вторник, 10 июня 2014 г.

Книга "eLearning and the Science of Instruction". Часть 3. Мультимедиа. Общие положения. Принципы смежности и модальности

Автор:  Денис Якорев

Когнитивная теория (которую мы рассматривали в предыдущей главе) говорит о том, что учебный материал должен быть подан в максимально удобной для обучаемого форме. 
Вопрос данного поста - как представить в такой форме различные виды мультимедиа, которые мы используем в электронных курсах.

Общие положения

Текст - это хорошо, хорошо написанный текст - еще лучше. Наверняка, найдутся люди, которые будут утверждать, что одна хорошая книга, пусть и без иллюстраций может заменить сотню анимационных роликов низкого качества, и они будут правы. Но при прочих равных, текст, дополненный графикой усваивается примерно в 1,5 раза* лучше голого текста (* - более подробное описание порядка и результатов исследования - в оригинале книги).  Причем графика максимально полезна для учеников, малознакомых с темой - профессионалы одинаково хорошо усваивают иллюстрированный и неиллюстрированный материал. И, конечно же, графика будет эффективна только в том случае, если она не живет сама по себе, а специально разработана для упрощения понимания текста, привнесения в курс новой информации.


Какую графику лучше использовать.


Что интересно, динамическая графика (видео и анимации), вопреки расхожему мнению, зачастую уступают в эффективности серии статических иллюстраций, пошагово демонстрирующей материал. 
Объясняется это тем, что последовательность картинок вовлекает ученика в активное учение - нахождение и визуализацию связей между ними, их повторное обдумывание, в то время как для анимаций более характерно пассивное восприятие. 
Кроме того, анимации, как правило, содержат большое количество деталей и быстро сменяющихся картинок, что способствует когнитивной перегрузке. Серия иллюстраций такого недостатка не имеет - у ученика есть возможность самостоятельно регулировать скорость изучения, и он всегда может вернуться на несколько шагов назад.

В то же время, есть ряд случаев, когда анимации оказываются эффективнее иллюстраций:

  • при изучении ручных операций;
  • для демонстрации невидимых глазу взаимосвязей;
  • в случае, когда необходимо использование спецэффектов - замедленной съемки, нестандартных ракурсов, привлечения внимания к отдельным деталям.

И, конечно же, при выборе графики всегда стоит учитывать, что стоимость разработки анимаций и стоимость внесения в них изменений, как правило, существенно выше стоимости разработки и содержания иллюстраций.

Принципы мультимедиа


Существует несколько принципов, руководствуясь которыми, можно существенно улучшить восприятие мультимедиа-информации. Все они вытекают из рассмотренной ранее когнитивной теории. Мы начнем рассматривать их в этой публикации и продолжим в следующих:

 

Принцип смежности


Графика и описывающий ее текст (как в аудио, так и в печатном формате) не должны демонстрироваться раздельно. Текст должен находиться на одном экране с описываемой графикой, а аудио-комментарии - произноситься именно тогда, когда показывается соответствующий кусок анимации или видео. Когда текст и графика разделены во времени или пространстве, пользователю приходится прикладывать дополнительные усилия, чтобы их объединить. 

В соответствии с принципом смежности, названия элементов, например, лучше располагать непосредственно на схемах, чем использовать выноски с нумерацией и легендой.


 Еще несколько выводов из принципа смежности для печатного текста:
  • Лучше избегать добавления в курсе ссылок на другие ресурсы. Переход к другому окну браузера создает разрыв в восприятии. Особенно сложно придется ученику, если информацию придется собирать по кусочкам, перемещаясь между разными окнами. Кроме того, переключившись на другой ресурс, ученик может так на нем и остаться, совсем позабыв о курсе
  •  Не стоит отделять инструкцию/условия задачи от области ее выполнения, или контрольный вопрос от вариантов ответа. Они также должны размещаться на одном экране?
  • Текст стоит размещать слева от графики. Мы читаем слева-направо, и такое размещение наиболее удобно для восприятия
И для аудио-текста:
  • Не разделяйте аудио и видео потоки. Они должны запускаться одной кнопкой и быть синхронизированы - т.е. описание должно звучать ровно тогда, когда на экране показан описываемый предмет.
Согласно исследованиям, группа, которой демонстрировался курс, учитывающий принцип смежности в среднем на 68% лучше усваивала информацию в курсе с печатным текстом и на 50% - с начитанным.

 

 Принцип модальности

Представление текста в аудио-формате предпочтительней печатного варианта. 
Принцип основан на предположении когнитивной теории о раздельных каналах восприятия. В данном случае будут задействованы оба канала - через аудио канал будет поступать текстовая информация, через визуальный канал - графическая. 


В то время как при использовании печатного текста и текст, и графика поступают только через визуальный канал, оставляя незадействованными ресурсы аудио канала.

 Основные ограничения в использовании аудио:
  • техническая возможность (наличие наушников, колонок и т.д.)
  • сложность материала - аудио эффективно только при относительно простом содержании курса. Для сложных или технических курсов предпочтительно текстовое представление
  • терминология - аудио эффективно, если текст содержит минимум незнакомых терминов
  • скорость подачи - аудио эффективно, если курс нацелен на интенсивную подачу материала
  • язык курса. Аудио формат предполагает, что для всех учеников язык изложения является родным
  • возможность цитирования. Если в дальнейшем предполагается ссылаться на текст курса, то стоит предпочесть текстовый вариант

Максимальная эффективность аудио, как вы уже поняли, достигается при изложении несложного материала, не содержащего незнакомых слов и в быстром темпе, - в условиях, когда одновременная обработка печатного текста и графики может привести к когнитивной перегрузке или игнорированию части материала.
При максимально подходящих для аудио формата условиях его использование позволяет получить прирост в эффективности в 20 - 30% по сравнению с печатным текстом.



Источник
Другие части книги по тегу eLearning and the Science of Instruction 

2 комментария: