вторник, 14 августа 2012 г.

"Взрыв обучения: Девять правил эффективного виртуального класса". Рецензия и summary

Автор: Марина Литвинова

Название книги: Взрыв обучения. Девять правил эффективного виртуального класса
(The Learning Explosion: 9 Rules to Ignite Your Virtual Classrooms)
Авторы: Мэттью Мердок, Трейон Мюллер

На покупку книги соблазнилась во время саммита разработчиков электронных курсов в Москве, где выступала докладчиком. Надо сказать, что заинтересовалась благодаря издательству (Альпина Паблишер) и рекомендациям Стивена Кови в начале. Во время чтения несколько раз менялось впечатление от книги: в начале увлекло вступление от Кови и концепция фрагментов знаний, потом удивили слишком очевидные рекомендации по внедрению и проведению вебинаров. В итоге пришла к выводу, что книга, во-многом полезна, и рассчитана именно на новичков в виртуальном обучении.
 
Ниже краткие комментарии по книге, некоторые вопросы и основные идеи, которые я нашла. Не останавливалась на моментах внедрения вебинаров и организации самого процесса, т. к. для нас это уже прошедший этап. Акцентировала внимание на самой концепции фрагментов знаний, уменьшении количества и «порционности» информации для обучения и поиск способов вовлечения слушателей. 
 

Приятные открытия:
  • создание фрагментов знаний (и много вопросов о том, как ими управлять в корпоративном обучении и нужно ли, с какой целью);
  • правило 2-3-х минут для интерактивности в виртуальном классе;
  • пример визуальной вовлеченности (обезвреживание бомбы).
Неприятные моменты:
  • слабый перевод, некоторые фразы откровенно «корявые».
Собственно summary:
  • Современные средства коммуникации позволят передавать от наставника обучаемого не только содержание, но и эмоциональный посыл.
  • Процесс получения знаний становится все более доступным благодаря сети Интернет, которая позволяет обучаться в режиме реального времени, именно тому, что нужно в данный момент
  • Первый и главный принцип обучения: «Будьте кратки»
  • Второй принцип обучения: «Сразу же применяйте на деле то, что только что изучили»
  • Знания и информация стали доступны для всех и каждого: мобильный телефон, онлайн-сообщества, сайты, блоги, wiki...
  • Каждый из нас может создавать свои фрагменты знаний (ФЗ), делиться ими, и использовать ФЗ, созданные другими.
  • Каждый ФЗ, попав в Интернет, распространяется как взрывная волна (тот самый взрыв обучения - the learning explosion).
  • Не стоит бояться того, что дистанционное обучение окажется не даст того, что может дать очное. Существуют результаты исследований, которые показывают более высокую эффективность онлайн-обучения в сравнении с очным.
  • Проанализируйте, где в Вашей компании создаются ФЗ, и как они используются.
  • Итак, ФЗ — частички информации, поступающие к нам через Интернет и традиционные офлайн-медиа.
  • ФЗ: как собрать и нужно ли?
  • Ваш виртуальный класс может включать множество компонентов: онлайн-сообщества,wiki-ресурсы, мобильные приложения, подкасты, блоги, исследовательские сайты, соц.медиа
  • Молодое поколение выбирает соц.сети (facebook, twitter), RSS -  вместо e-mail
  • Первое, что нужно изменить при переходе к виртуальному обучению — количество подаваемой информации (меньше) и ее «порционность» (мельче)
  • Оптимальное время работы в виртуальном классе — 90-120 минут (3-4 основные идеи)
  • Работа в виртуальном классе, как и тренинг, требует подготовки. Не пренебрегайте ею.
  • Ставьте цели для развития виртуальных классов в компании и планы построение обучения.
  • Создайте свой «лист успеха» для демонстрации развития проекта.
  • Преодолевайте предубеждения. В 1903г. считалось, что «лошадь — это навсегда, а автомобиль не более, чем модное новшество»
  • Вовлекайте в процесс обучения вербально, визуально и кинестетически (модель виртуальной вовлеченности)
  • Проинформируйте учащихся о том, что будете ждать от них отклика.
  • Выдерживайте паузу перед ответом на первый вопрос, НЕ отвечайте сами.
  • Обращайтесь к участникам виртуального класса по имени.
  • «Вовлечение побеждает отвлечение» - запрашивайте комменты, задавайте открытые вопросы, давайте обратную связь, создавайте ролевые игры.
  • Пример визуальной вовлеченности — разговор по телефону главного героя фильма, который обезвреживает бомбу, и экперта, который просит все постепенно описать.
  • Чтобы вовлечь визуально, показывайте видео-записи, иллюстрируйте Ваши слова, рассказывайте истории, давайте картинки на анализ и совместную работу.
  • В отличие от фильма, книга дает те образы, которые прочнее связаны с нашим жизненным опытом, потому рассказывайте те истории, которые ученики смогут визуализировать сами
  • Покажите участникам виртуального класса «дорожную карту» - план обучения.
  • Помните правило двух-трех минут для создания интерактивности в виртуальном классе (каждые 2-3 минуты создавайте активность, переключайте внимание, активно включайте в процесс обучения)
  • Спрашивайте у учеников отчеты о проделанной работе в виртуальном классе.
  • Помните о правиле личной практики. Экспертом можно стать в чем угодно за 10000 часов.
  • Используйте анкеты обратной связи на 2-5 вопросов. Благодарите за комментарии, анализируйте регулярно результаты.
  • Vuvox.com — интерактивные коллажи
  • Commoncraft.com — сайт с видео в стиле карандашных рисунков-комиксов.
  • Surveymonkey.com — сервис для бесплатных вопросов и анализа рез-тов.

2 комментария:

  1. Марина,
    сколько ни искал за рубежом что-то решительно мощное, то чаще наталкиваюсь на популизм, желание заработать. Спасибо, что дали сведения по этой книжке. Чаще нахожу интересные мысли и решения среди русскоязычных коллег.

    ОтветитьУдалить
  2. Всегда пожалуйста, Юрий!

    Марина Литвинова

    ОтветитьУдалить