четверг, 16 августа 2012 г.

Неформальное обучение - это возможность, а не источник мотивации


Автор: Марина Литвинова
Я начала размышления о неформальном обучении, когда думала о мотивации к обучению, о том как видоизменить обязательное проф.обучение так, чтобы сотруднику было интересно учиться, как дать возможность формировать программу самому сотруднику, хотя бы частично. Размышлений было много, пару публикаций (1, 2). Во многом помогали погружаться в эту тему посты Владимира НюрнбергаЭдуарда Бабушкина и Ивана Травкина.
Сейчас, спустя время, я пришла к выводу, что не надо пробовать видоизменить формальное, прикрепив неформальное как "морковку". Это разное для меня теперь.

Есть:
1) формальное и обязательное - это то, что под цели бизнеса, компании, что нужно измерить и принять решения и т.д.
2) неформальное - это то, что под цели сотрудника, сообщества, к которому он принадлежит, то, что развивает и мотивирует к развитию -
и это две разных вещи.


Думаю, в компании нужно давать возможность обучаться неформально. И показывать примеры того, какие результаты дает это обучение (общение, деятельность), создавать форумы, сопровождать процесс неформального обучения. Обучать тому, как это должно быть. И приобщать к новым технологиям. Я увидела чудесный пример реализации неформального обучения в курсе Ивана Травкина (Об)учение в сети. Идейно этот курс мне очень близок, не смотря на то, что рассчитан на академический, а не на корпоративный сектор. Это понятно, это работает, это интересно.

Думаю, нужно идти от деятельности, применяя инструменты неформального обучения, а не от поисков того, что же может мотивировать. Это само собой должно сложиться, если подготовить среду, в которой хочется развиваться и если у сотрудника есть внутренняя мотивация. Мотивация может появиться как следствия нахождения в среде (это есть в комментариях Владимира Нюрнберга), а может и не появиться. Тогда это его выбор выполнять установленную программу проф.обучения, а выбор его коллеги - использовать дополнительно неформальные инструменты обучения и развития и делать карьеру.

Осталось начать, продолжить и закончить внедрение неформального обучения:) За ним будущее, т.к. подход к обучению меняется уже сейчас, это легко можно отследить, поискав в Интернет немного. Или мы принимаем эти изменения и идем вперед, или держимся за сложившиеся стереотипы и какое-то время сохраняем позиции. Но потом все равно придет НО)

4 комментария:

  1. Начал комментировать, да комментарий оказался длиннее Вашего поста, Марина. Попытался наметить практические шаги внедрения неформального обучения уже сейчас вдогонку Вашим мыслям: http://blog.newedu.su/2012/08/blog-post_17.html

    ОтветитьУдалить
  2. Владимир, это же чудесно, когда комментарий рождает пост, пост рождает практические шаги, а там и до реализации близко! Обязательно прочитаю Вашу статью.

    Марина Литвинова

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо за поднятую тему. Само по себе неформальное обучение не создаст нужной мотивации у сотрудника. Но если сотрудник имеет собственную мотивацию, то наличие инструментов для неформального обучения / правильной атмосферы в организации увеличивает шансы на то, что мотивация сотрудника зародит беседу, а в последствии возможно превратится в ещё один модуль общедоступной внутри организации информации.

    The eLearning Guild как раз опубликовала на прошлой неделе новый доклад-исследование на тему неформального образования. Называется "Smart Companies Support Informal Learning" и тщательно разбирает по косточкам понятие "неформальное обучение", пытаясь отделить формальное от неформального. В качестве примеров, в докладе приводится опыт Google Ireland и Армии США в развитии внутренней, неформальной среды обучения. Нужно сказать, что данный документ неплохо помогает разобраться в понятиях и навести порядок в голове по теме неформального обучение.

    Интересная информация, которая приводится в качестве примера, это то, что от 50% до 90% обучения в корпоративной среде является неформальным.

    ОтветитьУдалить
  4. Михаил, поделитесь источником, возможно есть и с русским переводом?
    Очень интересные данные о % неформального в корпоративной среде. Его сложнее отследить и проконтролировать, наверное, потому кажется что его почти нет, а возможно мы его не видим.

    Марина Литвинова

    ОтветитьУдалить