понедельник, 11 февраля 2013 г.

Как создавать эффективные видеолекции?

Авторы:
Марина Литвинова

Видео активно используется в электронном обучении. И даже если не используется, то обсуждает точно. В прошлом посте один из участников сообщества поделился с нами идеями того, как использовать в СДО видеоматериалы тренингов. В этом посте я подведу некоторые итоги дискуссии из форума сообщества -  "Как создавать эффективные видеолекции?".

Но для начала вспомним некоторые особенности использования видео, которые были рассмотрены в рамках конференции e-learning kitchen:
  • многие люди хорошо воспринимают визуальную подачу информации 
  • видео хорошо использовать для того, чтобы подчеркнуть реалистичность ситуации, объектов, процессов
  • видео легко воспринимать, знание языка не так существенно, как для текста
  • видео оказывает сильное воздействие на обучающегося
  • использование в видео экспертов повышает значимость учебного материала и доверие к нему
  • использование гидов помогает поддерживать процесс обучения
  • видео хорошо подходит для того, чтобы продемонстрировать процесс и плохо для того, чтобы дать какие-то конкретные цифры, параметры
  • "минусы" видео в том, что его темп может не подойти для всей аудитории, для его создания и обновления нужны навыки и ресурсы, в т.ч. материальные
А теперь некоторые размышления от участников сообщества о быстрой разработке эффективных видеолекций своими силами.
Само обсуждение было поднято Юрием Николаевичем Белоножкиным, который представил коллегам обучающий курс "Практические основы создания видеолекций для студентов".
  • Видеокасты в 5-10 минут эффективнее, чем 40 минутные лекции (Постников Сергей)
  • Длина видеолекции не больше 15 минут. Потом человек перестаёт воспринимать информацию и продолжение бесполезно (Кубриков Константин Геннадьевич)
  • Сюжеты нужны короткие, но содержательные (Юрий Николаевич Белоножкин);
  • Звуковой фон лишний, но кто-то это воспримет с удовольствием  (Постников Сергей);
  • Нужен ли эффект присутствия в видео лекции, когда 10-15% площади занимает «говорящая голова»? Сейчас даже на вебинарах ведущие включают камеру на 5-7 мин. Потом выключают чтоб не отвлекать и не перегружать канал. Сергей Колков
  • Нужны инструменты: фотоаппараты/кинокамеры, с большой памятью и режимом HD-видео, компьютер с программами для записи и редактирования.
    Компьютер желательно мощный, со слабым компьютером обработка видеозаписей станет пыткой, люди взвоют от бесконечных тормозов компьютера. Звук должен быть равномерной громкости, стационарные и ручные микрофоны её не обеспечивают.  Речь должна быть плавная, а не рывками. Кубриков Константин Геннадьевич
  • Средства могут быть разные, я например, использую DemoBuilder. В отличии от Camtasia у него есть, если заметили, эффект 3D. Есть также эффект автоматического сглаживания движения мыши, это также сокращает размер выходного файла. Любопытный эффект автоматической вставки пояснений (bubles) до того, как мышь кликнет по экрану (можно самостоятельно русифицировать типовые фразы при вставке). В общем, это "горячая штучка" для массового производства скринкастов. (Юрий Николаевич Белоножкин)
  • Сложно учесть разную скорость восприятия и разный уровень подготовки у студентов. Например, видеолекции Coursera позволят изменять скорость показа без изменения  тона говорящего. (Юрий Николаевич Белоножкин)

Итак, для того, чтобы создавать эффективные видеолекции, нужно:
1) знать особенности восприятия людьми видеоматериалов;
2) подойти серьёзно к процессу выбора видеоформата (действительно ли нужно видео, подходит ли для заявленных целей, достаточно ли будет ресурсов на его создание и актуализацию, целесообразно ли это);
3) посмотреть примеры видеолекций от экспертов и перенять лучшие практики;
4) выбрав все-таки видеоформат, уделить внимание четкому звуковому сопровождению, сценарию и длительности обучающего контента;
5) помнить о том, что многое зависит и от харизматичности самого лектора.

Например, профессор математики из Германии Йорн Ловисцах несколько раз в неделю читает лекции в пустой аудитории, потом выкладывает их на YouTube. У него14 тысяч постоянных интернет-зрителей, а его видеоролики посмотрели более 7 млн раз.

Комментариев нет:

Отправить комментарий