Автор: Дмитрий Гусев, StarForce Technologies
Современное образование невозможно представить без интернета. Глобальная сеть стала не только транспортом по передачи учебной информации, но и виртуальным учебным классом, способным вместить тысячи слушателей одновременно.
В государственных и частных компаниях внедряются системы LMS (Learning Management System), управляющие всеми аспектами адаптации, обучения и аттестации сотрудников. Там же хранятся электронные образовательные материалы, проводятся вебинары, онлайн встречи с удаленными сотрудниками и многое другое. Есть даже модуль подбора персонала!
Современные университеты тоже не отстают и активно внедряют системы электронного образования, наборы электронных образовательных курсов, методических пособий и учебников. Кроме того, в электронный формат переводятся расписание занятий, дневники, результаты проверки знаний. Учебные центры располагают электронными библиотеками и архивами, в которых хранятся терабайты информации.
Во многих общеобразовательных школах все глубже внедряются такие приложения как электронные дневники, электронное расписание. Ученики используют электронные курсы и материалы для обучения, как в классе, так и дома.
Особенно электронное дистанционное образование важно для работающего человека. Ведь времени на посещение учебного заведения нет и обучаться можно тогда, когда удобно и там, где удобно. В последнее время основным трендом электронного образования становится «облако». Учащийся получает доступ к образовательным курсам из любой точки мира через интернет. Единственным условием в этом случае становится наличие высокоскоростного доступа.
Сегодня такой доступ есть у очень многих и уж во всяком случае у тех, кто хочет учиться совмещая это процесс с работой. Однако, можно легко себе представить человека на отдыхе, за пределами больших городов, где с интернетом тяжело. В этом случае электронный курс можно скачать к себе на компьютер для последующего изучения.
В мире, где электронная образовательная информация
представляет собой продукт, необходимый рынку на первый план выходят вопросы
защиты такой информации от неконтролируемого распространения, а проще говоря,
от пиратства.
Ниже рассмотрим несколько примеров использования программных
образовательных систем и связанных с ними вопросов защиты электронных курсов,
учебников, методических пособий и других материалов.
Школа, институт, университет
Студенты получают доступ к электронной библиотеке образовательного
учреждения, содержащей большой объем электронных образовательных материалов. За
каждым материалом стоит автор, вложивший немалый труд в создание курса.
Учреждение, как правило, покупает такие курсы за деньги и они, в свою очередь,
могут продаваться студентам поштучно. Однако, не редко встречаются случаи когда
профессорско-преподавательский состав ВУЗа самостоятельно разрабатывает
электронные курсы и внедряет их в образовательную систему учебного заведения.
Среди студентов процветает обмен электронным контентом.
После скачивания образовательного материала к себе на компьютер он может быть
загружен в интернет или просто распространен по заинтересованным знакомым. Это может
привести к:
- потери прибыли учебного заведения, в случае если курсы предлагаются студентам за дополнительную плату;
- потери уникальных знаний, если учебные курсы и материалы будут курсировать между учащимися разных ВУЗов;
- порче репутации автора курса в случае изменению его содержания третьими лицами
и др.
Учебные центры
повышения квалификации, бизнес-школы
Очевидно, что, будучи коммерческими организациями, бизнес
школы и курсы повышения квалификации в значительной степени ориентированы на
извлечение коммерческой выгоды от результатов своей деятельности. Что может
лучше всего привлечь слушателя, как не уникальный набор
преподавателей-практиков и соответствующий им уникальный учебный материал? Значительная
часть такого учебного материала представляет собой электронную информацию.
Утечка этой информации, например в конкурирующие организации, может привести к
кризисным ситуациям в бизнесе.
Среди угроз от потери интеллектуальной собственности в
данной сфере бизнеса можно выделить следующие:
- потерю уникальной базы учебных материалов, принадлежащих конкретной бизнес-школе;
- отток слушателей в другие учебные организации;
- использование материала людьми, не являющимися слушателями данной бизнес-школы;
- порча репутации преподавателя и разрыв контракта с бизнес-школой и др.
В случае своевременно внедренной системы защиты и контроля
использования электронного контента, вышеперечисленные угрозы можно избежать.
Разработчики и
интеграторы систем LMS
Компаниям, занимающиеся разработкой и внедрением систем
электронного образования в учебные заведения и организации, следует уделять
большое внимание защищенности информации и персональных данных, хранящихся и
обрабатываемых системой. Этого требуют и потенциальный клиент и государство.
Необходимо контролировать, чтобы не было утечек информации как внутри периметра
безопасности системы, так и за его пределами.
Основные внутренние угрозы:
- Неконтролируемое копирование информации на внешние носители слушателями образовательного учреждения;
- Print Screen и печать материалов;
- Шпионское и вирусное ПО, предоставляющее злоумышленнику доступ к электронному архиву организации извне.
Как результат, вышеописанные действия могут привести к
утечке учебной информации или порче репутации учебного заведения.
Основные угрозы связаны с действиями внешних подписчиков,
получающих доступ к электронной библиотеке организации извне:
- Загрузка полученных материалов в интернет;
- Обмен материалами с друзьями и знакомыми;
- Использование материалов в личных целях, например в частной учебной практике.
Таким образом, интеграция системы защиты электронного
контента от неконтролируемого распространения, несанкционированного просмотра и
использования может в значительной степени нивелировать описанные угрозы.
Чрезвычайно важно отметить, что информация внутри организации должна храниться
и циркулировать в защищенном виде. Чтобы даже в случае ее хищения
неавторизованные пользователи не получили бы к ней доступ. Это позволит
сэкономить средства и время на внедрение таких систем безопасности как DLP (Data Loss Prevention или Data Leak Prevention).
Разработчики и
авторы электронных курсов
Компаниям и частным лицам, занимающимся разработкой и
продажей и электронных курсов, необходимо обладать эффективным инструментом
защиты своих инвестиций. Вложив время и деньги в разработку электронного курса,
вы не можете быть уверены, что после первой продажи контент не попадет в
интернет, откуда станет неконтролируемо скачиваться. Другими словами, для вас
важна защита от пиратства.
Ваша выгода от применения системы защиты от нелегального
распространения заключается в том, что пиратские версии продуктов появляются на
рынке через определенный промежуток времени. Этого времени достаточно чтобы
реализовать большой объем лицензионных копий, окупить затраты на разработку
курса, на его защиту, поддержку и маркетинг.
Лучше всего это иллюстрирует следующий график:
В то время, как незащищенный продукт достаточно быстро
перестает генерировать прибыль и легальные продажи его падают, защищенный
продукт продается и продолжает пополнять кассу правообладателя.
Выводы
Если вы работаете с электронной информацией, то необходимо
всегда помнить, что благодаря своей природе она чрезвычайно подвержена
копированию и неконтролируемому распространению. Государство, издав ряд
законодательных актов, требует от тех, кто оперирует электронной информацией,
ее защищать. Существуют различные технологические способы защиты электронных
учебных материалов. И не просто защиты, но и контроля ее использования.
Разработчики LMS систем заинтересованы, чтобы информация,
циркулирующая в их приложениях, была защищена, и клиент был уверен в ее правильном
использовании пользователями.
ВУЗы, средние школы, бизнес-школы, курсы повышения
квалификации – используют как крупные LMS системы, так и просто массивы электронной
образовательной информации, которая может содержать уникальный учебный материал,
повышающий привлекательность учебного заведения. Неконтролируемое
распространение такого материала за пределы учебного заведения, может серьезно
повлиять на нормальный ход вещей и взывать кризисную ситуацию.
Разработчики электронных образовательных курсов прежде
всего зависят от того сколько копий их курсов будет продано легально. Таким
образом, эффективная защита от пиратства – вопрос выживания их бизнеса.
Комментариев нет:
Отправить комментарий