Автор: Виктория Болотина
Уже на протяжении нескольких лет я пропагандирую мысль, что мы лучше всего развиваемся и учимся в среде таких же увлеченных людей, с похожими целями и интересами.
Уже на протяжении нескольких лет я пропагандирую мысль, что мы лучше всего развиваемся и учимся в среде таких же увлеченных людей, с похожими целями и интересами.
Именно поэтому люблю посещать мероприятия, связанные с обучением и e-learning. Одно из таких мероприятий отшумело 14 декабря 2017 года - Искусство разработки курсов.
Мероприятие проходило в формате презентаций: когда сами разработчики рассказывали о своих проектах и показывали их аудитории. Курсы заранее были выбраны экспертами и распределены по 4-м тематическим блокам.
В каждом блоке было что-то свое важное и интересное, чем и делюсь!
Часть 1 из 4. Теория.
Представленные курсы и компании:- Педагогический дизайн в e-Learning // Tele2
- Проектирование и разработка электронного курса // eNano
- Мой первый рабочий день: кассир-операционист // О'кей.
1. Если в курсе вы стремитесь сформировать у аудитории привычку что-то делать (через многократные повторения), то это не должно бесить (=быть навязчивым).
2. Нужно понимать разницу между e-learning и дистанционным обучением. И определиться, что именно вам нужно для решения этой задачи?
3. Если задаем в курсе активирующий вопрос «Нравится ли вам <что-то>?», то не делать ответ без выбора. Пример: «Нравится ли вам такой слайд?» - есть ответ только нет = он же контекстный переход на следующий слайд, где «Давайте разберемся, как не делать такие слайды». Я бы еще добавила, что если вы спрашиваете «Как вы думаете…», то не давать потом обратную связь вида «верно/неверно», ведь вы спрашиваете мнение - а их может быть несколько и все могут быть верные.
4. Обилие подсказок в курсе «потому, что непонятно будет, что делать», лучше заменить на минимум подсказок и максимум «понятно, что делать». Проще говоря - не делайте курс, где без подсказок пользователь не разберется.
5. Некоторые компании дают сотрудникам подарки за прохождение курса. С точки зрения обучения, я к этому отношусь очень скептически, но подарки, конечно, люблю.
6. Перед разработкой проекта курса нужно четко описать состав команды и зоны ответственности. Думаю, про это я еще напишу отдельную статью.
7. Не забывать про авторские права при разработке материала курса - использование видеороликов, например. И главное, какие ограничения нам это диктует.
8. При разработке курса важно учитывать, какие объекты/элементы привлекают, а какие - рассеивают внимание. Например, параллельные прямые рассеивают внимание. Для привлечения внимания используют контрасты. Причем, не только визуальные. Например, чередование женского и мужского голосов озвучки. Кажется, об этом я почитаю чуть подробнее.
9. Кстати, озвучка в курсе. Дикторы центрального ТВ - самое «дешевое» решение: цена действительно ниже рынка, голоса знакомые многим и приятные, а опытные дикторы почти всегда начитывают все с первого раза без большого количества дублей.
10. Разрабатывать обучающие программы нужно не от того материала, который есть. А от потребностей аудитории и задач курса.
11. Следует давать людям обратную связь сразу(!) после ответа на вопрос/задание, а не отложенно. И уж тем более - не заставлять обучающихся самостоятельно искать ответ по всему курсу.
12. Не использовать много элементов в заданиях drag-and-drop (=задание с перетаскиванием). Это просто надоедает, а не вовлекает, как это задумывалось изначально.
13. Если в одном курсе вы делаете отсылки на другие курсы, то это отлично работает!
Часть 2 из 4. Навигация.
Представленные курсы и компании:- Информационная гигиена // Северсталь
- Порядок оформления документации по автокредиту // Юникредит Банк
- Корпоративные компетенции или Как мы создаем атмосферу профессионализма? // О'кей
- Доклад «Упражнения, которые работают»
1. Некоторые заказчики (а точнее, Северсталь) дают подрядчикам брошюры по разработке курса, где описаны основные требования/пожелания по электронным курсам в компании в целом.
2. Уходите от инструкций. Покупая утюг, мы не хотим читать инструкцию, а хотим просто включить и гладить. То есть: лучшая навигация - которую незаметно. Лучшие подсказки по навигации - те, которые не нужны. Перекликается с п.4 предыдущего раздела, правда?
3. Учитывайте интересы ЦА: если у вас много сотрудников проходит обучение с мобильного, то делайте курс, который адаптируется под мобильные.
