четверг, 28 февраля 2013 г.

Designing Successful E-learning. Часть 3. Фундамент курса




Прежде чем браться за разработку курса, автор предлагает выполнить некоторую подготовительную работу, а именно:  - определить основные потребности и возможности, целевую аудиторию, поведение, которое необходимо изменить;
- определить цели курса;
- определить примерное содержание учебных событий.

Рассмотрим каждое из действий в отдельности.

Определение основных потребностей и возможностей

Первое, что необходимо сделать – провести небольшое исследование, в ходе которого определить:
  1. Проблему, которую предстоит решить;
  2. Лиц в организации, ответственных и заинтересованных в ее решении, а также предметных экспертов;
  3. Причину проблемного поведения.
Следует отметить, что автор подразумевает именно “небольшое” исследование. На его взгляд, на этом этапе достаточно даже поверхностных результатов. И вот почему: предлагаемый им процесс разработки электронного курса имеет следующий вид:


После подготовительных работ (background), о которых мы говорим, начинается итеративный процесс проектирования курса. И именно выполнение нескольких циклов проектирования позволяет дойти до сути проблемы и придумать наиболее оптимальный способ ее решения.

Но вернемся к подготовительному этапу. Анализируя проблему, постарайтесь понять – действительно ли ее можно решить с помощью обучения? Очень часто проблемное поведение сотрудников является следствием плохого управления, недостатка оборудования и других аналогичных проблем, решать которые нужно совершенно другими методами.

Также, следует обратить внимание на существование преград обучению – противодействия со стороны непосредственных руководителей, принуждения сотрудников, нехватки времени, чрезмерной загрузки и т.д. А может быть в компании сложилась ситуация, когда любые изменения встречаются в штыки, а неэффективные или устаревшие методы поощряются. Все эти факторы следует выявить и постараться устранить.

Если же проблема действительно связана с обучением, то следует найти корни проблемного поведения и понять:
  1. Каких изменений в поведении надо добиться;
  2. Какая группа людей нуждается в этих изменениях;
  3. Какое сочетание учебных событий позволит провести изменения в жизнь.

Определение учебных целей

Итак, проблема определена, и в общих чертах понятно требуемое поведение. Теперь его следует детально описать, по сути, определить цель учебного курса. Для этого стоит воспользоваться требованиями, описанными Р.Магером. Цель должна:
  • конкретно и однозначно описывать желаемое поведение;
  • условия в которых это поведение должно проявляться;
  • требуемое качество новых навыков, уровень их совершенства.
При этом не следует ограничивать описание цели одним предложением, самое главное, чтобы она давала полное представление о желаемом поведении, а какой объем займет описание – не так уж и важно.

Составленная в соответствии с данными требованиями цель – один из самых полезных инструментов для создания эффективного курса. Она может быть использована для:
  • правильного проектирования формы и содержания курса. Без цели невозможно создать эффективный учебный курс, подобрать правильное сочетание учебных событий, а также сделать эти события взаимодополняющими – направленными на  решение единой задачи;
  • привлечение внимания ученика к учебным событиям. Цель в ее первоначальном виде вряд ли окажет какое-либо положительное влияние на ученика. В то же время,  четкое понимание конечного результата дает дизайнеру возможность представить цель курса в другой, более наглядной, понятной и интересной форме. В идеале форма представления цели должна пробуждать у учащегося любопытство и эмоции, для этого можно воспользоваться следующими способами:
    • рассказать о положительных изменениях в жизни и карьере учеников, ранее проходивших обучение, своего рода “историю успеха”;
    • описать сложности, возникающие от недостатка знаний и умений в соответствующей области;
    • задать вопрос ученикам – какие по их мнению позитивные изменения могут произойти в результате обучения и т.д.
      Форма представления информации также может быть совершенно разной: текст, иллюстации, фото, видео, игры и т.д.
  • измерения прогресса каждого из учеников и эффективности курса в целом. Выделяют два типа целей: конечную цель курса – изменение поведения в долгосрочной перспективе, и промежуточные цели, достигаемые в ходе прохождения обучения. Всегда существует соблазн ограничится оценкой только промежуточных целей, приняв, что достижение всех промежуточных целей курса гарантирует достижение его конечной цели. Однако, эта гипотеза в большинстве случаев неверна, поэтому автор предлагает не поддаваться соблазну и нацелится на оценку именно конечной цели курса – изменения поведения сотрудника, повышение его результатов.

