вторник, 4 августа 2015 г.

Юбилейная школа e-learning.by 2015

Автор: Константин Бугайчук

Кто-то мне сказал, что дескать тебе надо книги писать, но я вот думаю склонности к этому нет, хотя из постов этого блога может получится неплохая брошюра (путеводитель) по школам портала e-learning.by, потому что писать про них хочется.


Рассказ длинный и обстоятельный. Чтение на несколько дней гарантируется!

Итак на 10-ю юбилейную школу мы приехали в Национальный горнолыжный курорт "Силичи". Все ухожено, цивильно, рядом шикарный лес, чистый воздух. Работай и отдыхай с пользой. Жалко, что не все мои коллеги доехали - место того стоит.



Вот такие вот "Силичи"

День первый.


Володя Наумов как всегда заставил нас попотеть на ниве педагогического дизайна. Мы  пытались найти связи между данными, информацией и знаниями (это на секунду разные вещи и инженерия знаний их различает). Рассмотрели домены и типы знаний,  также их применение при проектировании электронных курсов. 


Что в остатке? Много людей, которые занимаются педагогическим дизайном, на самом деле работают только в одном его измерении, а часто вообще в сфере менеджмента обучения. Так что... думайте где Вы сейчас!




4 составляющие настоящего педагогического дизайна (автор: Владимир Наумов)

День второй.

Его начала Елена Денисова с темой по автоматизации бизнес-процессов. Сказать честно, в полной мере я не совсем был в теме, но где-то понимал, что для многих организаций эта тема актуальна. 

По своей сути автоматизация нужна не только "чтобы выкинуть человека с работы". Есть много случаев в организации менеджмента обучения, где она нужна и важна, и машина сделает лучше быстрее и оперативнее, позволяя тем самым освободить сотрудников от рутинной работы и перебросить на более ответственный участок.


Еще больше я убедился в этом, во-первых, вспоминая работы номинантов премии учебных порталов 2015 (о них писал Э. Бабушкин), а во-вторых из рассказа коллеги Ольги Завьяловой, которая привела реальную потребность автоматизации процессов своей деятельности. 


В процессе групповой работы мы выступали заказчиками и разработчиками проекта автоматизации определенного процесса (т.е. формулировали заказ для других групп, в то же время выполняя заказ поступивший от них). Кстати, мои коллеги даже разработали для Ольги концепцию автоматизации некоторых ее рабочих процессов. Так что мастер-класс прошел отлично! Реальная проблема - реальное решение!



Как думаете: "Какой бизнес процесс автоматизирует Елена Денисова?" :-)

После обеда Максим Скрябин погрузил нас "...в волшебный и удивительный мир отчетов, цифр, планов, смет..." - узнали фразу?

Итак, у Вас есть ЛМС? Какие отчеты она делает? Что Вас не устраивает? Как бы вы визуализировали массивы данных о процессе обучения - вот об этом мы и говорили. Каждая группа составила свой уникальный концепт отчета для типового электронного курса и для ЛМС, основываясь на материале Максима и шаблонах визуализации. Очень полезный мастер-класс, сразу можно понять, что реально нам нужно от отчета системы, какие данные первоочередные, а какие лишние в наших и чужих продуктах! Максиму респект!


Как по мне так лучший концепт от Сергея Запорожченко и Елены Локтевой

День третий.

Голова есть, но она должна говорить нормально
(А.С. Прутченков)

Вот такая вот затравочка получилась для веселого и легкого мастер-класса Юрия Майского. Тему публичных выступлений и презентаций муссируют много и давно, и только от Алексея Каптерева и вот от Юры есть вменяемые тренинги по тренировке дикции, дыхания, проставления интонаций. Мы читали скороговорки, незнакомые тексты с листа, тренировали диафрагмальное дыхание. Нужный мастер-класс для любого педагога от настоящего артиста и мастера. Спасибо Юра!


А еще Катя Богоутдинова шикарно поет :-)

Часто ли Вы даете своим ученикам оценивать себя и друг друга? Нет? Тогда вам к Лене Локтевой. Научит, расскажет, даст совет. Самооценку, кстати, широко практикует Coursera! А вот в наших курсах, часто оценка это от "2" до "5" и только от преподавателя. 

