Автор: Павел Безяев.
На конференциях, форумах и блогах посвященных электронному обучению, очень много рассуждений о том, как правильно подойти к организации дистанционного обучения, какие модели использовать, что такое педагогический дизайн и как мотивировать учащихся. Из этих разговоров иногда действительно рождаются интересные примеры учебных курсов или любопытные примеры организации процесса, но чаще всё это слова оторванные от жизни. Я всегда засыпал от больших красивых теорий и очень люблю практику – реализовывать что-то самостоятельно или наблюдать, как это получается у тех, кто привык делать, а не говорить.
Мне повезло, и профессиональная деятельность началась именно с такого примера, но это был пример того, как правильно выстроить процессы, как сломать сопротивление к новому и построить систему с нуля даже в такой консервативной организации, как государственный ВУЗ. Примером идеального e-learning назвать этот проект сложно, но работало всё как часы. Потом долгие годы я наблюдал за тем, как за ширмой красивых слов и брендов впустую тратятся огромные средства, а учащиеся вынуждены сражаться с нечеловеческим интерфейсом классических LMS и разочаровываться от бессмысленного контента. Возможно, поэтому одним из направлений свой работы я выбрал организацию поддержки пользователей e-learning – очень приятно чувствовать благодарность людей, которые понимают, что им действительно хотят помочь, и они не остались один на один с бездушной системой.
Почти все проекты в сфере дистанционного обучения обычно строятся от системы и процессов, которые хотят оптимизировать и автоматизировать, но никто реально не понимает потребностей конечных пользователей и не реализует их (хотя декларативно об этом заявляют многие). А если говорить об учебных курсах, то за красивой оболочкой часто скрывается бездарный контент, который совершенно не уместен для дистанционной форма обучения. Изысканные приёмы от гуру педагогического дизайна чаще всего не выходят за рамки конкурсных курсов и реализации демонстрационных примеров оторванных от реальной жизни. Есть, конечно, небольшие удачные примеры, но их так мало, что они теряются на этом фоне.
На конференциях, форумах и блогах посвященных электронному обучению, очень много рассуждений о том, как правильно подойти к организации дистанционного обучения, какие модели использовать, что такое педагогический дизайн и как мотивировать учащихся. Из этих разговоров иногда действительно рождаются интересные примеры учебных курсов или любопытные примеры организации процесса, но чаще всё это слова оторванные от жизни. Я всегда засыпал от больших красивых теорий и очень люблю практику – реализовывать что-то самостоятельно или наблюдать, как это получается у тех, кто привык делать, а не говорить.
Мне повезло, и профессиональная деятельность началась именно с такого примера, но это был пример того, как правильно выстроить процессы, как сломать сопротивление к новому и построить систему с нуля даже в такой консервативной организации, как государственный ВУЗ. Примером идеального e-learning назвать этот проект сложно, но работало всё как часы. Потом долгие годы я наблюдал за тем, как за ширмой красивых слов и брендов впустую тратятся огромные средства, а учащиеся вынуждены сражаться с нечеловеческим интерфейсом классических LMS и разочаровываться от бессмысленного контента. Возможно, поэтому одним из направлений свой работы я выбрал организацию поддержки пользователей e-learning – очень приятно чувствовать благодарность людей, которые понимают, что им действительно хотят помочь, и они не остались один на один с бездушной системой.
Почти все проекты в сфере дистанционного обучения обычно строятся от системы и процессов, которые хотят оптимизировать и автоматизировать, но никто реально не понимает потребностей конечных пользователей и не реализует их (хотя декларативно об этом заявляют многие). А если говорить об учебных курсах, то за красивой оболочкой часто скрывается бездарный контент, который совершенно не уместен для дистанционной форма обучения. Изысканные приёмы от гуру педагогического дизайна чаще всего не выходят за рамки конкурсных курсов и реализации демонстрационных примеров оторванных от реальной жизни. Есть, конечно, небольшие удачные примеры, но их так мало, что они теряются на этом фоне.
Можно ещё долго рассуждать на
эту тему, но переходя к сути, скажу, что в этом году я нашёл реальный пример
того, как можно и нужно делать e-learning и
меня это очень порадовало и вдохновило! Данный проект известен уже миллионам
людей, но почему-то в профессиональном сообществе e-learning о нём ничего не слышно – может это
ревность к чужому успеху, а может быть многие просто не воспринимают это, как реальный масштабный
пример e-learning. В любом случае, я
нашёл в этом проекте почти всё, что так давно хотел увидеть в дистанционном
обучении.
