понедельник, 11 апреля 2016 г.

Об интерактиве в электронных курсах и не только

Автор: Елена Денисова

Сейчас термин "интерактивность" используется по всюду и является обязательным для ВСЕХ электронных курсов. Но во всех ли курсах присутствует интерактивность, вот в чем вопрос?
Начну с небольшой истории из практики. Когда-то несколько лет назад я искала очередного члена команды разработчиков. Честно говоря, к тому моменту это было не 10-е, и даже не 20-е собеседование... И если вначале на моем лице быстро отражалось мое отношение к происходящему (что не очень хорошо), то к этому я научилась не только сохранять благожелательное настроение и улыбку, но и шутить. Кандидат этот быстро ловил слова и менял линию рассказа, считывая "мои потребности руководителя", мои слова быстро перескакивали в его. Следующий вопрос звучал примерно так: "Какие виды интерактивности вы знаете? Диалоги, например, скроллинги..". Кандидат продолжил список, не обратив внимание на "Скроллинги..". Более того, в дальнейшем описании своего опыта человек постоянно делал упор именно на "скроллинги", как основной вид интерактивности :). 
Это, конечно, забавно, но кроме шуток... Все ли понимают, что такое интерактив? К сожалению, часто слышу и читаю примерно следующее в рекламных буклетах, в выступлениях на конференциях, в разговорах в кулуарах: "Да, наши курсы содержат в себе все виды интерактивности: видео, графические элементы, анимацию...".
И тогда я задумалась, может, это со мной что не так? Может, это я не знаю, в чем суть интерактива? Интерактивность же вовсе не означает инструменты визуализации как выше перечисленные! Интерактив заключается во взаимодействии обучаемого с системой (преподавателем или компьютерной программой).
Посмотрела определение в Вики:
Интерактивность - это принцип организации системы, при котором цель достигается информационным обменом элементов этой системы. Элементами интерактивности являются все элементы взаимодействующей системы, при помощи которых происходит взаимодействие с другой системой/человеком (пользователем).
Таким образом, становится очевидным, что просмотр видео никак не может быть интерактивностью, так как обмена при этом не происходит. Это пассивное наблюдение. Тоже самое касается графических элементов и анимации.
Вот, настроить живое участие обучаемого в процессе обучения и не только его реакцию, но и получение обратной связи на действия, это и есть задача интерактивности.
А сколько вы встречали, действительно, интерактивных электронных курсов?
С уважением,
Денисова Елена

5 комментариев:

  1. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  2. В принципе, видео может быть интерактивным, если оно представляет собой видео не в "чистом" виде. Ну что-то вроде этого - http://do-kirov.ru/video (только с большей степенью настройки маршрута прохождения). Со сбором информации у преподавателя по каждому конкретному обучающемуся и с возможностью для обучающегося открытия следующего этапа только при условии прохождения предыдущего.

    ОтветитьУдалить
  3. Поддержу Ольгу, касательно видео. Видео курс компании Deloitte имеет интерактивность. Есть взаимодействие с пользователем и обратная связь тоже присутствует. Но терпеть не могу когда снимают "кино" о продажах и называют это курсом. Не раз спрашивал в коллег а де взаимодействие... как то так... но статью "плюсую"

    ОтветитьУдалить
  4. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  5. Елена, Вы написали статью про неверное толкование термина интерактивность (маленький кирпичик курса как, например, нажатие на кнопку "принять ответ") и в конце сразу перескочили на уровень всего курса "А сколько вы встречали, действительно, интерактивных электронных курсов?"
    Прямо максимализм чувствуется за этим последним вопросом. Только скачок слишком большой мне показался.
    И тогда что Вас больше волнует: неэффективные неинтерактивные курсы или неправильное понимание термина?
    Если беспокоитесь за курсы, тогда главное - результат. А толкование термина второстепенно: посмотрел, как опытные коллеги делают, нашел закономерности - повторил. И что такое "педагогическое конструирование" не знал, не знаю и не хочу знать.
    Если беспокойство за толкование, то снова не вижу проблемы. Разобраться, как проектировать отдельную лестницу в доме не позволит спроектировать дом целиком.
    В чем Ваше беспокойство, Елена? ))

    ОтветитьУдалить