение не представляет себя без компьютерных игр, кто-то больше склоняется к инфографике, так как она понятнее, нагляднее и вообще классная. Одни считают, что обучение можно свести к чтению слайдов, другие слайды не признают вообще. Кто же прав?
Подходы к созданию курсов
Можно выделить 2 основных подхода к созданию электронных курсов:- подход, ориентированный на технологии - когда во главу угла ставится какая-либо технология: геймификация, виртуальные миры, слайдовые курсы, вебинары и т.д., а процесс обучения приспосабливается под нее;
- подход, ориентированный на процесс обучения. В этом случае именно потребности учебного процесса определяют то, какие технологии будут использоваться.
- двигающиеся картинки (1920г);
- обучение при помощи радио (1930-1940е);
- образовательное телевидение (1950е);
- программированное обучение (1960е).
Так давайте разберемся, к чему же технологии должны подстроиться, иными словами, что из себя представляет процесс обучения в современном представлении.
Учение и обучение
Для начала разберемся с двумя понятиями - учением и обучением.Учение - процесс изменения знаний ученика на основании его опыта (Mayer, 2011).В этом определении есть 3 основных момента, на которые стоит обратить внимание:
- обучение подразумевает изменение;
- при обучении изменяется объем знаний ученика;
- причина изменения объема знаний - получение нового опыта.
- Во-первых, ваша основная цель - помочь человеку измениться.
- Во-вторых, изменения в знаниях происходят в результате учебных событий, то есть через личный опыт. А значит, вашей задачей является создание такой обстановки и таких ситуаций, в которых ученики получали бы новый для себя опыт, способствующий их обучению и развитию.
- В-третьих, изменения могут касаться фактов, понятий, навыков, стратегий и верований учеников, иными словами они происходят внутри их области знаний. Узнать о произошедших переменах напрямую невозможно, поэтому о них судят по косвенным признакам, а именно по изменениям в поведении и действиях.
Обучение - педагогическое воздействие на опыт ученика с целью содействия учению (поощрения, развития, помощи). R. Mayer 2011.Определение обучения также содержит несколько очень важных моментов, на которые стоит обратить внимание:
- Обучение - это воздействие со стороны преподавателя на опыт, получаемый учеником;
- Цель такого воздействия - помощь и содействие изменениям в знаниях ученика.
3 метафоры об обучении
За последние 100 лет были сформированы 3 основные метафоры, описывающие процесс обучения:- Обучение заключается в поощрении правильных и наказании неправильных действий ученика;
- Обучение заключается в запоминании новой информации;
- Обучение заключается в:
- изучении предлагаемого материала, его анализе и выявлении ключевой информации
- формировании на основе этой информации смысловой модели материала и
- связывания полученной модели с уже имеющимися знаниями.
Этот подход получил широкое распространение в 60х годах благодаря развитию и распространению программированного обучения. Однако такой подход не отображает картины обучения целиком, в частности, он не предусматривает обучения через осмысливание материала.
Вторая метафора описывает так называемый подход приобретения знаний. В этом случае задачей ученика является получение новых знаний, а преподаватель выступает в роли их источника. Иными словами в данном случае ученик - тот самый пустой сосуд, который преподаватель должен наполнить. Считается, что этот подход также не полностью отражает процесс обучения, так как практически не учитывает важность вовлечения ученика в процесс.
Третья метафора описывает подход, называемый конструированием знания, в соответствии с которым ученик вовсе не пассивный участник процесса, а активный создатель смысла. Он должен быть вовлечен в активный мыслительный процесс на протяжении всего процесса учения. Он тратит собственное внимание на поиск важной информации, мысленно структурирует ее и связывает с уже имеющимися знаниями. Преподаватель в данном случае не просто является источником информации, но способствует усвоению и закреплению материала учеником.
Основное внимание в дальнейших публикациях будет уделено именно этому подходу, поэтому рассмотрим его более детально.
