понедельник, 13 апреля 2015 г.

Как зарабатывает Coursera?

Автор: Марат Файзуллин

Данная статья написана и опубликована Дгавалом Шахом – основателем МООС-платформы Class Central - https://www.class-central.com/. Дгавал является давним сторонником широкого распространения образовательных онлайн-курсов и рассказывает в своей статье о принципах работы крупнейшей МООС-платформы Coursera. 
Оригинал можно прочесть здесь - https://www.edsurge.com/n/2014-10-15-how-does-coursera-make-money.

Coursera – образовательная платформа, сотрудничающая с лучшими мировыми ВУЗами и различными организациями в сфере разработки бесплатных онлайн-курсов. Основана в 2011 г. двумя профессорами Стэнфордского университета.  Всего за три года эта площадка собрала более 10 миллионов учеников и около 85 миллионов долларов венчурного капитала.


Почему венчурные инвесторы так активно вкладываются в этот проект? Как бесплатные курсы могут приносить доход разработчикам? Многие задавались этими вопросами, а потому мы публикуем обзор различных схем монетизации, применявшихся этим ресурсом, а также некоторые прогнозы, основанные на доступных нам данных.

Попытка первая: сервис по подбору персонала

В декабре 2012 года, когда количество пользователей платформы достигло отметки в два миллиона, в официальном блоге проекта появилась запись со ссылкой на новый сервис Coursera Career Service, который был призван «стать местом встречи самых активных и увлечённых студентов Coursera и должностей, которые наиболее соответствуют их интересам и навыкам». Сервис использовал довольно сложную схему подбора нужного для компании кандидата. Пользователям нужно было официально заявить об участии и зарегистрировать свой профиль.

Портал устанавливал единую плату для компаний, желающих просмотреть подборку подходящих кандидатов. Университет, чьи курсы студент посещал, получал процент от этой суммы. Поначалу вакансии относились только к сфере разработки ПО, и ограничивались фиксированным списком компаний, использовавших сервис: Facebook, Twitter, AppDirect, TrialPay и др.


Судя по всему, проект был закрыт. Сайт сервиса больше не существует, и в FAQ портала упоминаний о нём тоже нет. Но это не означает, что Coursera не вернётся к чему-то подобному в будущем.


Подтвержденный сертификат


В январе 2013 Coursera заявила о запуске так называемого «Подтвержденного сертификата». Он «устанавливает связь между работами, выполненными при прохождении курса, и реальной личностью их автора посредством защищённой технологии». Получаемый сертификат стоит от 30 до 100 долларов. На момент запуска эта опция была доступна для шести разных курсов; те, кто испытывает финансовые трудности, могут обратиться с просьбой о финансовой поддержке.





За девять месяцев доходы Coursera достигли 1 млн. долларов за счёт продажи 25 000 подтвержденных сертификатов среди 4,7 миллионов своих пользователей. А ещё через пять месяцев суммарный доход, согласно отчетности, достиг 4 миллионов долларов. Вероятно, этот результат обеспечен за счет ряда популярных курсов: в своём апрельском интервью профессор Уортонской школы бизнеса Дэвид Бэлл упоминает, что на его «Введение в маркетинг» (часть программы Wharton Foundation Series) записались около десяти тысяч студентов. При стоимости в 49 долларов за подтвержденный сертификат — это эквивалентно полумиллионам долларов дохода. Сейчас Coursera ежемесячно зарабатывает более миллиона долларов на заверенных сертификатах.

Также портал активно расширяет список курсов, по итогам прохождения которых возможно получение подтвержденного сертификата. На данный момент 70% новых курсов имеют такую опцию. Кроме того, растёт число курсов (сейчас их около 40), в которых не предусмотрена бесплатная «Ведомость о прохождении», и единственным способом фиксации факта прохождения курса является «Подтвержденный сертификат». Некоторые студенты довольно громко выступали против подобной политики, отказывались от продолжения обучения в знак протеста.


С самого начала прохождения курса система предлагает вам записаться на получение заверенного сертификата, используя различные уведомления. И в обсуждениях на форуме учётные записи студентов, участвующих в программе, помечены специальным значком, что также популяризует эту программу.




