вторник, 11 декабря 2012 г.

N способов манипулировать аудиторией в е-learning - 2

Автор: Владимир Наумов

В продолжение поста "N способов манипулировать аудиторией в е-learning"

Одним из действенных механизмов манипулирования аудиторией, который возглавляют список из 10 способов манипулирования с помощью средств массовой информации (по-русски) Ноама Хомского,  является отвлечение внимания.

В электронном обучении (особенно пышно в корпоративном)  отвлечение внимания реализуется чаще всего посредством ... привлечения внимания к неважному или несущественному. В качестве иллюстрации  приведу картинку, изображающую заставочный слайд курса, которую собрал специально для подтверждения этой мысли:
Предъявив аудитории подобную картинку, я прошу присутствующих, с целью проверки особенностей восприятия, быстро ответит на ряд вопросов:
1. Что вы почувствовали, глядя на изображение?
2.  Как отреагировало ваше тело?
3. Что подумали?
4. Что вам захотелось сказать?
5. Что сделали?

Рисунок у меня, конечно, убогонький (скомпилированный и не сильно отвлекающий от основ алгоритмизации господ будущих гуманитариев, возможно, даже напротив, мотивирующий :)). Оно и понятно. Увы, не являюсь профессиональным изобразителем.
Гораздо лучше было бы сделать профессиональное изображение, вроде данного ниже, чтобы ввести аудиторию в проблематику изучаемого предмета (здесь - создания электронных курсов с помощью конкретного редактора):

Картинки кликабельны
Причем, чем больше столь профессиональных привлекательных изображений (см. другие), тем круче курс в плане отвлечения внимания от его содержания - работы в редакторе электронных курсов.
Не верите? Приобретите курс и подсчитайте соотношение привлекающего контента по отношению к содержательному, хоть в слайдах, хоть в квадратных пикселях или сантиметрах, хоть в процентах, хоть в буквах. Оно того стоит :)) в прямом и в переносном смыслах.

Итак, вы изучаете средство авторинга, например, выбор визуального решения шаблона слайда. Для этого вам необходимо нарядить (педдизайн отдыхает!) персонажа, которого зовут Глаз:
Глазам без штанов ходить тоже некорректно, а на работе - и без галстуков

Вгляделись в слайд? А теперь быстренько, не задумываясь, ответьте на 5 вопросов, приведенных выше, желательно в комментариях к этому посту.


ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Как привлекать внимание с целью отвлечения внимания:
  • насытьте слайд и курс в целом второстепенной, ненужной, произвольной и притянутой за уши информацией, 
  • перегрузите восприятие пользователя, 
  • рассредоточьте внимание, 
  • учите второстепенному и/или простому, что и детям малым по извилинам, 
  • реагируйте на действия учащихся позитивно, чем проще выполненные учащимся действия, тем позитивнее должна быть обратная связь, 
  • избегайте влезать в суть явлений и процессов, не поднимайте сложных проблем и концептуальных вопросов,
  • в качестве вариантов ответов давайте то, что не доказано, бездоказательно, бессмысленно, само собой разумеется или что учащемуся невозможно опровергнуть (см. рис. ниже), предварительно обучив, как отвечать, 
  • постоянно заставляйте пользователя выполнять действия, не имеющие реального значения, 
  • пусть персонаж изрекает банальные и бытовые или маловразумительные, но многозначительные сентенции (см. рис. ниже) - 
и вы получите образцовый профессиональный курс-манипулятор, не дающий возможности получить действительно глубокие и важные знания.    


Хорошо это или плохо? Не знаю... однако тренд замены обучающих приемов набором инструментов масс-медиа воздействия налицо.

Может, таким и должно быть обучение в век ИТ, и информационного общества, и экономики знаний? Что думаете, коллеги? 

Продолжение темы

Комментариев нет:

Отправить комментарий