среда, 19 декабря 2012 г.

Открытые образовательные ресурсы - действительно ли они могут обучить?


Я не открою Америку, если скажу, что мы с вами наблюдаем бум открытых образовательных ресурсов. Сейчас про них не говорит только ленивый, ими аргументируют и необходимость реформировать вузы России, и новые подходы в работе преподавателей, и новые принципы составления учебного материала. И это вполне логично - чуть ли не каждый день появляется новый проект с открытыми образовательными ресурсами, некоторые растут такими ошеломляющими темпами, что кажется, что эти ресурсы вот-вот могут вытеснить то, что было до них.

И мне кажется, что именно в момент такой эйфории стоит внимательно проанализировать это новое явление, чтобы потом не кусать локти и не переживать о том, что мы поверили в новинку, а она не дала того результата, которого мы от него ожидали.


Для начала нужно взглянуть на вопросы мотивации. ООР - это для тех, кто хочет учиться и знает, чему именно он учиться хочет. Как говорит один мой коллега - это для пытливых. Нужно действительно иметь внутреннюю мотивацию, причем не самую слабую, чтобы получить знания из ООР. Во многих ООР даже из самых влиятельных западных вузов (например, в MIT) материалы представлены в виде не адаптированном для асинхронного самостоятельно обучения, то есть когда слушатель обучается самостоятельно, без поддержки тьютора. Если речь идет о MOOC, то там преподаватель есть, но есть серьезный вопрос, насколько можно хорошо поработать с группой, если ее численность больше 1000 человек?


Я не хочу сказать, что MOOC это плохо. Это хорошо. Но если у вас нет сильной внутренней мотивации, если у вас нет стимула в виде потраченных на обучение денег и если вы не совсем точно знаете, что именно вы хотите узнать, то эффект от обучения может быть столь ярким, как хочется.


С самого начала у меня были подозрения по поводу методики ООР. Недавно я нашла несколько публикаций на Forbes по этому поводу, где авторы сетовали на отсутствие педагогического дизайна у многих открытых образовательных источников. Материалы есть, методические рекомендации есть, все выложено и доступно. Но для самостоятельного удаленного обучения все же требуется достаточно жесткая траектория, которая как раз и решает проблему неточного понимания своей образовательной потребности. И опять получается, что без какой-то конкретной методики и последовательности обучаться могут только те, кто действительно точно знает, какие знания нужны.

А вот создавать полноценные интерактивные курсы, которые адаптированы для самостоятельного обучения без поддержки, это дорого и я сомневаюсь, что кто-то будет вкладывать такие средства в это направления. И даже если кто-то это и будет, что это будет не так массово. Ведь ООР и сделаны так, чтобы не создавало для их авторов и операторов дополнительных затрат.

ООР не могут заменить вузы и другие учебные заведения. Они могут помочь преподавателям, тренерам и студентам в получении дополнительных знаний и дополнительной полезной информации. Но преподаватель нужен даже в удаленном обучении, потому что люди все разные, у всех есть вопросы и практически каждому слушателю нужно руководство при обучении. Мне кажется, что говорить о том, что именно открытые образовательные ресурсы должны служить ориентиром для изменения вузов - не совсем верно. Роль у этих институтов, если ООР можно так назвать, разная.


Хорошо бы еще не забывать про то, что обучение - процесс социальный. И необходимость общения, обсуждения и споров в учебном процессе очень высокая. Большинство тех самых современных знаний и навыков, про которые постоянно пишут многочисленные ученые и журналисты (например, сопереживание, дизайн и прочие, если следовать Пинку), просто нереально освоить в одиночку. И если в Coursera такое общение предусмотрено (хотя все регулярно пишут, что толку мало), то в большинстве других ресурсов все построено на самостоятельном обучении.


Очень важно, чтобы преподаватели знали о том, что по их тематике есть ООР и могли им правильно воспользоваться. Могли дополнить ими свои учебные материалы, могли на них ссылаться и может быть даже создавать свои. Это полезно.


Я еще раз хочу сказать, что не считаю ООР и MOOC делом совершенно бесполезным и не нужным. Они нужны и для развития тематик, и для обмена опытом, и для доступности знаний для тех, кто может самостоятельно обучаться. Но только вот полагать, что этот формат заменит другие и "не будет ни театра, ни кино, одно лишь телевидение" - тоже не стоит.


2 комментария:

  1. Взгляните на пример курса или "тренинга" во Флэше. (По-моему там надо регистрироваться, чтобы увидеть):
    http://edugalaxy.intel.ru/index.php?act=elements&CODE=about
    Интересно. Помодульно. Внутри модулей задаются вопросы, на кот. трудно ответить, не прочитав предыдущие страницы. А расцвечено это диалогами учителей.

    ОтветитьУдалить