Одним из действенных механизмов манипулирования аудиторией, который возглавляют список из 10 способов манипулирования с помощью средств массовой информации (по-русски) Ноама Хомского, является отвлечение внимания.
В электронном обучении (особенно пышно в корпоративном) отвлечение внимания реализуется чаще всего посредством ... привлечения внимания к неважному или несущественному. В качестве иллюстрации приведу картинку, изображающую заставочный слайд курса, которую собрал специально для подтверждения этой мысли:
Предъявив аудитории подобную картинку, я прошу присутствующих, с целью проверки особенностей восприятия, быстро ответит на ряд вопросов:
1. Что вы почувствовали, глядя на изображение?
2. Как отреагировало ваше тело?
3. Что подумали?
4. Что вам захотелось сказать?
5. Что сделали?
Рисунок у меня, конечно, убогонький (скомпилированный и не сильно отвлекающий от основ алгоритмизации господ будущих гуманитариев, возможно, даже напротив, мотивирующий :)). Оно и понятно. Увы, не являюсь профессиональным изобразителем.
Гораздо лучше было бы сделать профессиональное изображение, вроде данного ниже, чтобы ввести аудиторию в проблематику изучаемого предмета (здесь - создания электронных курсов с помощью конкретного редактора):
Картинки кликабельны |
Не верите? Приобретите курс и подсчитайте соотношение привлекающего контента по отношению к содержательному, хоть в слайдах, хоть в квадратных пикселях или сантиметрах, хоть в процентах, хоть в буквах. Оно того стоит :)) в прямом и в переносном смыслах.
Итак, вы изучаете средство авторинга, например, выбор визуального решения шаблона слайда. Для этого вам необходимо нарядить (педдизайн отдыхает!) персонажа, которого зовут Глаз:
Глазам без штанов ходить тоже некорректно, а на работе - и без галстуков |
Вгляделись в слайд? А теперь быстренько, не задумываясь, ответьте на 5 вопросов, приведенных выше, желательно в комментариях к этому посту.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Как привлекать внимание с целью отвлечения внимания:
- насытьте слайд и курс в целом второстепенной, ненужной, произвольной и притянутой за уши информацией,
- перегрузите восприятие пользователя,
- рассредоточьте внимание,
- учите второстепенному и/или простому, что и детям малым по извилинам,
- реагируйте на действия учащихся позитивно, чем проще выполненные учащимся действия, тем позитивнее должна быть обратная связь,
- избегайте влезать в суть явлений и процессов, не поднимайте сложных проблем и концептуальных вопросов,
- в качестве вариантов ответов давайте то, что не доказано, бездоказательно, бессмысленно, само собой разумеется или что учащемуся невозможно опровергнуть (см. рис. ниже), предварительно обучив, как отвечать,
- постоянно заставляйте пользователя выполнять действия, не имеющие реального значения,
- пусть персонаж изрекает банальные и бытовые или маловразумительные, но многозначительные сентенции (см. рис. ниже) -
Хорошо это или плохо? Не знаю... однако тренд замены обучающих приемов набором инструментов масс-медиа воздействия налицо.
Может, таким и должно быть обучение в век ИТ, и информационного общества, и экономики знаний? Что думаете, коллеги?
Продолжение темы
Комментариев нет:
Отправить комментарий