4. Реальные примеры из жизни в проектировании обучения. Навигация в курсе совпадает с навигацией в реальной жизни: а там он может быть хаотична. В курсе для кредитных специалистов банка, в одном из блоков, пользователь может выбрать любой раздел в любом порядке. Пример: подача документов на кредит (как проверить, какие именно страницы сканировать и т.д.) - каждый документ отдельно, проходить можно в любом порядке.
5. Визуализация и текст должны совпадать. Если мы пишем про «документ из нескольких страниц», то и на слайде должно быть действительно показано/нарисовано несколько страниц, а не 1. А то это подорвет доверие пользователей к курсу.
6. Диктофон можно использовать для записи информации с занятым экспертом, когда некогда писать длинные документы.
7. Используя в курсе сторителлинг (полет в космос), будьте готовы к тому, что 85% обучающихся напишут нереальные имена (Спасатель, Повелитель). Потому «погружение» в историю должно быть постепенным, с введением.
8. Маршрутный лист - для упрощения навигации в курсе, работает как туристический гайд в незнакомом городе.
9. Самый верный ответ - самый длинный. Это все знают. А что, если сделать, самый длинный - неверным? (это для размышления нам).
10. В курсе надо стараться вызывать эмоции. Это улучшает запоминание. Но не перебарщивать, да. Отдельно напишу про доклад «Упражнения, которые работают», очень уж понравился.
Упражнения, которые работают.
1. Проблема: Сотрудники не могут выйти из задания: много вариантов, много попыток, не пускает далее.Решение: Давайте выбор, что делать в задании. Например, при неправильном ответе: вернуться к теории, посмотреть верный ответ, повторить попытку.
2. Проблема: большие громоздкие задания.
Решение: делить на несколько заданий, сокращать.
3. Проблема: путаются в заданиях, бросают прохождение курса на задании. Решение: Рассказывать слушателю правила игры: «у вас есть 2 попытки», «вы можете посмотреть правильный ответ».
4. Проблема: вопросы ради вопросов.
Решение: Вопросы должны совпадать с реальностью и решать задачи обучения. Например, не «сколько цифр в коде безопасности на банковской карте?», а «выберите параметры, по которым вы будете проверять поддельная карта или нет?».
5. Проблема: Много вариантов ответа.
Решение: объединять ответы в блоки, убирать лишние варианты. А потом можно дать памятку со всеми вариантами ответа, именно в той «мелкой» детализации. Например, не "выберите из списка 100500 пунктов всех животных Африки", а "выберите из списка 4-5 пунктов тех животных, которые живут в Африке", + остальных дать на скачивание после ответа на вопрос.
6. Проблема: Если мы делим что-то на части, это хорошо. Но может потерять общую картину: разделили слона на части, но сотрудники по частям не смогли собрать слона.
Решение: кейсы, которые логически связаны между собой.
7. Проблема: Отрыв от реальности: «что делать котёнку Васе, чтобы запустить транзакцию в SAP?».
Решение: может, стоит пересмотреть подход и все-таки сделать серьезную подачу.
Часть 3 из 4. Визуализация.
Представленные курсы и компании:- Tiny Love - моменты чуда и любви // Гулливер
- Основы тайм-менеджмента // Юрия-фарм
- Охрана труда // Уралсиб
- Путешествие в Прованс // L'Occitane
1. Если нужно получить обратную связь от обучающихся в неформальной обстановке, то столовая - отличное место для этого. Самое главное - общайтесь, спрашивайте.
2. Эмоциональные визуализации - запоминаются. В курсе про первую помощь: «побольше крови!» Про это говорит уже не первый спикер=) Не про кровь, конечно, а про эмоции. Но все же призываю не перебарщивать. Юмор не дает заскучать, но он не должен мешать процессу обучения.
3. Если есть цель - влюбить в бренд компании благодаря курсу, то влюбляться должны уже в сам курс.
4. Герой курса может ассоциироваться с целевой аудиторией. А еще можно использовать реальных людей, которые будут нарисованы. От себя добавлю, что с эти нужно быть очень аккуратным: известны случаи, когда именно такой подход доводил всех участников процесса до нервного срыва потому, что у персонажа то грудь маленькая, то морщины большие.
5. Отрисовать красиво можно не только персонажей, но и локации, чтобы перенести слушателей в атмосферу курса.
6. Использование корпоративных цветов - не только ограничение, но и плюс: сотрудникам знакома палитра, они в ней могут легко ориентироваться.