Ребята не закапывались в тонкости педдизайна, не заваливали профессиональны сообщества красивыми статьями на тему мотивации учащихся – они просто взяли и сделали всё как надо. Я говорю про проект LinguaLeo.com – online-сервисе для изучения иностранных языков.
Если кто еще не видел – очень рекомендую. Если говорить упрощённо, то на этом ресурсе реализовано самое главное – если ты туда пришёл и хоть немного хочешь учиться (при этом ты, понятно, ленив и много раз бросал учёбу раньше), то ты будешь туда возвращаться, а в какой-то момент ты даже с удовольствием заплатишь деньги, что бы продолжить это увлекательное занятие.
Да, может там ещё не всё идеально. Многие сразу обратят внимание, что ресурс скорее напоминает online-игру, а не учебный портал, что курсы достаточно примитивны и однотипны, что нет системы входного контроля и рекомендуемых траекторий обучения, что социальная составляющая ещё не полностью развита и явно не хватает диалоговых тренингов. Но это работает!
Тот же элемент игры это действительно отличная мотивация – лично я уже добрался до 22 уровня и не хочу останавливаться!
Социальная составляющая обучения это то самоё, о чём столько говорят многие мои коллеги (да и я говорил на последней конференции), но чего почему-то не удавалось никому пощупать руками, а там это работает и мотивирует!
Курсы простые, но проходятся на одном дыхании (правда, мне сложно пока оценить их эффективность).
Это действительно e-learning в действии!
Ну, а 2,5 миллиона пользователь это хорошее подтверждение моих слов.
Скажу больше – я уверен, что все недостатки, на которые обратят внимание мои коллеги и заметны мне – известны команде LinguaLeo и они работают над этим – проект постоянно развивается (я за три месяца хорошо это заметил). Лично мне кажется, что на форумах и блогах сообщества e-learning надо больше говорить именно о таких примерах, а не теоретизировать о сферических конях в вакууме…
Ребята не закапывались в тонкости педдизайна, не заваливали профессиональны сообщества красивыми статьями на тему мотивации учащихся – они просто взяли и сделали всё как надо. Я говорю про проект LinguaLeo.com – online-сервисе для изучения иностранных языков.
Если кто еще не видел – очень рекомендую. Если говорить упрощённо, то на этом ресурсе реализовано самое главное – если ты туда пришёл и хоть немного хочешь учиться (при этом ты, понятно, ленив и много раз бросал учёбу раньше), то ты будешь туда возвращаться, а в какой-то момент ты даже с удовольствием заплатишь деньги, что бы продолжить это увлекательное занятие.
Да, может там ещё не всё идеально. Многие сразу обратят внимание, что ресурс скорее напоминает online-игру, а не учебный портал, что курсы достаточно примитивны и однотипны, что нет системы входного контроля и рекомендуемых траекторий обучения, что социальная составляющая ещё не полностью развита и явно не хватает диалоговых тренингов. Но это работает!
Тот же элемент игры это действительно отличная мотивация – лично я уже добрался до 22 уровня и не хочу останавливаться!
Социальная составляющая обучения это то самоё, о чём столько говорят многие мои коллеги (да и я говорил на последней конференции), но чего почему-то не удавалось никому пощупать руками, а там это работает и мотивирует!
Курсы простые, но проходятся на одном дыхании (правда, мне сложно пока оценить их эффективность).
Это действительно e-learning в действии!
Ну, а 2,5 миллиона пользователь это хорошее подтверждение моих слов.
Скажу больше – я уверен, что все недостатки, на которые обратят внимание мои коллеги и заметны мне – известны команде LinguaLeo и они работают над этим – проект постоянно развивается (я за три месяца хорошо это заметил). Лично мне кажется, что на форумах и блогах сообщества e-learning надо больше говорить именно о таких примерах, а не теоретизировать о сферических конях в вакууме…
Павел, еще могу приветси пример работающего e-learning без навороченной красоты и прочего бла-бла-бла. Coursera.org
ОтветитьУдалитьСогласен с Кирой. Не смотря на сильную нагрузку по работе, я выкроил время на месячный курс на Coursera, а вот LinguaLeo забросил после недели.
ОтветитьУдалитьДействительно задания на LinguaLeo сначала увлекают и не напрягают, но, буквально через неделю, становится скучно от однообразия заданий и отсутствия явно обозначенной цели. Хотя возможно их сервис и был задуман, как пожиратель времени (но с пользой), а не как целенаправленное обучение.
А мне с ЛингоЛео было интересно заниматься, я посещала курсы английского в EnglishPapa https://englishpapa.ru/, а параллельно укрепляла свои знания в приложении.
ОтветитьУдалить