Автор: Марина Литвинова
Название книги: Взрыв обучения. Девять правил эффективного виртуального класса
(The Learning Explosion: 9 Rules to Ignite Your Virtual Classrooms)
Авторы: Мэттью Мердок, Трейон Мюллер
На покупку книги соблазнилась во время
саммита разработчиков электронных курсов в Москве, где выступала докладчиком. Надо сказать, что
заинтересовалась благодаря издательству (Альпина Паблишер) и
рекомендациям Стивена Кови в начале. Во время чтения несколько раз
менялось впечатление от книги: в начале увлекло вступление от Кови и
концепция фрагментов знаний, потом удивили слишком очевидные
рекомендации по внедрению и проведению вебинаров. В итоге пришла к
выводу, что книга, во-многом полезна, и рассчитана именно на новичков в виртуальном обучении.
Ниже краткие комментарии по книге,
некоторые вопросы и основные идеи, которые я нашла. Не останавливалась
на моментах внедрения вебинаров и организации самого процесса, т. к. для
нас это уже прошедший этап. Акцентировала внимание на самой концепции
фрагментов знаний, уменьшении количества и «порционности» информации
для обучения и поиск способов вовлечения слушателей.
Приятные открытия:
- создание фрагментов знаний (и много вопросов о том, как ими управлять в корпоративном обучении и нужно ли, с какой целью);
- правило 2-3-х минут для интерактивности в виртуальном классе;
- пример визуальной вовлеченности (обезвреживание бомбы).
Неприятные моменты:
- слабый перевод, некоторые фразы откровенно «корявые».
Собственно summary:
- Современные средства коммуникации позволят передавать от наставника обучаемого не только содержание, но и эмоциональный посыл.
- Процесс получения знаний становится все более доступным благодаря сети Интернет, которая позволяет обучаться в режиме реального времени, именно тому, что нужно в данный момент
- Первый и главный принцип обучения: «Будьте кратки»
- Второй принцип обучения: «Сразу же применяйте на деле то, что только что изучили»
- Знания и информация стали доступны для всех и каждого: мобильный телефон, онлайн-сообщества, сайты, блоги, wiki...
- Каждый из нас может создавать свои фрагменты знаний (ФЗ), делиться ими, и использовать ФЗ, созданные другими.
- Каждый ФЗ, попав в Интернет, распространяется как взрывная волна (тот самый взрыв обучения - the learning explosion).
- Не стоит бояться того, что дистанционное обучение окажется не даст того, что может дать очное. Существуют результаты исследований, которые показывают более высокую эффективность онлайн-обучения в сравнении с очным.
- Проанализируйте, где в Вашей компании создаются ФЗ, и как они используются.
- Итак, ФЗ — частички информации, поступающие к нам через Интернет и традиционные офлайн-медиа.
- ФЗ: как собрать и нужно ли?
- Ваш виртуальный класс может включать множество компонентов: онлайн-сообщества,wiki-ресурсы, мобильные приложения, подкасты, блоги, исследовательские сайты, соц.медиа
- Молодое поколение выбирает соц.сети (facebook, twitter), RSS - вместо e-mail
- Первое, что нужно изменить при переходе к виртуальному обучению — количество подаваемой информации (меньше) и ее «порционность» (мельче)
- Оптимальное время работы в виртуальном классе — 90-120 минут (3-4 основные идеи)
- Работа в виртуальном классе, как и тренинг, требует подготовки. Не пренебрегайте ею.
- Ставьте цели для развития виртуальных классов в компании и планы построение обучения.
- Создайте свой «лист успеха» для демонстрации развития проекта.
- Преодолевайте предубеждения. В 1903г. считалось, что «лошадь — это навсегда, а автомобиль не более, чем модное новшество»
- Вовлекайте в процесс обучения вербально, визуально и кинестетически (модель виртуальной вовлеченности)
- Проинформируйте учащихся о том, что будете ждать от них отклика.
- Выдерживайте паузу перед ответом на первый вопрос, НЕ отвечайте сами.
- Обращайтесь к участникам виртуального класса по имени.
- «Вовлечение побеждает отвлечение» - запрашивайте комменты, задавайте открытые вопросы, давайте обратную связь, создавайте ролевые игры.
- Пример визуальной вовлеченности — разговор по телефону главного героя фильма, который обезвреживает бомбу, и экперта, который просит все постепенно описать.
- Чтобы вовлечь визуально, показывайте видео-записи, иллюстрируйте Ваши слова, рассказывайте истории, давайте картинки на анализ и совместную работу.
- В отличие от фильма, книга дает те образы, которые прочнее связаны с нашим жизненным опытом, потому рассказывайте те истории, которые ученики смогут визуализировать сами
- Покажите участникам виртуального класса «дорожную карту» - план обучения.
- Помните правило двух-трех минут для создания интерактивности в виртуальном классе (каждые 2-3 минуты создавайте активность, переключайте внимание, активно включайте в процесс обучения)
- Спрашивайте у учеников отчеты о проделанной работе в виртуальном классе.
- Помните о правиле личной практики. Экспертом можно стать в чем угодно за 10000 часов.
- Используйте анкеты обратной связи на 2-5 вопросов. Благодарите за комментарии, анализируйте регулярно результаты.
- Vuvox.com — интерактивные коллажи
- Commoncraft.com — сайт с видео в стиле карандашных рисунков-комиксов.
- Surveymonkey.com — сервис для бесплатных вопросов и анализа рез-тов.
Марина,
ОтветитьУдалитьсколько ни искал за рубежом что-то решительно мощное, то чаще наталкиваюсь на популизм, желание заработать. Спасибо, что дали сведения по этой книжке. Чаще нахожу интересные мысли и решения среди русскоязычных коллег.
Всегда пожалуйста, Юрий!
ОтветитьУдалитьМарина Литвинова