Активная же оценка – это стратегия обучения, в рамках которой ученики имеют возможность: а) постоянно видеть и понимать свои успехи (и этому радоваться), б) свои ошибки (и работать над ними). Кроме того в ее процессе они учатся владеть процедурами оценки, управлять собственным обучением.


Предложите ученикам такую шкалу. Посмотрите на результат!




Товарищ! Предусмотри в своем курсе активную оценку! Не пожалеешь!
Свой мастер класс я посвятил различным креативным техникам. Все мы не рождаемся креативными - им можно стать, нужно увлечение любимым делом + тренировки. На мастер-классе мы играли в ДРУДЛЫ, генерировали идеи для курса по дизайну презентаций с помощью техники фокальных объектов, визуализировали пословицы и поговорки. 

Кроме этого я рассказал коллегам более чем о 10 наиболее распространенных техниках креатива. Мою презентацию (правда без заданий) можно скачать по ссылке: http://www.e-learning.by/Info/All-Presentations/ELearning.html


Надеюсь скучать им не пришлось - веселуха была еще та!



Это пример реализации одного способа креативить везде и всегда (техника - расшифровка аббревиатур). Мое имя выступило итогом мастер-класса. 
Застолблю авторство!



Фрагменты моего мастер-класса (Вверху - самая креативная группа под руководством Марины Трубиной)
День четвертый.


Как определить "удобность" электронного курса? Почему мы часто не обращаем внимание на опыт пользователя? Да потому что не знаем требований, а их много - начиная от содержания (форматирование, заголовки, списки, канцеляризмы) и заканчивая интерфейсом (кнопки, переходы, инструкции). Вот так мы с помощью Елены Локтевой пошагово прошли все требования к интерфейсу электронного курса:
  1. Скорость выполнения работы.
  2. Количество пользовательских ошибок.
  3. Скорость обучения пользователя.
  4. Удовлетворение пользователя.
Было трудно, но думаю наша команда отлично справилась! Лене спасибо и ждем продолжения! Реально полезно!

Мозговой штурм: осмысленный, но все равно беспощадный


И в конце, конкурс проектов.
  • Марина Трубина поделилась опытом института по формированию кластеров "авиаметеорологии" и "гидрометеорологии". Очень интересно и реально классная работа.
  • Сергей Запорожченко представил нам проекты про созданию учебного курса для спецов в сфере нанотехнологий и создания учебного портала для Всемирной организации служб спасения. Масштабно! 
  • Ольга Завьялова поделилась своими достижениями по повышению квалификации педагогов  в сфере дошкольного образования! Полезно! И что самое главное - все сама. Просто вот респект и уважуха!

ОКОЛОШКОЛА


Естественно пару дней было выделено на обстоятельное исследование основных мест отдыха в Минске, поскольку время от окончания школы до отхода поезда и "адова экскурсия" в -30  зимой 2014 года не дали мне времени лучше ознакомиться с этим удивительным городом. 


В первый день мы с Леной Локтевой были в Ботаническом саду и в "Парке Челюскинцев". 


А вот во второй день я в порыве энтузиазма отмахал более 20 км пешком по нескольким достопримечательностям: Немига (Верхний город) - 0 километр (знак) - Цирк - Парк Горького - парк Янка Купалы - парк Марата Казея - Оперный театр - Троицкое подворье - "Остров слез" - Парк Победы - Музей ВОВ - Национальный дворец - Площадь флага - Аквапарк!!!! (Минчане поймут).


Жалко одно - был понедельник и в большинство мест во внутрь было не попасть(((. А так хотелось на колесо обозрения и в музей ВОВ (дедушка то Минск освобождал!). Но зато есть цели на будущее. 



Прекрасен Минск да еще с таким то организатором!

Ну а развлечений нам в принципе хватало: пикник, лесное озеро и "тропа здоровья" интеллектуальные игры в Доббль и Экивоки! Куча эмоций и позитива.



Какая школа без шашлыков? Наше творение с Сергеем Запорожченко и Эдиком Пономаревым

По впечатлениям от пройденного:

1. Минск очень красивый и зеленый город. Может я ходил не там? Но местные говорят, что у них так всегда! Ровные и чистые улицы, широкие проспекты, толерантное отношение к туристам - все это располагает к дальнейшим поездкам. В общем супер город!!! В этот раз я даже провел маленькую экскурсию для некоторых участников, так как за несколько поездок уже освоился.



