среда, 29 октября 2014 г.

Книга "eLearning and the Science of Instruction". Часть 7. Практика. Часть 2

Автор: Денис Якорев

В этом посте мы продолжаем рассматривать практику в электронном обучении. Первые два принципа: достаточность объема и отражение реальности - мы уже рассмотрели в предыдущей публикации. Этот же пост будет посвящен оставшимся:
  • принципу эффективной обратной связи 
  • принципу распределения практики между учебными событиями
  • соблюдению принципов мультимедиа в практических заданиях и 
  • принципу постепенного перехода от примеров к практике

Принцип 3. Добавьте в курс эффективную обратную связь 

Важность обратной связи трудно переоценить: из 138 факторов, влияющих на обучение, обратная связь по эффективности занимает 10 место. Но, чтобы она оказала свое позитивное влияние, необходимо соблюсти ряд требований:

Требование 1. Обратная связь должна не просто констатировать, правильный ответ или нет, но и объяснять почему.

Ниже приведены примеры констатирующей (корректирующей) и объясняющей обратных связей:
Констатирующая(корректирующая) обратная связь
Объясняющая обратная связь
По разным данным использование объясняющей обратной связи дает прирост результативности на итоговом тестировании от 16 до 87%.

Требование 2. Обратная связь должна быть сосредоточена на учебной задаче, а не на обучаемом. 

Похвала, как правило, не содержит информации, ценной с точки зрения понимания задачи, вовлечения в процесс и достижения целей обучения. Поэтому, если ученик решает какую-либо задачу, обратная связь должна быть сфокусирована именно на процессе и особенностях ее решения.

Не используйте обратную связь типа «Отлично», «Молодец» и т.д. А также старайтесь избегать баллов в качестве результата. Вообще, постарайтесь не давать ученикам возможности сравнивать себя друг с другом.

Требование 3. Если задача решается в несколько шагов, то обратную связь надо давать после каждого шага, а не после всего упражнения в целом. 

Однако, данный совет касается лишь упражнений, где четко определены как последовательность, так и содержание шагов. Для заданий, в которых жесткой структуры, существует ряд исследований, которые утверждают обратное.

Еще несколько советов:

  • Особо подчеркивайте обратную связь, которая дает ученику понимание его прогресса за определенное время 
  • Располагайте сообщения обратной связи таким образом, чтобы ученик одновременно видел сам вопрос, свой ответ и сообщение 
  • В вопросах типа «единственный выбор» или «множественный выбор» после ответа покажите правильные варианты и сообщение, объясняющее, почему эти варианты правильные 

Принцип 4. Распределите учебные задания между другими учебными событиями

4.1 Распределите практику по курсу

«Для длительного запоминания информации разреженная практика является более предпочтительной, чем массовая  - это один из наиболее достоверных феноменов в практической психологии. Разреженная практика дает стабильно высокие результаты как для вербальных, так и для двигательных навыков» (Druckman and Bjork, 1991).

Для реализации этого принципа распределите все практические задания по нескольким модулям вашего курса, практические задания внутри модуля также стоит распределить между учебными событиями, а не давать всё единым блоком. 

Если провести тестирование сразу после обучения, результаты тех учеников, кто проходил курс с разнесенной практикой, будут сопоставимы с результатами после блочной практики. Разница появится со временем:


 4.2 Используйте различные типы практики

Этот принцип легко понять, познакомившись со следующим экспериментом (Taylor and Rohrer, 2010):

Две группы учеников изучали одну и ту же тему: грани, ребра, вершины и углы для 4х различных геометрических фигур. Ученикам предлагалось решить 32 различные задачи - по 8 на каждую из фигур. 

Первая группа изучала материал по схеме:
Фигура1 + Задачи по фигуре 1 - > Фигура 2 + Задачи по фигуре 2 ... - то есть по «блочной» схеме. 

Во второй группе задачи были перемешаны и ученики каждый раз решали задачи всех 4х видов. 

Помимо задач, выполняемых в процессе обучения, предусматривался тест, который ученики должны были сдать через день после обучения. Результаты вы можете видеть на иллюстрации ниже:

Несмотря на то, что в процессе изучения материала вторая группа допускала больше ошибок, уже через 1 день их результаты стали существенно превосходить результаты «блочной» группы.

Возможно, эти результаты можно объяснить принципом, затронутым нами в Главе 6:
Практические задания и примеры должны даваться в разных контекстах и с разными начальными условиями. Тогда ученики, помимо прочего, учатся выявлять закономерности, лежащие в основе этих примеров и заданий.

4.3 Советы для определения необходимого числа задач и их расположения в курсе 

  1. Проанализируйте требования, предъявляемые к навыку
    • Нужно ли доводить его до автоматизма? Если да, то нужно ли добиваться этого в процессе учебы, или он будет отработан уже в рабочем процессе? 
    • Необходимо ли понимание учеником идей и процессов, лежащих в основе навыка? 
  2. Для не особо важных задач и задач, не требующих выработки автоматизма, избегайте чрезмерного обучения, которое впустую растрачивает время и ресурсы 
  3. Если требуется доведение навыка до автоматизма - используйте как можно больше практики 
  4. Если от обучаемого требуется автоматически отвечать или реагировать на что-либо, то постарайтесь автоматизировать оценку точности и скорости ответа/реакции. Если вы добьетесь приемлемого результата, то в дальнейшем и скорость, и точность будут только расти 
  5. Распределите практику как между различными модулями внутри одного курса, так и между различными учебными событиями внутри одного модуля 
  6. Синхронный курс лучше дополнить асинхронными занятиями. Лучший вариант - использование коротких 1-2 часовых синхронных занятий с асинхронными курсами между ними 
  7. Если цель обучения - изучение особенностей решения разных типов задач, то разные задачи стоит давать в едином блоке практики, а не разделять их во времени

Принцип 5. Использование принципов мультимедиа в практике 

5.1 Принципы избыточности и модальности 

Аудио - очень неудобный вариант как для постановки задачи, так и для сообщений обратной связи. Ученик должен иметь возможность в любой момент вернуться к условиям задачи и внимательно их изучить.

5.2 Принцип смежности 

Располагайте все элементы задач так, чтобы ученик мог одновременно видеть условие задачи, свой ответ и сообщения обратной связи. В вопросах с несколькими вариантами ответа дополнительно выделите правильный вариант ответа

5.3 Принцип обоснованности 

Практические задания должны выполняться в среде, свободной ото всяких раздражителей. Поэтому в асинхронных курсах рекомендуется избегать:
  • любых историй и мультимедиа объектов, направленных на развлекательные цели, 
  • сложной графики, 
  • фоновой музыки и звуков 
  • чересчур детальных текстовых описаний 
  • анимаций/звуков в качестве сообщений обратной связи 
В случае вебинаров, ведущему стоит обеспечить режим тишины на время выполнения заданий

Принцип 6. Плавный переход от примеров к практике 

Данный принцип лучше посмотреть в посте, посвященному этой проблеме

Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий