четверг, 13 декабря 2012 г.

Безопасное образование 2.0


Автор: Дмитрий Гусев, StarForce Technologies 

Современное образование невозможно представить без интернета. Глобальная сеть стала не только транспортом по передачи учебной информации, но и виртуальным учебным классом, способным вместить тысячи слушателей одновременно. 

В государственных и частных компаниях внедряются системы LMS (Learning Management System), управляющие всеми аспектами адаптации, обучения и аттестации сотрудников. Там же хранятся электронные образовательные материалы, проводятся вебинары, онлайн встречи с удаленными сотрудниками и многое другое. Есть даже модуль подбора персонала!  

Современные университеты тоже не отстают и активно внедряют системы электронного образования, наборы электронных образовательных курсов, методических пособий и учебников. Кроме того, в электронный формат переводятся расписание занятий, дневники, результаты проверки знаний. Учебные центры располагают электронными библиотеками и архивами, в которых хранятся терабайты информации.  

Во многих общеобразовательных школах все глубже внедряются такие приложения как электронные дневники, электронное расписание. Ученики используют электронные курсы и материалы для обучения, как в классе, так и дома.  

Особенно электронное дистанционное образование важно для работающего человека. Ведь времени на посещение учебного заведения нет и обучаться можно тогда, когда удобно и там, где удобно.  В последнее время основным трендом электронного образования становится «облако». Учащийся получает доступ к образовательным курсам из любой точки мира через интернет. Единственным условием в этом случае становится наличие высокоскоростного доступа. 

Сегодня такой доступ есть у очень многих и уж во всяком случае у тех, кто хочет учиться совмещая это процесс с работой. Однако, можно легко себе представить человека на отдыхе, за пределами больших городов, где с интернетом тяжело. В этом случае электронный курс можно скачать к себе на компьютер для последующего изучения.




В мире, где электронная образовательная информация представляет собой продукт, необходимый рынку на первый план выходят вопросы защиты такой информации от неконтролируемого распространения, а проще говоря, от пиратства.



Ниже рассмотрим несколько примеров использования программных образовательных систем и связанных с ними вопросов защиты электронных курсов, учебников, методических пособий и других материалов.



Школа, институт, университет



Студенты получают доступ к электронной библиотеке образовательного учреждения, содержащей большой объем электронных образовательных материалов. За каждым материалом стоит автор, вложивший немалый труд в создание курса. Учреждение, как правило, покупает такие курсы за деньги и они, в свою очередь, могут продаваться студентам поштучно. Однако, не редко встречаются случаи когда профессорско-преподавательский состав ВУЗа самостоятельно разрабатывает электронные курсы и внедряет их в образовательную систему учебного заведения.



Среди студентов процветает обмен электронным контентом. После скачивания образовательного материала к себе на компьютер он может быть загружен в интернет или просто распространен по заинтересованным знакомым. Это может привести к:



  • потери прибыли учебного заведения, в случае если курсы предлагаются студентам за дополнительную плату;
  • потери уникальных знаний, если учебные курсы и материалы будут курсировать между учащимися разных ВУЗов;
  • порче репутации автора курса в случае изменению его содержания третьими лицами
и др.

Учебные центры повышения квалификации, бизнес-школы



Очевидно, что, будучи коммерческими организациями, бизнес школы и курсы повышения квалификации в значительной степени ориентированы на извлечение коммерческой выгоды от результатов своей деятельности. Что может лучше всего привлечь слушателя, как не уникальный набор преподавателей-практиков и соответствующий им уникальный учебный материал? Значительная часть такого учебного материала представляет собой электронную информацию. Утечка этой информации, например в конкурирующие организации, может привести к кризисным ситуациям в бизнесе.



Среди угроз от потери интеллектуальной собственности в данной сфере бизнеса можно выделить следующие:



  • потерю уникальной базы учебных материалов, принадлежащих конкретной бизнес-школе;
  • отток слушателей в другие учебные организации;
  • использование материала людьми, не являющимися слушателями данной бизнес-школы;
  • порча репутации преподавателя и разрыв контракта с бизнес-школой и др.

В случае своевременно внедренной системы защиты и контроля использования электронного контента, вышеперечисленные угрозы можно избежать.



Разработчики и интеграторы систем LMS



Компаниям, занимающиеся разработкой и внедрением систем электронного образования в учебные заведения и организации, следует уделять большое внимание защищенности информации и персональных данных, хранящихся и обрабатываемых системой. Этого требуют и потенциальный клиент и государство. Необходимо контролировать, чтобы не было утечек информации как внутри периметра безопасности системы, так и за его пределами.



Основные внутренние угрозы:



  • Неконтролируемое копирование информации на внешние носители слушателями образовательного учреждения;
  • Print Screen и печать материалов;
  • Шпионское и вирусное ПО, предоставляющее злоумышленнику доступ к электронному архиву организации извне.

Как результат, вышеописанные действия могут привести к утечке учебной информации или порче репутации учебного заведения.



Основные угрозы связаны с действиями внешних подписчиков, получающих доступ к электронной библиотеке организации извне:



  • Загрузка полученных материалов в интернет;
  • Обмен материалами с друзьями и знакомыми;
  • Использование материалов в личных целях, например в частной учебной практике.

Таким образом, интеграция системы защиты электронного контента от неконтролируемого распространения, несанкционированного просмотра и использования может в значительной степени нивелировать описанные угрозы. Чрезвычайно важно отметить, что информация внутри организации должна храниться и циркулировать в защищенном виде. Чтобы даже в случае ее хищения неавторизованные пользователи не получили бы к ней доступ. Это позволит сэкономить средства и время на внедрение таких систем безопасности как DLP (Data Loss Prevention или Data Leak Prevention).
  

Разработчики и авторы электронных курсов



Компаниям и частным лицам, занимающимся разработкой и продажей и электронных курсов, необходимо обладать эффективным инструментом защиты своих инвестиций. Вложив время и деньги в разработку электронного курса, вы не можете быть уверены, что после первой продажи контент не попадет в интернет, откуда станет неконтролируемо скачиваться. Другими словами, для вас важна защита от пиратства.



Ваша выгода от применения системы защиты от нелегального распространения заключается в том, что пиратские версии продуктов появляются на рынке через определенный промежуток времени. Этого времени достаточно чтобы реализовать большой объем лицензионных копий, окупить затраты на разработку курса, на его защиту, поддержку и маркетинг.



Лучше всего это иллюстрирует следующий график:


В то время, как незащищенный продукт достаточно быстро перестает генерировать прибыль и легальные продажи его падают, защищенный продукт продается и продолжает пополнять кассу правообладателя.



Выводы



Если вы работаете с электронной информацией, то необходимо всегда помнить, что благодаря своей природе она чрезвычайно подвержена копированию и неконтролируемому распространению. Государство, издав ряд законодательных актов, требует от тех, кто оперирует электронной информацией, ее защищать. Существуют различные технологические способы защиты электронных учебных материалов. И не просто защиты, но и контроля ее использования.



Разработчики LMS систем заинтересованы, чтобы информация, циркулирующая в их приложениях, была защищена, и клиент был уверен в ее правильном использовании пользователями.



ВУЗы, средние школы, бизнес-школы, курсы повышения квалификации – используют как крупные LMS системы, так и просто массивы электронной образовательной информации, которая может содержать уникальный учебный материал, повышающий привлекательность учебного заведения. Неконтролируемое распространение такого материала за пределы учебного заведения, может серьезно повлиять на нормальный ход вещей и взывать кризисную ситуацию.



Разработчики электронных образовательных курсов прежде всего зависят от того сколько копий их курсов будет продано легально. Таким образом, эффективная защита от пиратства – вопрос выживания их бизнеса. 


Комментариев нет:

Отправить комментарий