Определение количества учебных событий и их содержания

Формирование структуры курса следует разбить на два основных этапа:
  1. Создание списка всех возможных учебных событий;
  2. Анализ списка.
Для удобства автор предлагает сформировать таблицу, в строках которой записывать названия учебных событий, а в столбцах – цели курса. В первый столбец следует записать конечную цель курса, далее пойдут промежуточные цели.

Прежде чем приступать к наполнению таблицы обдумайте и запишите общий контекст курса, и планируемое состояние учеников непосредственно после завершения обучения – за счет этого создаются своеобразные ограничительные рамки.
Теперь, когда все готово, запишите в таблицу все учебные мероприятия, которые планируете использовать. Определите для каждого из них цели и задачи.
На этом этапе существует большой соблазн удариться в детализацию какого-либо из учебных событий – делать это нежелательно, сначала следует сформировать для курса общую картину, после чего работать с конкретными событиями станет значительно легче.

Следующий шаг – анализ получившейся структуры. Надо еще раз просмотреть получившийся список событий – интересны ли они ученикам? Нужны ли они все или можно без некоторых из них обойтись? Как достижение конкретной промежуточной цели влияет на достижение общей цели? Обратите внимание на то, что некоторые учебные события могут служить достижению сразу нескольких целей, а некоторые можно объединить в одно без ущерба для курса – это хороший способ сэкономить как учебное время, так и средства на разработку.

После формирования структуры курса начинается проработка содержания каждого учебного события. При этом надо помнить о двух вещах:
  • Первое. Способы подачи информации можно условно разделить на два вида – подача материала в форме презентации и интерактивная подача. Презентационная подача – это простое перелистывание слайдов, возможно выполнение каких-то элементарных действий. Как правило это скучно, но это совсем не значит, что такая форма неприемлема. Все зависит от цели учебного события. Можно использовать презентационную форму, когда материал предельно понятен и не требует разъяснений, когда важность и возможные ошибки не критичны, если материал не нацелен на существенные изменения в поведении и не требует практики, ясны результаты правильного/неправильного использования новых знаний, или, если материал будет в дальнейшем подробно рассмотрен с преподавателем или наставником.
  • Второе. Каждое событие должно быть значимым для ученика, запоминающимся и мотивирующим. В то же время каждое событие должно включать в себя 4 основных элемента:
  1. Контекст. Контекст события должен быть близким и понятным для учеников и как можно плотнее связан с их деятельностью;
  2. Задачу (вызов). Вызов служит толчком для поиска и обработки информации как во вне, так и внутри нашей памяти;
  3. Активность. Ученики должны активно взаимодействовать с электронным курсом, используя как можно больше имеющихся навыков. Стоит учитывать ограничения, налагаемые “железом” и ПО;
  4. Обратная связь.  Существует два вида обратной связи – внешняя и внутренняя. Внешняя отражает результат действий пользователя, с точки зрения внешних наблюдателей. Типичные примеры: “Отлично!”, “Правильно!” и т.д. Внутренняя обратная связь дает дополнительную информацию, позволяющую ученику самостоятельно оценить эффект от своих действий: “Разработанный Вами план принят руководством к рассмотрению, несмотря на то, что в целом он может дать неплохие результаты, ряд параметров [параметр1, 2, 3] нуждается в корректировке”.

Источник

Читайте более ранние посты о книге "Designing Successful E-learning" в блоге сообщества или блога автора.

2 комментария:

  1. У В. Наумова прочитал подобное 5 дней назад и подчеркнул 2 раза: "Анализируя проблему, постарайтесь понять – действительно ли ее можно решить с помощью обучения? Очень часто проблемное поведение сотрудников является следствием плохого управления, недостатка оборудования и других аналогичных проблем, решать которые нужно совершенно другими методами")))

    ОтветитьУдалить
  2. Интересная попытка алгоритмизировать творческий процесс создания электронного курса...

    ОтветитьУдалить