С Ольгой Завьяловой на "музыкальной скамейке", которая сама играет "Полонез Огинского"

2. Некоторые итоги нашей беседы  с Леной по формату школы она уже озвучила в Facebook, но все равно повторюсь:

  • жалко было немного людей, ждал большего количества участников. Хотя познакомился (развиртуализировался) с другими хорошими людьми ("Системинвесту" привет!). Отдельно по "Европлану" - Лена молодец, прогнала через школу практически всех своих сотрудников. Теперь я точно знаю весь полный состав ее отдела. Такого на моей памяти еще не было. Одним словом и сама учится и подчиненным скучать не дает!
  • учитывая, что мастер-классы вели в основном старожилы, все было в принципе ровно и ожидаемо (чисто для меня). В такой ситуации главным было сделать что-то очень необычное, так как удивить такую аудиторию надо постараться. Вот поэтому выступление Юрия Майского и зашло всем на 100%. Тема новая, никто там из "элернингцев" профессионально не копается (несмотря на наличие подобных вебинаров и тренингов + это действительно было весело и вызывало эмоции. 
А что надо, чтобы обучение было эффективным? ПРАВИЛЬНО! Оно должно вызывать положительные эмоции! Так что Юра был просто молодцом! Тем более он, как артист,  об искусстве подачи выступления и голосовых техниках знает очень много. И такому тренеру веришь!
  • остальные выступления, в том числе и мое, прошли очень ровно и близко по эмоциональному накалу, хотя, честно говоря, думал, что материал подобрал очень интересный и такого еще не было (ну не угадаешь никогда, что понравится, а может к моему выступлению уже все устали), короче собой недоволен, хотя при голосовании попал во все номинации;
  • формат школы надо немного менять и что-то придумать. Предлагаю во-первых, сделать доклады без старичков (так сказать пустить новую кровь, но если кто-то захочет - нет препятствий), во вторых нужны баттлы на разные темы (Помню Лена со Светой обещали нам Prezi vs PowerPoint), в-третьих, возможен вариант тематических школ или тематических дней на школе с выбором "локального победителя дня" или мастер-классы в парах. Понятно, что это пока предложения, но соответствовать надо (я ж на школе получил звание "креативного дюрасела").

* Кстати о голосовании: Мои номинации определились так (да не обидятся остальные участники):
  • проект - Ольга Завьялова! Я знаю, как это не просто одной поднимать что-то в вузе, поэтому за смелость, энтузиазм и веру в себя!
  • мастер разработки - Лена Локтева! так как она знает бизнес анализ - не знает его никто, что надо учитывать, на что обратить внимание, какие требования - все это помогает разработке учебного курса и его интерфейса, поэтому за всеосведомленность, пользу, возможность самооценки в курсе и практичность!
  • мастер управления - Сергей Запорожченко! Не так часто встречаешь человека, который кроме разработки может поднимать крутые проекты по нанотехнологиям в рекордные сроки и с такими условиями, поэтому за масштабность!
  • мастер школы - Юрий Майский! Весело, полезно, практично, необычно! Кто не знает, Юра выступает в художественном коллективе, замечательно поет, поэтому тема подготовки к выступлениям это его конек и хлеб! Юра был искренним с необычным материалом + заставил нас здорово посмеяться (и это в совокупности с огромной практической направленностью выступления), поэтому за эмоции, новизну и пользу!
3. Я еще раз искренне и от все души поздравляю наших победителей: Олю Завьялову, Лену Денисову, Сережу Запорожченко и особенно, Юру Майского желаю им дальнейших свершений и побед! 


Наши красавцы!

4. Огромный "респект" Елене Локтевой за очередную школу, организацию, любовь ко всем участникам, желание сделать хорошее мероприятие. Короче СПАСИБО! Надеюсь мы все оправдали и ее ожидания как по программе ведущих так и по своей работе на школе.

Надеюсь на новые встречи. Удачи всем!!!

Комментариев нет:

Отправить комментарий