7. Визуализация в целом должна коррелироваться с темой и/или компанией. Курс про ассортимент товаров для детей, например, допускает использование милых зверушек, а вот для нефтеперерабатывающей компании это вряд ли зайдет.
8. Маленькие раздражители возвращают внимание слушателей к курсу. Например, в курсе за окном пролетел голубь: неожиданно, сильно не отвлекает, но возвращает внимание, если вдруг слушатель «уснул». Про маленькие раздражители можно почитать тут.
Часть 4 из 4. Практика и тесты.
Представленные курсы и компании:- Банковские продажи. Как преодолеть возражения клиентов // Банк Компаньон
- Достижения мастерства вместе с Черепашками-ниндзя // Гулливер
- Психологические аспекты в переговорах // Efes RUS
- Химия конфликта // METRO Cash & Carry
1. Контент важен. А точнее - важно его качество: если он хороший, то его легко визуализировать и поддержать дизайном.
2. Проводить фокус-группы курса для получения ОС от пользователей. Добавлю, что для фокус групп каждый раз надо брать разных людей, т.к. второй раз аудитория уже будет знакома с курсом и не совсем объективна.
3. Привлекать сотрудников=целевую аудиторию к процессу создания курса.
4. Используйте достаточно контрастные элементы курса, чтобы сотрудники на разных мониторах могли это проходить. Светло-серые элементы на белом фоне - опасный момент!
5. Заметила, что 90% спикеров говорят о том, что электронное обучение в компании - это часть какой-то большой программы обучения. Остальные 10% об этом просто не сказали.
6. Делайте Take away в конце курса. Проще говоря, советы, что делать ПОСЛЕ прохождения курса.
7. «Чего от вас ожидают?» - описать целевой аудитории, что от нее ждут клиенты/руководители/коллеги (смотря что важно в рамках курса).
8. Интересное решение: загадка Эйнштейна легла в основу головоломки драг-н-дроп в курсе.
9. Единообразие структуры в похожих блоках информации: помогает пользователю проще ориентироваться в материале.
+ 5 бонусная часть.
Как сделать так, чтобы курс достигал цели?
Подготовка к разработке.
Что есть сейчас:
1. Выбираем тему.
2. Собираем и изучаем материалы.
3. Подбираем изображения.
4. Определяем, какие технологии использовать.
НО! Пропускается шаг:
1. Анализ ожидаемого поведения. ЧТО должно измениться в поведении пользователя после курса?
После этого: 2. Подготовка задачи для автора (эксперта). Что и в каком формате нам нужно для разработки курса. Эксперты не педагоги, они могут не знать, как люди учатся и не представлять проблемы нашей ЦА.
3. Помнить про кривую забывания. Микро-обучение - это не про деление материала на мелкие части, а про периодические повторения-погружения в одну и ту же тему. Держать человека в плоскости темы подольше (месяц).
4. «Красота в глазах смотрящего». Чем больше креатива, тем больше шансов «не попасть» во вкусы ЦА.
5. Чтобы курс заработал, нужен не только курс. До, во время и после должна проводиться работа с ЦА: письма, поддерживающие мероприятия.
Результаты конкурса.
Победители конкурса были определены путем голосования среди всех участников.Теория: "Мой первый рабочий день: кассир-операционист" // O'Кей
Практика и тесты: "Химия конфликта" // Metro Cash&Carry
Навигация: "Корпоративные компетенции, или Как мы создаем атмосферу профессионализма" // O'Кей
Визуализация: "Путешествие в Прованс" // L'Occitane
И победители конкурса в специальных номинациях:
Лучший курс, созданный внутренними разработчиками:
Мой первый рабочий день: кассир-операционист (Окей)
Лучший курс, созданный внешними разработчиками:
Путешествие в Прованс (L'Occitane)
Лучший курс, разработанный в авторском средстве iSpring:
Как общаться с недовольными (Автопрофи)
Лучший курс, разработанный в авторском средстве CourseLab: Условия подключения (АО "ЭР-Телеком Холдинг")
Подведем итог.
Это было очень классное, почти семейное мероприятие, где собрались люди с похожими интересами, но с такими разными точками зрения. Идеи, мысли, новые проекты и технологии, предложения и вопросы... Это то, что вдохновляет! Спасибо организаторам, спикерам и участникам - всем, кто сделал этот день!Источник
Телеграм-канал автора.
Комментариев нет:
Отправить комментарий