Автор: Елена Тихомирова
Было бы желание... Если есть мотивация изучить что-то, мы готовы это сделать практически из любого источника. Если тема важна, если задача, под которую нужны новые знания, то даже старая отсканированная газета, в которой трудно разобрать слова, вполне подойдет. Большинство людей не нужно развлекать в процессе получения новых знаний - они решают задачу. Хотя да, я скорее всего, красивый анимированный ролик будет неплохим способом немного отдохнуть.
Было бы желание... Если есть мотивация изучить что-то, мы готовы это сделать практически из любого источника. Если тема важна, если задача, под которую нужны новые знания, то даже старая отсканированная газета, в которой трудно разобрать слова, вполне подойдет. Большинство людей не нужно развлекать в процессе получения новых знаний - они решают задачу. Хотя да, я скорее всего, красивый анимированный ролик будет неплохим способом немного отдохнуть.
К чему я это? В очередной раз наблюдаю, как формат курса начинает становится важнее смысла курса. Сначала у нас были игровые курсы, которые все старались применить везде, где только можно, тренажеры и симуляторы пробовали даже для тех тем, где ничего кроме простого чтения не нужно. Теперь на очереди видео-ролики. Анимированный, скрайбинг, полноценное кино или рекламные заставки - вариантов на рынке стало очень много. И стоимость разная - от вполне бюджетных до очень дорогих.
Видео-ролик - короткий, зачастую достаточно яркий, формат. Слушателю не нужно сильно напрягаться (вы уж простите меня за такой жаргон). Делать ничего не нужно, сидишь, смотришь, а перед тобой мелькают картинки, диктор что-то рассказывает и даже играет музыка. Очень привлекательно. А главное очень легко, как недавно отметил один мой коллега по цеху, поставить себе галочку - просмотрел, изучил, молодец! Кажется, что материал в таком формате настолько привлекательный, что все его будут изучать.
Давайте посмотрим - что именно привлекательно? Материал или формат? Обучение должно быть осмысленным и осознанным, иначе толку от него никакого не будет. И мотивация к обучению должна быть только смыслом, а не форматом. Потому что сотрудник, слушатель, должен понять, почему он будет проходить это обучение, почему ему это нужно и что будет в его жизни хорошего после изучения. Только при таком понимании человек начинает изучать материал, вникать в него, делать выводы, а самое главное - думать о том, где и как он может новый материал применить. И тут формат не имеет значения, сам формат нас ни к чему подобному не призывает.
Именно на смысл в курсе должен быть основной акцент. Да, это требует проработки, анализа целевой аудитории, анализа задачи обучения и еще много других итераций на этапе подготовки курса. Нужно собрать информацию, понять проблему и задачу и на основе этого подать материал так, чтобы слушатели его восприняли и приняли на вооружение.
Видео-ролики могут быть прекрасным элементом курса. Они могут вдохновлять, мотивировать, акцентировать внимание, может быть даже немного развлекать, что тоже имеет смысл при сложных и больших курсах. Но они точно не подходят для большого объема информации, не подходят для того, чтобы человек мог подумать над представленной информацией - там все слишком быстро, сложно остановиться, нужны дополнительные действия, чтобы вернуться или пройти вперед. И еще важно помнить, что далеко не каждая тема корпоративного обучения может быть красиво и легко подана в виде ролика, без упрощения сути и отказа от части материала, который слушателям действительно нужен.
Если ролик используется, то он должен быть встроен в курс: к нему должно быть вступление с текстом, чтобы акцентировать внимание во время просмотра, по нему должны быть выводы, задания, материалы для самостоятельного изучения в виде текста.
Возможность использовать для доставки знаний разные форматы - это прекрасно и даже необходимо. Но у каждого формата и у каждого элемента в курсе - своя роль.
Комментариев нет:
Отправить комментарий