Когнитивная теория
В основе подхода конструирования знания лежат три основных научно обоснованных принципа:- Два канала восприятия. Люди получают информацию по двум независимым каналам:
- каналу для восприятия визуальной информации
- каналу для восприятия звуковой информации
- Ограниченные ресурсы внимания. Ресурсы внимания и памяти не безграничны. Человек способен активно усваивать и обрабатывать лишь несколько порций информации за 1 раз
- Активное обучение. Человек учится только в том случае, если он непосредственно вовлечен в процесс обучения - изучает материал, выделяет ценную информацию, обдумывает и осмысливает ее.
Рассмотрим его подробнее:
- Итак, мультимедиа презентация (электронный курс) может содержать как графическую часть, так и текстовую ( в печатной или устной форме).
- Вся информация поступает в мозг по двум основным каналам: графика и печатный текст воспринимаются зрением, а устная речь и различные аудио-материалы - слухом.
- Далее идет процесс фильтрации, отбора ценного и важного материала. И результат этого процесса напрямую зависит от внимания ученика - чем больше внимания он уделил восприятию информации - тем больше материала попадет в его рабочую память. И наоборот, если ученик отвлекся, переключился на другие дела и т.д., то материал пройдет, что называется, "мимо ушей", а в нашем случае еще и "мимо глаз".
- Информация, прошедшая этап фильтрации может хранится и обрабатываться рабочей памятью. Задача рабочей памяти на данном этапе - преобразовать отдельные крупинки информации, прошедшие фильтрацию в единую смысловую модель. Делается это в два этапа - сначала из звуков формируется модель словесной информации, а из графических изображений - модель графической информации, а затем эти модели объединяются между собой в единую смысловую модель.
- После чего единая смысловая модель должна быть связана с уже имеющимися у ученика знаниями. Чем шире будет сеть связей, чем больше знаний и опыта будет связано с новой моделью, тем крепче она засядет в долговременной памяти и тем проще, в дальнейшем, она будет оттуда извлекаться.
- Отбор слов и изображений (фильтрация). На этом этапе ученик должен выделить часть своего внимания, чтобы выбрать из гущи текста и графики по-настоящему ценную информацию;
- Структурирование слов и изображений. Мысленное построение взаимосвязей между отобранными частями информации, формирование понятных ученику представлений - смысловой модели информации;
- Интеграция. Связь полученной модели с уже имеющимися в долговременной памяти знаниями.
Одна из самых больших сложностей при проектировании курса в таком ключе - построить процесс обучения таким образом, чтобы не допустить перегрузки основных ресурсов ученика - внимания и памяти.
Для этого необходимо учитывать 3 типа когнитивных процессов:
- Обработка лишней информации - процесс, напрямую не связанный с обучением. Имеет место, если учебный процесс плохо спроектирован и содержит много лишней информации - как текста, так и графики
- Поиск смысла - процесс отбора наиболее важной и ценной информации. Имеет место, если учебный материал запутанный или сложный для усвоения
- Формирование знания - процесс, направленный на глубокое понимание сущности материала (включает в себя организацию информации и ее интеграцию). Этот процесс порождается желанием ученика освоить материал.
- Слишком много "лишней" активности, напрямую не поощряющей обучение. В этом случае ресурсы ученика будут расходоваться попусту. Во избежание переполнения курса такого рода материалами и действиями следует уделить пристальное внимание содержанию курса - писать краткий и емкий текст, без "воды", для объяснения сложной графической информации использовать текст в аудио-формате;
- Слишком сложный материал - очень много ресурсов уходит на ее "расшифровку" и поиск смысла. Во избежание этого разбивайте материал на маленькие, легко усваиваемые части. Можно также провести предварительное занятие, на котором объяснить смысл основных понятий и процессов;
- Слишком мало активности, направленной на понимание и закрепление материала. В этом случае ученик не будет по-настоящему втянут в процесс обучения. Решением в данном случае может служить добавление в курс полезных учебных активностей, например, качественных практических заданий.
- Удаление лишней информации;
- Управление сложным материалом;
- Поощрение формирования новых знаний.
Источник
Другие части книги по тегу eLearning and the Science of Instruction
Хорошая статья))Спасибо
ОтветитьУдалить