понедельник, 28 января 2019 г.

Что такое мотивационный дизайн?

Автор: Владимир Наумов

Когда вы думаете о мотивации в деле обучения, что бы вы выбрали в качестве его метафоры, глядя на эту картинку:
  • опавшие листья?
  • деревья, их взрастившие и сбросившие?
Те, кто выбрал яркие и привлекательные листья, имеет резон, поскольку мотивация обучающихся может легко изменяться под воздействием сиюминутных и краткотечных внешних влияний А те в нужный момент могут быть легко заменены прекрасными картинами заиндевевших или пустившихся в цветение деревьев или чем-то другим.
Те, кто выбрал деревья, вероятно, принял решение на основании того, что мотивация имеет под собой крепкие и стабильные основания, опирается на «внутренний стержень» человека. Смена времен года и жизнь листьев цикличны и непостоянны. Дерево же – нечто более устойчивое к изменениям, более стабильное, прочное и надежное. Оно победно противостоит конъюнктурным  изменениям, непоколебимо в своем постоянстве, невзирая на броские причуды времен года. 
Что же является истинным источником мотивации: сиюминутные стимулы или мощные и более стабильные внутренние побуждения? Может сложиться мнение, что те и другие по природе своей противоречат друг другу, как минимум, в контексте проблем обучения.
На самом же деле эти кажущиеся противоречивыми и противоположными процессы реально сосуществуют и должны в равной мере приниматься во внимание проектировщиками обучения и преподавателями, учителями и бизнес-тренерами, эйчарами и даже руководителями.
Мотивация к учению, не побоюсь этого слова, беспредельно сложна и многогранна. И не дает 100-процентной гарантии в успехе по определению. Предложенная же метафора с деревьями и листьями отражает две стороны целостного процесса мотивации в обучении– мотивационного дизайна. 
Motivational Design объединяет два подхода: стратегический и тактический, - к тому, как побудить аудиторию к учению в рамках изучения дисциплины, отдельного курса или урока. Он представляет собой набор стратегий и моделей, гибких тактик и четких алгоритмов с целью обеспечения предельно возможной мотивации к учению. Он позволяет создавать эффективные сценарии учебного процесса, прежде всего преподавания, опираясь на закономерности ученической мотивации.
Внимание к жизнедеятельности дерева как такового – стратегическая задача. Краткосрочное привлечение внимания к эстетически привлекательным листьям, их уборка – тактические задачи. Тактики мотивации – это конкретные действия, способствующие решению стратегической задачи.  Мотивационный дизайн – одна из моделей учебного дизайна (Instructional Design) работает одновременно и со стратегиями и с тактиками мотивации. Он позволяет непротиворечиво соединить в учебном процессе «листья» и «деревья», более того, заставляет их дополнять и обеспечивать жизнедеятельность друг друга.
Многие дизайнеры обучения и преподаватели полагают, что если познавательные процессы и отработка умений и навыков их учеников хорошо спроектированы – это по определению мотивирующее обучение. Ученики при этом обычно «мотивируются» всякого рода внешними наградами: отметками, похвалами, бейджами и т.п. И это, нужно сказать, в массе своей работает. Однако при неправильном и слишком частом привлечении разнообразных внешних наград обучающиеся могут начать работать только за эти внешние награды, а не ради … самих себя. Эффекты оказываются сюиминтутными и не приводящими к желательным изменениям в поведении, во внутреннем стержне обучающихся, а знания – не переносятся в повседневную практику.
Мотивационный дизайн –  простая и понятная модель мотивирующего обучения. Составляющие его стратегии и тактики системно и пошагово позволяют управлять учебной мотивацией так, чтобы за листьями не терялось дерево, за деревьями был виден лес, а поднятая учеником рука тянулась бы не только за отметкой и похвалой, а была и сигналом: я хочу получить, чего заслуживаю; реализовать свои ожидания и самого себя как личность.
Впервые опубликовано

1 комментарий:

  1. Получил сейчас конфетку, а какими способами - не важно. Для школы и детской психики это верно, но Instructional design изначально всё-таки был рассчитан на взрослых, у которых другая структура мотивации.
    P.S. Интересный у Вас блог. Почитаю-с. :)

    ОтветитьУдалить