Специализации


В январе 2014 г. Coursera представила систему специализаций - групп смежных курсов, объединённых с целью помочь студенту углубить свои знания о предмете. Сейчас насчитывается около 25 таких программ по различным областям знаний, от информационных технологий до литературного творчества. Чтобы получить сертификат о прохождении специализации необходимо иметь подтвержденный сертификат по каждому из входящих в ее состав курсов, а также выполнить итоговый проект (о нем ниже).


По данным Coursera 1,5 миллиона студентов выбрали курсы, входящие в 10 специализаций, которые были доступны изначально. Это показывает, что с большой вероятностью система специализаций увеличила продажи подтвержденных сертификатов.


Можно взглянуть на статистику, опубликованную Университетом Джона Хопкинса по своей специализации «Информационные технологии», состоящей из 9 курсов и итогового проекта. За пять месяцев работы сервиса специализаций более 14 000 студентов прошли хотя бы по одному из девяти курсов, оплатив заверенный сертификат (по 49$ каждый). При этом 266 человек прошли все девять курсов. Всё это, без учёта запросов студентов о финансовой помощи, в сумме приносит Coursera около миллиона долларов за подтвержденные сертификаты. Конечно, часть из них, вероятно, была бы продана и без системы специализаций, но всё же очевидно, что она существенно стимулирует продажи.


Работа с корпорациями


Coursera очень изобретательна в части вовлечения компаний и корпораций в свой проект. Неизвестно, сколько приносит (и приносит ли) такое сотрудничество прибыли. Ниже мы рассматриваем несколько вариантов подобного взаимодействия.





Итоговый проект


Прохождение блока курсов в рамках одной специальности завершается итоговым проектом, где ученик должен использовать знания и навыки, которыми овладел, для решения реальной задачи. Для создания таких проектов Coursera сотрудничает с крупнейшими компаниями, работающими в соответствующих сферах. Итоговый проект по специализации «Информационные технологии» Университета Джона Хопкинса Coursera делает совместно с компанией Swiftkey, которая занимается созданием программных заменителей клавиатуры для устройств на базе Android.




Корпоративные тренинги


Компании всего мира могут использовать курсы Coursera для повышения квалификации своих работников. Потенциально, они могли бы включить их в собственные программы обучения. По данным проведённого Coursera исследования, из 3000 опрошенных пользователей 92% считают курсы Coursera такими же, либо более качественными, по сравнению с их корпоративными тренингами. Но пока что никаких публично анонсированных проектов в этом направлении нет.





Спонсирование курсов


Ведущие компании могут спонсировать создание курсов, разработанных ведущими вузами. Таким образом их бренд будет связан с именем известного вуза и определённой отраслью, на которой компания специализируется. Это может помочь компании в найме лучших исполнителей. Никаких официальных данных по этому направлению развития портала пока нет, но тот факт, что частные компании выражали интерес к сотрудничеству с Udacity (частной организацией в сфере онлайн-образования), говорит о том, что и здесь, вероятно, налаживается аналогичное сотрудничество.


Подведём итоги


Итак, зная, что подтвержденные сертификаты - это основной источник доходов компании, с которого она получает около миллиона долларов в месяц, общий доход за 2014 год равен примерно 8-12 миллионам долларов. По словам генерального директора Coursera Рика Левина, несколько университетов-партнеров уже покрывают свои издержки из той части прибыли, которую получают с помощью Coursera. Согласно документам, опубликованным в издании The Chronicle of Higher Education, Coursera отдаёт университетам 6-15% общего своего дохода и порядка 20% валовой прибыли с совместных курсов.


Так прибыльна ли платформа Coursera? Вероятно, нет, учитывая её штат в более чем 100 сотрудников. Но при довольно стабильных доходах и достаточном количестве денег на банковских счетах, у Coursera есть ещё огромный простор для роста, и, если она будет успешно его осваивать, применяя работающие бизнес-модели и изобретая новые, она, вероятно, сможет отбить все столь щедро вложенные в неё венчурные инвестиции.

1 комментарий: