Автор: Владимир Нюренберг
Курирование появляется, когда перестаёт работать поиск… (Клей Ширки) Моё знакомство с темой он-лайн курирования началось с поста Ивана Травкина. Однажды я касался её в тексте про блоггинг и его «потенциальную» пользу при выстраивании личной работы. Теперь хочу поговорить об этом подробнее.
Интерес к такой стратегии взаимодействия в сети вызван для меня несколькими моментами. Во-первых, тем, что следование за он-лайн кураторами, пожалуй, единственная на сегодня разумная альтернатива, позволяющая найти какое бы то ни было, решение весьма актуальной в век «пользовательского» контента проблемы информационной перегрузки. Куратор отфильтровывает и агрегирует информацию по определённой теме, тем самым реализуя возможность получения релевантного контента через «единое окно» (прошу прощение за использование термина из госпрограммы по модернизации информационной сферы в России).
Во-вторых, практика он-лайн курирования продолжает продвигать Интернет по пути «социального веб». Социальные (медиа) сервисы используются не просто для генерации контента (что считается определяющей чертой т.н. «Веб 2.0»), но и для его фильтрации, структурирования и систематизации. Даже если мы смотрим на курирование как на интеллектуальную фильтрацию контента, мы должны признать, что его потенциал в выдаче качественной и релевантной нашим интересам информации куда выше, чем у любых поисковых алгоритмов, приправленных коммерческими «плагинами». Это, если выражаться образно, система пользовательского поиска, основанного на доверии к «поставщикам» контента. Кроме того, он-лайн курирование предполагает не только категоризацию контента, но и группировку его, то есть «составляет список» источников, которые могут всесторонне и глубоко освещать определённый вопрос.
Реализация такого подхода предполагает, что куратор специализируется на очень конкретной (узкой) теме (по мнению Робина Гуда (очень «говорящее» имя для человека, занимающегося курированием темы курирования) ценность такой работы будет тем выше, чем более «адресной» и «целевой» (по-моему, это термины из маркетинга и PR) будет курируемая тема). Плюс к этому куратор не просто может улучшать пользовательские качества контента, агрегируя его и «настраивая» под интересы определённой (профессиональной, социальной или культурной) группы, но добавлять ценность путём экспертной интерпретации информации. Мне импонирует (и это уже, в-третьих) подход, каким сторонники он-лайн курирования предлагают добавлять эту «экспертность». Речь не идёт о критике (во всех смыслах слова) информации и мнений: куратор «развивает точку зрения» (принципы и инструментарий такой работы отдельная большая и вкусная тема).
Судя по результатам машинного поиска, он-лайн курирование (его также называют цифровое курирование и курирование контента) становится всё более распространённой, массовой, если не сказать популярной, практикой работы в Интернет. Его принципы формировались в области так называемого «ньюз-мастеринга», получившего мощный импульс развития с появлением алгоритмов агрегации и RSS-каналов на новостных порталах. Постепенно идея структурирования контента под запрос некой целевой аудитории завоевала умы блоггеров и представителей маркетинга в социальных сетях. Педагогический и академический сектор также не остались в стороне.
Так, профессора St. Edward's University (США) Коринна Вейсгербер (Corinne Weisgerber) и Шэннан Батлер (Shannan Butler) предлагают перенести модель кураторства на деятельность педагога. Они проводят параллели с деятельностью музейных кураторов: последние проделывают важную и сложную работу, занимаясь поиском и отбором лучших работ, собирая их вместе вокруг единой темы, проектируя экспозицию, чтобы идеи художников, выраженные в произведения, стали понятны, а затем организуя искусствоведческие и культурологические дискуссии вокруг коллекций и входящих в них работ. Подобно этому преподаватель собирает и структурирует разрозненные источники информации, не допуская, чтобы в учебное пространство попала избыточная, устаревшая или некачественная информация, что часто происходит в условиях быстрого развития социальных медиа.
В таком представлении педагогической практики, считают Вейсгербер и Батлер, нет ничего нового: отбор содержания всегда был неотъемлемой составляющей деятельности педагогов, будь то учителя, работающие в классно-урочной системе, или разработчики электронных курсов, хоть в логике педагогического проектирования, хоть – педагогического дизайна. Думаю, eL-специалисты поймут меня, вспомнив, как создавали в своих курсах «страницы ресурсов» и «списки дополнительного чтения», или как производили компоновку курсов для сотрудников определённой категории или регионального представительства, или как делали подборки документации на корпоративном портале для новых сотрудников и/или адаптационных семинаров для них. И ещё больше поймут те, кому приходилось подбирать кейсы по тематике обучения, или оперировать в своей, далёкой от маркетинга, деятельности категорией «целевая аудитория», «настраивая» под неё свой курс.
Меня очень подмывает начать разговор о том, что eL-специалисты вскоре должны будут задуматься над тем, что им пора переносить акценты в своей деятельности с производства и поставки контента, на курирование информации внутри организаций. Это не моя идея (и я её ещё интеллектуально не «усвоил»), но некоторые эксперты в серьёз рассматривают «новую модель корпоративного обучения» (ссылку на посты не даю специально, чтобы не вызвать несварения «мыслей» на этот счёт), которая мыслится не просто как управляемые через системы обучения «собрания» eL-курсов, а как процесс курирования многочисленных персональных учебных (информационных) «активов» сотрудников. Но это хороший образ, который можно держать в голове. Потому как до этой цели необходимо будет пройти большой путь культивирования сообществ кураторов в организациях.
Скажу больше. Как мне кажется, Рунет сегодня ещё не даёт возможности развивать корпоративное обучение в этом направлении. Возможно, здесь проявляется некоторая ограниченность моего мышления, но в этой части сети развитие социальных медиа пока не привело к созданию критической массы качественного контента. Это мои наблюдения: все мои сетевые коллеги, работающие на переднем крае (да, даже в мейнтстриме) электронного (и прочего, завязанного на сети, обучения) преимущественно оперируют наработками западных экспертов. Сейчас, практически не составляет труда найти англоязычную информацию по любой тематике бизнеса, обучения или прочих практических областей. Исследователи и «академические» работники сами оцифровывают свой контент, публикуют ссылки на электронные версии своих работ, от научно-популярных заметок, до текстов PhD-диссертаций. Мы же, даже при бешеных темпах развития социальных сервисов, умудряемся отставать и здесь (может быть, боимся нарушения своих естественных авторских прав). Как бы то ни было: Рунет – море контента, требующего, вроде бы, работы кураторов по систематизации и упорядочиванию. Однако нашим коллегам, решившим стяжать славу на этом поприще придётся орудовать, вылавливая «содержательный» контент по крупицам.
Но в цифровом курировании я вижу и ключ к решению проблемы (или задачи, зависит от того, насколько я преувеличиваю масштабы зафиксированного субъективным наблюдением положения дел). Подход курирования не требует полноценного академического перевода иноязычных текстов. Те, кто владеют иностранным языком, могут вылавливать смыслы и ре-компилировать их в своих материалах (не забывая давать ссылки на источники, не столько из соображений соблюдения авторских прав, сколько давая возможность другим ознакомится с материалом самим), попутно осуществляя, пусть и субъективную, селекцию идей по принципу «что немцу хорошо, то русскому - смерть». Некоторые из моих коллег такой подход уже реализуют. Работой в такой логике я объясняю для себя успех таких проектов, как HRM и SMART-EDU. В общем, есть над чем задуматься, над чем работать и к чему стремиться.
И в заключении ещё один тезис про курирование контента в корпоративных условиях (уж извините мне скачки в изложении). Если в компании существует проблема информационной перегруженности или сложности поиска актуальной корпоративной информации (от бюрократической документации до учебного контента) можно попробовать задуматься над решением их в логике курирования. Если, конечно, Вы лично не считаете это сферой «не моей» компетенции.
Приятной работы и эффективного отдыха, друзья!
Источник
Курирование появляется, когда перестаёт работать поиск… (Клей Ширки) Моё знакомство с темой он-лайн курирования началось с поста Ивана Травкина. Однажды я касался её в тексте про блоггинг и его «потенциальную» пользу при выстраивании личной работы. Теперь хочу поговорить об этом подробнее.
Интерес к такой стратегии взаимодействия в сети вызван для меня несколькими моментами. Во-первых, тем, что следование за он-лайн кураторами, пожалуй, единственная на сегодня разумная альтернатива, позволяющая найти какое бы то ни было, решение весьма актуальной в век «пользовательского» контента проблемы информационной перегрузки. Куратор отфильтровывает и агрегирует информацию по определённой теме, тем самым реализуя возможность получения релевантного контента через «единое окно» (прошу прощение за использование термина из госпрограммы по модернизации информационной сферы в России).
Во-вторых, практика он-лайн курирования продолжает продвигать Интернет по пути «социального веб». Социальные (медиа) сервисы используются не просто для генерации контента (что считается определяющей чертой т.н. «Веб 2.0»), но и для его фильтрации, структурирования и систематизации. Даже если мы смотрим на курирование как на интеллектуальную фильтрацию контента, мы должны признать, что его потенциал в выдаче качественной и релевантной нашим интересам информации куда выше, чем у любых поисковых алгоритмов, приправленных коммерческими «плагинами». Это, если выражаться образно, система пользовательского поиска, основанного на доверии к «поставщикам» контента. Кроме того, он-лайн курирование предполагает не только категоризацию контента, но и группировку его, то есть «составляет список» источников, которые могут всесторонне и глубоко освещать определённый вопрос.
Реализация такого подхода предполагает, что куратор специализируется на очень конкретной (узкой) теме (по мнению Робина Гуда (очень «говорящее» имя для человека, занимающегося курированием темы курирования) ценность такой работы будет тем выше, чем более «адресной» и «целевой» (по-моему, это термины из маркетинга и PR) будет курируемая тема). Плюс к этому куратор не просто может улучшать пользовательские качества контента, агрегируя его и «настраивая» под интересы определённой (профессиональной, социальной или культурной) группы, но добавлять ценность путём экспертной интерпретации информации. Мне импонирует (и это уже, в-третьих) подход, каким сторонники он-лайн курирования предлагают добавлять эту «экспертность». Речь не идёт о критике (во всех смыслах слова) информации и мнений: куратор «развивает точку зрения» (принципы и инструментарий такой работы отдельная большая и вкусная тема).
Судя по результатам машинного поиска, он-лайн курирование (его также называют цифровое курирование и курирование контента) становится всё более распространённой, массовой, если не сказать популярной, практикой работы в Интернет. Его принципы формировались в области так называемого «ньюз-мастеринга», получившего мощный импульс развития с появлением алгоритмов агрегации и RSS-каналов на новостных порталах. Постепенно идея структурирования контента под запрос некой целевой аудитории завоевала умы блоггеров и представителей маркетинга в социальных сетях. Педагогический и академический сектор также не остались в стороне.
Так, профессора St. Edward's University (США) Коринна Вейсгербер (Corinne Weisgerber) и Шэннан Батлер (Shannan Butler) предлагают перенести модель кураторства на деятельность педагога. Они проводят параллели с деятельностью музейных кураторов: последние проделывают важную и сложную работу, занимаясь поиском и отбором лучших работ, собирая их вместе вокруг единой темы, проектируя экспозицию, чтобы идеи художников, выраженные в произведения, стали понятны, а затем организуя искусствоведческие и культурологические дискуссии вокруг коллекций и входящих в них работ. Подобно этому преподаватель собирает и структурирует разрозненные источники информации, не допуская, чтобы в учебное пространство попала избыточная, устаревшая или некачественная информация, что часто происходит в условиях быстрого развития социальных медиа.
В таком представлении педагогической практики, считают Вейсгербер и Батлер, нет ничего нового: отбор содержания всегда был неотъемлемой составляющей деятельности педагогов, будь то учителя, работающие в классно-урочной системе, или разработчики электронных курсов, хоть в логике педагогического проектирования, хоть – педагогического дизайна. Думаю, eL-специалисты поймут меня, вспомнив, как создавали в своих курсах «страницы ресурсов» и «списки дополнительного чтения», или как производили компоновку курсов для сотрудников определённой категории или регионального представительства, или как делали подборки документации на корпоративном портале для новых сотрудников и/или адаптационных семинаров для них. И ещё больше поймут те, кому приходилось подбирать кейсы по тематике обучения, или оперировать в своей, далёкой от маркетинга, деятельности категорией «целевая аудитория», «настраивая» под неё свой курс.
Меня очень подмывает начать разговор о том, что eL-специалисты вскоре должны будут задуматься над тем, что им пора переносить акценты в своей деятельности с производства и поставки контента, на курирование информации внутри организаций. Это не моя идея (и я её ещё интеллектуально не «усвоил»), но некоторые эксперты в серьёз рассматривают «новую модель корпоративного обучения» (ссылку на посты не даю специально, чтобы не вызвать несварения «мыслей» на этот счёт), которая мыслится не просто как управляемые через системы обучения «собрания» eL-курсов, а как процесс курирования многочисленных персональных учебных (информационных) «активов» сотрудников. Но это хороший образ, который можно держать в голове. Потому как до этой цели необходимо будет пройти большой путь культивирования сообществ кураторов в организациях.
Скажу больше. Как мне кажется, Рунет сегодня ещё не даёт возможности развивать корпоративное обучение в этом направлении. Возможно, здесь проявляется некоторая ограниченность моего мышления, но в этой части сети развитие социальных медиа пока не привело к созданию критической массы качественного контента. Это мои наблюдения: все мои сетевые коллеги, работающие на переднем крае (да, даже в мейнтстриме) электронного (и прочего, завязанного на сети, обучения) преимущественно оперируют наработками западных экспертов. Сейчас, практически не составляет труда найти англоязычную информацию по любой тематике бизнеса, обучения или прочих практических областей. Исследователи и «академические» работники сами оцифровывают свой контент, публикуют ссылки на электронные версии своих работ, от научно-популярных заметок, до текстов PhD-диссертаций. Мы же, даже при бешеных темпах развития социальных сервисов, умудряемся отставать и здесь (может быть, боимся нарушения своих естественных авторских прав). Как бы то ни было: Рунет – море контента, требующего, вроде бы, работы кураторов по систематизации и упорядочиванию. Однако нашим коллегам, решившим стяжать славу на этом поприще придётся орудовать, вылавливая «содержательный» контент по крупицам.
Но в цифровом курировании я вижу и ключ к решению проблемы (или задачи, зависит от того, насколько я преувеличиваю масштабы зафиксированного субъективным наблюдением положения дел). Подход курирования не требует полноценного академического перевода иноязычных текстов. Те, кто владеют иностранным языком, могут вылавливать смыслы и ре-компилировать их в своих материалах (не забывая давать ссылки на источники, не столько из соображений соблюдения авторских прав, сколько давая возможность другим ознакомится с материалом самим), попутно осуществляя, пусть и субъективную, селекцию идей по принципу «что немцу хорошо, то русскому - смерть». Некоторые из моих коллег такой подход уже реализуют. Работой в такой логике я объясняю для себя успех таких проектов, как HRM и SMART-EDU. В общем, есть над чем задуматься, над чем работать и к чему стремиться.
И в заключении ещё один тезис про курирование контента в корпоративных условиях (уж извините мне скачки в изложении). Если в компании существует проблема информационной перегруженности или сложности поиска актуальной корпоративной информации (от бюрократической документации до учебного контента) можно попробовать задуматься над решением их в логике курирования. Если, конечно, Вы лично не считаете это сферой «не моей» компетенции.
Приятной работы и эффективного отдыха, друзья!
Источник
Владимир,
ОтветитьУдалитьа не слишком ли много собак, т.е. функций, ролей и, тем более, процессов, Вы вешаете на "одного" куратора?
Он и фильтратор-агрегатор, и тематический эксперт, и педагог, в кураторы переквалифицировавшийся, и аналитик, и переводчик (далее - по мере поступления запросов и до бесконечности).
Каким компетенциями (сугубо профессиональными) должен обладать такой субъект?
Думается, если попробовать списком дать хотя бы базовый набор его умений и навыков, рассмотрение темы стало бы более продуктивным и ... комфортным. Что думаете?
Владимир, а Вы все эти функции не исполняете, как автор блога? Я бы смело Вас в такие спецы записал, пару коллег ещё запросто, про себя бы ещё подумал...
ОтветитьУдалитьЯ бы не стал называть он-лайн кураторство профессией, полагая что под критерии определения практической области как профессии оно врял ли подойдёт? Скорее это всё же некая "социальная практика"...
Про умения вопрос острый, причём обоюдо... С одной стороны, понимаю, что с этого следовало бы начинать разговор, поскольку это одновременно и означало начинать говорить об устройстве такой деятельности, но боюсь этим и закончить... хотя нужно подумать над вашим предложением!
Привет, тёзки. Ищу русский эквивалент модному ныне "coaching". "Курирование" - один из возможных эквивалентов, но, в моём понимании, совпадает с coaching лишь частично, как и "наставничество". Наши бизнес-коучи обычно определяют coaching как "взаимодействие". А во "взаимо-" не менее двух субъектов.
ОтветитьУдалить"Куратор" следит за действиями "курируемого" и, в оптимальном варианте, направляет их к определённой цели (а не только отчитывается перед вышестоящей инстанцией за действия курируемого). В сетевом общении процесс более свободный. Некто избирает себе куратора, но лишь "прислушивается" к нему, а не следует его заветам :) во всём. Ни у куратора, ни у курируемого в сетевых отношениях нет той взаимной ответственности, которая объединяет таких действующих лиц в очной организации.
В сетевой практике сложились роли "following" и "follower", в которых выступает один и тот же человек. Скажем, в твиттере я "следую" за 17ю авторами, а за моими постами следят 37 (https://twitter.com/vann1936). Как вы, коллеги, переводите эти роли? В моём восприятии, follower близок к "учащемуся", а, подписываясь на автора (following), я принимаю его как "учителя" в определённых вопросах. Известная двоякость "учащегося учителя".
В отличие от учителя в классе, тот, за кем следуют в Сети, не "курирует" последователей, а задаёт их мыслям определённые направления. Последователи могут принимать их или нет. Действует не роль ("господин учитель"), а мысль (убедительна или нет). Видимо, правильнее определять эти роли в Сети как "ведущий" и "ведомый" (причём, как в жизни, ведущий в одном направлении может быть ведомым в другом).
Предлагаю, тёзки, объединиться, как Бурбаки, в коллективного автора VVV для дальнейшего обсуждения тезауруса и социальных технологий взаимодействия в Сети.
Или как Козьма Прутков!))) Добрый день, Владимир!
Удалить>>> В отличие от учителя в классе, тот, за кем следуют в Сети, не "курирует" последователей, а задаёт их мыслям определённые направления. Последователи могут принимать их или нет. Действует не роль ("господин учитель"), а мысль (убедительна или нет).
Совершенно согласен! Куратор контента (материалов=артефактов и их содержаний!), а не людей! Только такой и должна быть, и через нее может быть осуществленно содержательное "влияние" на идеи и цели!
В качестве претензии на цеховой юмор: Ленин был одним из первых профессиональных кураторов в России!)
Хорошая идея объединиться "в коллективного автора VVV для дальнейшего обсуждения тезауруса и социальных технологий взаимодействия в Сети"!
УдалитьКстати, интересное сравнение с"following" в twitter, поддерживаю.
Что касается коуча, то он также "ведет" и "направляет", верно ведь?
Семь лет назад предложена социальная технология "направляемой самоорганизации" сообщества - http://my.mail.ru/community/stoik/23cf01010fbc8fdc.html. Модератор-коуч прокладывает "рельсы" для диалогов, задавая темы.
УдалитьЭта технология работает в сообществах-клубах, где в свободных дискуссиях возникает "питательный бульон" для новых идей. А, поймав идею, любой участник дискуссии, может развить её в целенаправленный проект.
Увы, не могу принять предложение, уважаемый Владимир Владимирович, объединиться в духе Бурбаки по ряду причин:
Удалить1. это огромный исследовательский проект, который одним энтузиазмом не поднять
2. не имею на него времени
3. не верю в свободные дискуссии, верю в дискуссии систематические, по правилам, тем более в таколм сложном деле.
4. и без этого по мере сил "работаю в сообществах-клубах, где в свободных дискуссиях возникает ".... бульон" для новых идей"
Похоже дело не в названных причинах сколько в несовпадении продуктов деятельности, чтобы двинуться к сотрудничеству в духе и логике co-creation. И не совпадает цель: продвижение (не равно реклама или самомаркетинг) в разных сообществах. Хотя точки соприкосновения можно искать не в совместном авторстве, но в продвижении новых идей. Как вариант на вскидку, проведение сетевой конференции (не технология сетевого взаимодействия).
УдалитьСпасибо на добром слове, Владимир.
ОтветитьУдалитьЕсли и выполняю, то не все функции и ... сам того не ведая, случайно. Боюсь, все мы немножко кураторы своего взаимодействия с другими людьми, включая невербальное общение.
Если кураторство это не профессия или не должность, то может стать побочной ролью исполнителей других задач. Если это особая социальная практика, то оно должна быть осознана (чему Вы способствует и за что Вам спасибо) и описана.
Если Вы ставите проблему курирования информации внутри организаций (а также, видимо и в сетях, и меж организациями), то это курирование может происходить как в рамках имеющихся процессов (того же управления знаниями, к примеру, или тьюторства), так и на основе новых для конкретной организации или вовсе новых (новаций) процессов.
Тогда вопросы
1. об устройстве "хорошо забытого старого" может свестись к императиву "учите матчасть" и вменяемо применяйте ее,
2. об организации процессов орг.курирования - к принятию орг.решений и налаживанию целенаправленных процессов (включая распространение и применение = обучение в терминах управления знаниями),
3. о курировании производства новых знаний - к самообучающимся и саморазвивающимся организациям (исследовательским группам).
То есть, ничего нового.
И куратор как носитель "хорошо забытого старого" здесь будет выступать как носитель адекватных знаний, умений, навыков и т.п. в отличие от непрофессионального или "несистематического" их носителя.
Ежели же кураторство - это особая "профессия" или роль (должность), обеспечивающая "единственную на сегодня разумную альтернативу, позволяющую найти какое бы то ни было, решение весьма актуальной в век «пользовательского» контента проблемы информационной перегрузки" - давайте описывать устройство этой деятельности. Если, конечно, проблема информационной перегрузки не является либо надуманной, либо преувеличенной (в смысле поэтически высосанной из пальца). ИМХО, для кураторства вполне хватит процессов, перечисленных выше в пп. 1-3.
Мне же что-то подсказывает, что в красивых терминах типа "невыносимый объем информ.нагрузки" проблема не решается. Все сводится к более или менее известным процессам конкретных практик управления "знаниевыми активами" той или иной организации в обстоятельствах (контекстах) этих организаций. Уникальных контекстах.
Утренний вопрос.
ОтветитьУдалитьА кто или что курирует куратора?
На кто? - Кого бох пошлет.
УдалитьНа что? - Матчасть
Что если внутренняя мотивация и плюс его же ученики?
УдалитьМарина,
Удалитьзаставь иного внутренне мотивированного (особенно в самопрезентации или в денежках), он лоб себе и головы ученикам запудрит, плюя на матчасть. Мотивация - дело личное, а не производственное (кураторское).
"Ба, знакомые всё лица". Не будем отвлекаться, а поддержим (или раскритикуем?) идею подняться в Интернет со ступеньки поиска информации на ступеньку поиска людей, генерирующих нужную нам информацию. Причём тех, кому доверяем и как специалистам своего дела, и как честным труженикам. И кого понимаем (разделяем тезаурус, модели, используемые технологии...)
ОтветитьУдалитьСейчас на переднем фронте саморазвития в сетевых сообществах - вопросы формирования персональной среды учащегося. Одни акцентируют внимание на среде информационной. Другие - на среде социальной (с кем двигаться вперёд). Какой путь выбираете, коллеги?
Владимир, а в логике "подняться в Интернет со ступеньки поиска информации на ступеньку поиска людей, генерирующих нужную нам информацию" есть различия между инф. и соц. средой? А кому вопрос? Я так самоопределился давно)
ОтветитьУдалитьВопрос "знвкомым (лет 8) лицам", прежде всего О.Л.
УдалитьРазличия между "инфо." и "соц." условны - разные образы реальности. В контексте выше речь о переходе от анализа "матчасти" и информации (например, "кто курирует куратора?") к взаимопониманию с удалённым собеседником. Я так понял посыл "Курирование появляется, когда перестаёт работать поиск".
А "переход" на другую ступеньку, не замена одного другим, а сочетание нового и старого, их диалектика на новом этапе. Как-то так.
Не согласен, коллега. Различия между соц. и инфо принципиальны: мало того, что это сущности разной природы, их "диалектика" неконструктивна и мешает результативному (в смысле полноценно продуктивному общению). См.: http://blog.newedu.su/2012/12/blog-post.html
УдалитьСначала обсужденцы должны притереться социально и снять негативные социо эффекты, чтобы перейти к продуктивному инфо взаимодействию. Диалектика "переходов" от соц. к инфо, ИМХО, состоит в снятии негативных эффектов групповой динамики.
Не представляется корректной "идея подняться в Интернет со ступеньки поиска информации на ступеньку поиска людей, генерирующих нужную нам информацию." Да это одно и то же! ибо ищу я в Инете либо инфо либо социо. Ежели я не разумею разницы между ними, не ведаю, ищу ли я знания или социальные поглаживания или же выпускаю пар, а то и самоактуплизируюсь, то мне ... нужен куратор, который наведет в моих когито и эмоцио, инфо и соц. порядок.
Тезис про "переход" поддерживаю. Как и про взаимопонимание. Прорабатываю сейчас Ваш текст. Выделил для себя икзис про поиск оснований для партнерства, как я понимаю, это общая цель любых обсуждений: не выссказать свою точку зрения и отстоять ее, но найти точки соприкосновения!
ОтветитьУдалитьВладимир,
Удалить"общая" цель любых обсуждений складывается из подцелей (задач)
1. высказать свою т.зр,
2. сопоставить с Другими,
3. найти точки соприкосновения,
4. развить свою т.зр. (См. Правила без штриха http://blog.newedu.su/2012/11/blog-post_19.html) - иначе или конформизм или манипулирование
5. Прийти к консенусу, или найти частичные соприкосновения (локальные консенсусы)+ отстоять свою локальную правоту.
6. Принять решение (изменить, модернизировать прошлый или сформировать новый план практических действий / практик той или иной природы)
Для реализации пп. 5 и 6 можно сформулировать свою группу(ы) правил.
Парадоксальность цели любых обсуждений состоит в том, что она лежит вне этих обсуждений, в реале, а не в виртуале.
И она (цель) по определению общая, так как отсутствие цели делает обсуждение не диалогом, а набором параллельных монологов, вызванных разными целями собеседников (в которые, ИМХО, и эта ветка трансформируется, так как тема кураторства куда-то ушла).
Увы, такова судьба многих дискуссий, особенно клубных, вроде нашей. Не держим темы и, в итоге, теряем "общую" цель.
Вот одна из задач онлайн-кураторов - удерживать взаимодействие в контексте одной темы и одной (не общей, а одной) цели.
От чего же Владимир? Держим тему! Немного ушли в сторону, поскольку попали под "романтику" контакта людей мыслящих в одном направлении (причем обратите внимание, из очень разных реалий). Произошло как то, что Вы охарактеризовали: "Сначала обсужденцы должны притереться социально и снять негативные социо эффекты, чтобы перейти к продуктивному инфо взаимодействию". "Притирка", как мы можем наблюдать, может тоже мешать...
УдалитьПрелесть он-лайн курирования (ОК) в том, что это как раз коммуникационная практика: то есть принимающая в расчет как нюансы информационного обмена, так и влияние на него соц. составляющих (соц. перцепция и проч.).
Не знаю как на счет диалектики, но логика у ОК именно в связывании соц. и инф.: ища релевантный контент, нахожу людей, его поставляющих, устанавливаю контакт, проясняя их контексты (в общем виде) и "следую" за ними уже понимая эти контексты.
>>> нужен куратор, который наведет в моих когнито и эмоцио, инфо и соц. порядок.
Может и так, только это уже как то интимно получается. Сетевая реальность на это не сработает: если я сейчас взмолюсь, чтобы Вы моим куратором стали (а большинство цифровых аборигенов о том не помышляют), Вы либо подумаете, что я конченный идиот, либо предложите поучаствовать в Ваших сессиях на общих основаниях, либо, согласившись, придете к первому выводу спустя некоторое время, да еще и себя ругать будете... Но третий вариант - фантазии))) Еще раз повторяю: курирование не людей, а информации и "содержаний" (смыслов) в ней.
>>> Вот одна из задач онлайн-кураторов - удерживать взаимодействие в контексте одной темы и одной (не общей, а одной) цели.
Соглашусь, но с оговоркой: что это одна из ролей, который может взять на себя куратор... Но я думаю, лишь в рамках некоторых дискуссий, в которых ему будут делигированны полномочия фасилитатора. А то знаете так и по реноме куратор схлопотать может(
>>> Парадоксальность цели любых обсуждений состоит в том, что она лежит вне этих обсуждений, в реале, а не в виртуале.
В этом не парадоксальность, но суть любой цели: она лежит за пределами деятельности (как цель готовки не в том, чтобы получить опред. блюдо, но в том, чтобы вкусно или полезно покушать.
И, Вы правы, цель любого обсуждения: принять решение, которое может быть в двух плоскостях: решение о предмете обсуждения; решение о том, кто может быть нашим единомышленником, куратором, партнером (=соавтором). Это три разных варианта "сотрудничества".
>>> >>> Произошло как то, что Вы охарактеризовали: "Сначала обсужденцы должны притереться социально и снять негативные социо эффекты, чтобы перейти к продуктивному инфо взаимодействию". "Притирка", как мы можем наблюдать, может тоже мешать...
УдалитьВот потому перед взаимодействием на уровне инфо следует снять негативные социо эффекты. Если же притирка сорвала общение или помешала ему, то куратору стоит признать, что он не совсем с задачей справился. Другой вариант - курировать так, чтоб притирка не мешала, в итоге получим нечто подобное описанному здесь: http://blog.newedu.su/2012/12/blog-post.html - или манипулятивное курирование.
>>> >>> Прелесть он-лайн курирования (ОК) в том, что это как раз коммуникационная практика: то есть принимающая в расчет как нюансы информационного обмена, так и влияние на него соц. составляющих (соц. перцепция и проч.).
Если это профессиональная практика куратора, то в расчет принимается разведение инфо и социо. ИМХО, это одна из компетенций куратора. А ежели инфо и социо отдельно не проработать, то это уже эклектика и каша в головах и общении, или соглашательство (конформизм) или снижение качества контента, чтоб никого не обидеть.
>>> >>> Не знаю как на счет диалектики, но логика у ОК именно в связывании соц. и инф.: ища релевантный контент, нахожу людей, его поставляющих, устанавливаю контакт, проясняя их контексты (в общем виде) и "следую" за ними уже понимая эти контексты.
Владимир, это не связывание, а склеивание соц и инфо. И перечисленные здесь деятельностИ куратора скорее относятся к аналитической деятельности, чем к кураторству в обучении или управл.знаниями ,Это не куратор, это аналитик здесь описан. Думаю, Вам как инициатору темы пора дать довольно строгую дефиницию кураторства и куратора в контексте работы Сообщества.
Или признать, что кураторство не имеет отношение к обучению и лишь частичное – к управлению знаниями (что генетически не имеет – это факт).
>>> нужен куратор, который наведет в моих когнито и эмоцио, инфо и соц. порядок.
>>> >>>Может и так, только это уже как то интимно получается. … … …
Еще раз повторяю: курирование не людей, а информации и "содержаний" (смыслов) в ней.
1. Курируя смыслы, мы непременно воткнемся носом в социо. Работа со смыслами (в отличие от значений) требует столь высокой квалификации, что обладающих ею людей найти непросто.
2. Предложенные мной выше схема и в другом месте правила как раз и призваны нивелировать то, что вы сочли слишком интимным. Фишка в том, что «человек живет в языке и при языке» (Хайдеггер), что человек – это проявление языка и продукт языка. Курирование общения (общение = инфо + социо + интеракции) и есть речевая практика. Практика всегда эклектична. Тем не менее, работая с инфо, мы запускаем системные процессы и эффекты, которые становятся толчком к процессам в социо и эмоцио сферах. Искусство куратора (не в маркетинговом смысле) состоит в том, чтобы не дать социо, как Вы писали, помешать инфо, благодаря тому, что социо и эмоции «переводятся» в Web’е на язык инфо и регламентируются (гибко и тонко управляются) практикой употребления языка.
Этот комментарий был удален автором.
Удалить>>> Парадоксальность цели любых обсуждений состоит в том, что она лежит вне этих обсуждений, в реале, а не в виртуале.
Удалить>>> >>> В этом не парадоксальность, но суть любой цели: она лежит за пределами деятельности (как цель готовки не в том, чтобы получить опред. блюдо, но в том, чтобы вкусно или полезно покушать.
Ха, Владимир, цель готовки для повара – своя, для директора ресторана – несколько иная, для барышни (или кавалера), приглашающего симпатию к себе домой на ужин при свечах – третья, для любителя кулинарить – сам процесс готовки. И не факт, что «вкусно» и «полезно» будут соприсутствовать (вкусная вещь кока-кола) в одной тарелке / стакане. Значение одно – «вкусное блюдо», а смыслы-то разные. Не стоит их склеивать, программируя аудиторию на нужный автору реплики эффект.
>>>>>>цель любого обсуждения: принять решение, которое может быть в двух плоскостях: решение о предмете обсуждения; решение о том, кто может быть нашим единомышленником, куратором, партнером (=соавтором). Это три разных варианта "сотрудничества"
Сбился со счета. Как Вы получили три (разных) варианта? и почему "сотрудничество" в кавычках.
>>>>>>лишь в рамках некоторых дискуссий, в которых ему будут делигированны полномочия фасилитатора. А то знаете так и по реноме куратор схлопотать может
Интересный разворот:
Мне думается, что если у куратора нет полномочий фасилитатора, то это аналитик или маркетолог (иначе правильно ему по реноме заехать). И кураторство стоит обсуждать вне контекста Learning.
Ежели же кураторство все же имеет отношение к обучению, то фасилитации, думаю, должна выступать одной из функций куратора, быть его профессиональной компетенцией.
Немного о курировании (все не помещается)
ОтветитьУдалитьЭто было летом ...
49. Curation: How the Global Brain Evolves | Underwire | http://Wired.com http://www.wired.com/underwire/2012 … cu
50. Curation - Amplifier or Condenser? http://wp.me/p2e52m-2J via@CHopeMurray #ukrel11 cu
51. Curation techniques, types and tips http://wp.me/poqp6-2g6 via@wordpressdotcom #ukrel11 cu
52. Make students curators http://bit.ly/MccYCD #ukrel11 cu
53. Five big problems with content curation http://bit.ly/PkWL1i via @newspin cu
54. Stowe Boyd - Content curation is the natural evolution of our... |http://bit.ly/LtR3oP via @newspin cu
55. How To Curate Digital Collections and Aggregations | DH Curation Guide http://dlvr.it/1sfGwg (@RobinGood) cu
56. [NEW] Instant Curator Plugin – Biggest Content Curation Tool Launch Since WP Robot! | Commission Und... http://bit.ly/NGqRaR cu
57. Content Curation Tools - The Newsmaster Toolkit by Robin Good - Mind Map http://bit.ly/Lnflqs #ukrel11 cu
58. Extensive Mind Map of Content Curation Tools by Robin Goodhttp://bit.ly/NbRSZb #curate #edtech #elearning #tlchat #edchat #curation#tools cu
59. The Unanticipated Benefits of Content Curation http://www.bethkanter.org/nten-curation/ by @kanter comprehensive post! cu
60. Content Curation for Education and Learning: Robin Good@Emerge2012 - Mind Map http://bit.ly/NpSeLj #ukrel11 cu
61. Content Curation for Education and Learning: Robin Good@Emerge2012 Presentation-Map http://dlvr.it/1rzxtf cu
62. NTEN Webinar Reflections and Resources: The Unanticipated Benefits of Content Curation | Beth’s Blog http://www.bethkanter.org/nten-curation/ cu
63. 30+ Cool Content Curation Tools for Personal & Professional Usehttp://bit.ly/Q2m0Wx via @newspin cu
64. Personal News Curation: A Reference Guide To The Present, That's What Journalism... http://dlvr.it/1wZtjC @pinomauriello #curation | @scoopit cu
65. 30+ More Content Curation Tools http://bit.ly/Q1itaV via @newspin cu
66. Curating Type: How Monotype Uses Curation To Help Its Customers Find What They Like http://dlvr.it/1wQpG8 (@RobinGood) #curation |@scoopit cu
67. Curation - Amplifier or Condenser? http://wp.me/p2e52m-2J via@CHopeMurray #ukrel11 cu
68. Why Curation Will Transform Education and Learning: 10 Key Reasons http://www.masternewmedia.org/curation-for-education-and-learning/ … via @robingood#ukrel11 cu
201.Pinterest leads content curation boom http://bit.ly/Mnfhl0 via @newspin Cu
208.Webinars Curation: Find, Rate and Organize The Best Online Events and Lessons with Hublished via @RobinGood http://sco.lt/5tScGf Cu
226.Send in the humans – content curation for beginners | hub & spokehttp://justinehyde.tumblr.com/post/28470362365/send-in-the-humans-content-curation-for-beginners … #ukrel11 Cu
323.Innovations in Education - Developing Future Workskills Through Content Curation http://bit.ly/Pxz1TT #ukrel11 Cu
328.Content #Curation Can Help Education System Breed Future Workskills (@RobinGood) | @scoopit http://sco.lt/7lZhrN Cu
329.Understanding #Content #Curation (@NancyW) http://bit.ly/PzJDru Cu
6. Curating, distributing and facilitating institutional knowledge by@opensesame > http://ow.ly/d3QGQ cu
73. Curating content is smart business strategy | Advisor.cahttp://bit.ly/OmhYUx via @newspin cu
77. 3 Free Cool Tools to Curate Content - Getting Smart by Susan Oxnevad - http://gettingsmart.com/blog/2012/08/3-free-cool-tools-curate-content/ … #ukrel11 cu
Спасибо, Влаадимир!
УдалитьРады, Владимир Николаевич, Вашему включению в тему. А из какой работы этот список ссылок?
УдалитьПро пункты 1-6 последнего коммента В. Наумова и прибавки к ним задумался. Что то в этих констатациях роковое мерещиться)))
ОтветитьУдалитьРоковое, действительно, имеется, если не фатальное, для троллинга, флуда и просто трёпа.
УдалитьМаленькая оговорка: этими пунктами (довольно-таки абстрактыми) в контексте всего многообразия сетевого взаимодействия не всегда можно обойтись. Это всего лишь одна (и весьма обобщенная) рамочная модель кураторства, если угодно.
Владимир Николаевич,
ОтветитьУдалитьчто-то все больше ссылки про кураторство в маркетинге, а не в обучении и даже не в управлении знаниями или даже в менеджмента самом по себе. Не боитесь, что eL к е-маркетингу свести есть угроза, к курсам, как Вы однажды выразились "для идиотов"?
См. о подобном: http://blog.newedu.su/2012/12/n-learning.html
Вопрос с функциями и полномочиями не однозначен. Сложность в том, что вы продолжаете смотреть на куратора как на ответсвеного за что-то. То есть как на функцию в спроектированном (т.е. централизованном) процессе.
ОтветитьУдалитьДля меня же кураторство это практика в непрожективной логике, т.е. в несвязанной целью деятельности. Понимаю, что несу сейчас полную ересь, но пока не могу найти точных слов. Буду искать...
Ссылки взял из твиттера за один из летних месяцев и не сортировал, поэтому попали разные направления курирования содержания. Эта тема очень актуальная на Западе. Все не обработал, планирую сделать это к Зимней школе в ХПИ.
ОтветитьУдалитьКое-что есть в блоге http://kvn-e-learning.blogspot.com/2012/12/blog-post.html
Переписку посмотрю позже, но очень что-то накручено. На мой взгляд, все гораздо проще.
Кураторство идей в Сети, а не людей в очном или дистанционном проекте - это не "ересь", а уже распространённая практика. Скажем, мой давний знакомый Юрий Васильевич Сафрошкин (Ульяновск) "курирует" (держит руку на пульсе) тему Ноосферы. Я "курирую" тему личной геокультуры (программа подчеркнула это слово красным как редко употребляемое :(. В Сети мы ищем носителей этих идей, пытаемся обобщать информацию, предлагать оригинальные модели... Глобальный Интернет даёт возможность объединения в сообщества тех, для кого эти слова - ключевые. Так возникает новое поколение веб - семантическое.
ОтветитьУдалитьЕсть такой момент, Владимир! Пытаемся в ракурсе диплога тему зацепить... Пока только до склеек дошли... Надо в исходную возвращаться...
ОтветитьУдалитьСпасибо, Владимир Владимирович! Я имел ввиду, несвязанность целью) Понимая, что в случае курирования цель все же имеется)
ОтветитьУдалить