вторник, 11 ноября 2014 г.

Learning 2014: Персонализация

Автор: Елена Тихомирова

Эта тема на Learning 2014 прозвучала практически сразу. И именно она была основным мотивом конференции. Главное утверждения, что сегодня есть только One size fits One, то есть каждому свою. А One size fits All не работает, потому что все люди разные. Чистая правда, мозг каждого человека устроен вроде как также, как и у всех остальных, но прошивки у этого устройства абсолютно уникальные. Идеальный вариант обучения это тот, который полностью отвечает потребностям каждого конкретного человека и его особенностям и пожеланиям. Кстати, такой формат существует и даже им пользуюсь - полностью самостоятельное обучение по теме своих личных интересов с жизнью в виде основного коуча и проверяющего знания тренера.

Как жаль, что такой вариант нельзя запустить в крупной компании и сказать, чтобы все разбирались сами… Хотя, в таком случае мне точно придется учиться другой профессии.

Интересный пример коллеги привели на открытии конференции. Современное телевидение. Ведущий конференции рассказал, что во времена его молодости было 3 канала и все смотрели только их. Да и эти три часто показывали одно и то же, только в разное время. И все обсуждали то, что показывали, потому что вариантов на вечер было не так много. А потом появилось телевидение по запросу и 1000 каналов, передачи на которых можно отобрать, можно посмотреть в удобное время и даже без рекламы. Вот тут, нужно отметить, был момент, когда я удивилась. Вроде и слышала про штуки вроде TiVo, но вот то, что это так сильно распространено в США, было открытием. Я как человек не очень смотрящий ТВ, а точнее не смотрящий основные каналы, даже не знаю, есть ли у нас такая штука? Кто-то в курсе?

Это самое ТВ по требованию стало одним из самых ярких примеров персонализации. И с ним вместе много других явлений, которые позволяют нам многие формы контента адаптировать под себя. Даже то, что мы можем покупать песни отдельно, а не альбомом на касете, где ни последовательность ни состав поменять нельзя, тоже влияет на наше сознание. Каждый человек по мере использования всего того, что под него лично адаптировано (или ему кажется, что это так) начинает ожидать от учебного процесса не меньшей персонализации. Внутренний протест - почему я вдруг должен смотреть один канал вместо 1000? И только тогда, когда мне сказали? И только там, где положено?

Речи о персонализации учебного материала под всех и каждого не идет - адаптировать именно содержание практически невозможно. С точки зрения контента сейчас стало особенно важно, чтобы каждый слушатель хорошо понимал, что в этом курсе лично для него, как он выиграет от обучения. И понимая, что для сотрудников компании обучение обязательное, нам нужно каким-то образом дать слушателю возможность самому для себя понять смысл обучения, как если бы он на просторах интернета сам выбрал курс или же решил посмотреть по цифровому ТВ какую-то конкретную передачу. То есть нужны инструменты, которые позволят слушателю самому персонализировать свой контент.

Несколько инструментов, которые уже можно попробовать:
- Рассказать в начале курса, что здесь есть именно для работы конкретного сотрудника. Если вы вдруг скажете, что в целевой аудитории у вас должности разные, а на много курсов нет бюджета, то ответ очень простой - сделайте первый (или 2-3) слайд разный для каждой ЦА. Основной курс будет одинаковый, а первые слайды разные (может быть еще и последние). И несколько сборок, под каждую ЦА.
- Дать слушателям самим поставить свою цель обучения. В начале обучения кратко рассказать о том, что внутри, а потом дать возможность написать свою цель (или несколько). Внутри курса для этого можно использовать поле ввода. Затем сохраняем результат, двигаемся по намеченной траектории (то есть по той, которую мы с вами до этого создали в курсе), а конце курса показываем поставленную цель и просим оценить (можно даже по шкале), насколько вы свою цель достигли. Может быть очень хорошим способом собрать цели и оценку их достижения и понять, что реально люди в курсе хотят узнать и насколько курс помогает им достичь целей.

При том, что мы не можем адаптировать контент под каждого и не можем сделать так, чтобы одно и тоже было во всех возможных форматах, можно сделать так, чтобы сложные для восприятия форматы всегда имели дубликат. Например, для тех, кто не воспринимает аудио нужен текст. Что удивительно, что практически для любого формата дублером будет текст. Он не только самый надежный и к нему все привыкли, но позволяет многим людям легче создавать ментальные схемы. То есть если мы с вами решим сделать очень интерактивный курс с большим количеством видео и прочими штучками, то стоит подумать, что мы дадим тем, кто видео не очень любит и воспринимает и кому такой формат неудобен для обучения. По этому поводу еще про игры напишу, отдельный пост.

Персонализация достаточно просто может быть отражена в доставке учебного материала: возможность проходить обучение с разных устройств. Хотя, «просто» - это легко сказать, гораздо сложнее - сделать. Но у слушателя должна быть возможность выбрать где и когда он будет проходить обучение, какое устройство для этого использовать. Естественно, если обучение полностью планируется на мобильном устройстве, тут должна быть и своя методика и свой подход к разработке. Но тем не менее, думать о том, как дать человеку свободу выбора в процессе обучения - нужно. Важно, чтобы слушатель мог сам решить, что он будет, скажем, проходить обучение из дома и у него была такая возможность (небольшой камень в огород полностью закрытых СДО). Тогда будет ощущение самостоятельно принятого решения, а вместе с ним - некий эффект персонализации.

Для каждого обучение должно быть свое и только тогда оно действительно эффективно. 


Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий