четверг, 13 сентября 2012 г.

Дейв Кормье: Объять неопределенность

Это сообщение, опубликованное первоначально в моем личном блоге, можно рассматривать как продолжение темы неформального и социального обучения. Оно представляет теоретический интерес для тех, кто верит в связь будущего корпоративного/академического elearning с персонализацией и поставкой учебных сообществ.

Ризоматическое обучение — это взгляд на учебную деятельность, выраженный в метафоре ризомы: познавательная траектория уподобляется разрастающемуся корневищу, у которого нет ни начала, ни конца, ни какого-либо центра. Оно растет из любой точки и в любом направлении. С точки зрения учащегося: если мне что-то интересно (важно/нужно), я начинаю это изучать.

На днях я посмотрел запись доклада Дэйва Кормье (Dave Cormier), название которого можно перевести как «Объять неопределенность» (Embracing Uncertainty). Дейв — еще один представитель лагеря канадских коннективистов, который принимает непосредственное участие в развитии теории учебной деятельности в сети. Благодаря его усилиям развернулась дискуссия, посвященная ризоматическому обучению (ризомакорневище, метафора «прорастающей» во всех направлениях коннективистской сети). Доклад позволяет глубже окунуться в интересные идеи Кормье, а также некоторые следствия из них.

Основные тезисы:
  1. Наилучшее обучение — это то обучение, которое готовит нас к неопределенности (The best teaching prepares people for dealing with uncertainty).
  2. Сообщество само может быть содержание обучения, когда других вариантов нет (The community can be the curriculum — learning when there is no answer).
  3. Ризома — модель научения тому, как иметь дело с неопределенностью (The rhizome is a model for learning for uncertainty).
  4. Ризоматическое обучение предназначено для изучения комплексных предметных областей (Rhizomatic learning works in the complex domain).
  5. Необходимо сделать студентов ответственными за собственную учебную деятельность (а также учебную деятельность других) (We need to make students responsible for their own learning (and the learning of others)).
Особый интерес представляет то, как именно Дейв понимает сеть в контексте ризоматического обучения.

Ризома или разрастающееся корневище познания образует не совсем обычную сеть (которую мы привыкли уподоблять графу из вершин и ребер). Во-первых, корням свойственно расти сразу во всех направлениях, определяя на ощупь наиболее оптимальные (экспериментирование!). Во-вторых, новые отростки могут вырастать из любого места (если обратиться к модели графа: новые связи выходят не только из вершин, но и сами ребра начинают «разрастаться»).

Очевидно, что модель ризомы является более органичной и сложной, чем та, которая основана на математической абстракции «узел-свясь-узел». Кормье называет следующие характеристики, делающие ее особенно привлекательной:
  1. Корни могут разрастаться в любом направлении и из любой начальной точки (They can map in any direction from any starting point).
  2. Корни разрастаются путем экспериментирования («ощупывания») в предметном контексте (They grow and spread via experimentation within a context).
  3. Корни продолжают разрастаться вопреки повреждениям (They grow and spread regerdless of breakage).
Нельзя игнорировать тот факт, что у всякой предметной области есть свое ядро, усвоение которого требует программы с формализованным содержанием обучения. Поэтому Дейв, например, не хочет, чтобы его лечащий врач получал профессию в форме ризоматического обучения. Ризома возникает и развивается на стыке областей, т. е. там где мы сталкиваемся со знанием, которое невозможно объять в рамках конкретного формального обучения. Другими словами, ризоматическое обучение имеет дело с неопределенностью.

Наконец, возникает вопрос об оценивании учебной деятельности, описываемой ризоматическим обучением. Дейв отвечает просто: нужно перестать оценивать (Stop measuring learning), потому что есть вещи, которые невозможно оценить. Взамен он предлагает измерять и оценивать прилагаемые учащимися усилия, взаимодействие и связи. Мы должны предоставить учащимся возможность быть ответственными за их собственый путь (Allow learners to be responsible for — and measure their — learning journey).

11 комментариев:

  1. Интересно было бы примеры услышать. Где такая форма может реализоваться (возникнуть) и главное как? Надо еще раз перечитать может и у самого возникнут мысли))

    ОтветитьУдалить
  2. По последнему тезису... Правильно ли я понимаю, что речь идет про отказ от оценивания в логике контроля и в целях "аккредитации"? Собственный то прогресс при обучении оценивать нужно всë-таки!)

    ОтветитьУдалить
  3. Владимир, послушайте, что говорит об этом сам Дейв (ближе к концу ролика). Если кратко: есть принципиально невозможная задача, для которой он предлагает обходной путь :) Кстати, важно различить оценку обучающей и учебной деятельностей. Дейв говорит о последнем -- оценке учебной деятельности, которую описывает/моделирует ризома.

    ОтветитьУдалить
  4. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  5. >>>>важно различить оценку обучающей и учебной деятельностей.

    Обнимая неопределенность:=)) Иван Юрьевич, Вы путаете два подхода. "Деятельностный"... - "обучающая деятельность" (Эльконин, Давыдов) и "учебная деятельность" (В.В.Репкин) И "номадический подход" - Делез и Гваттари... В СЕТИ (будь то "ризома" или "мицелий") ДЕЯТЕЛЬНОСТИ нет. Она носит субъектный характер и НОРМА.

    А Дейв, как Вы верно отметили (оценивать прилагаемые учащимися усилия, взаимодействие и связи), предлагает оценивать в СЕТИ - АКТИВНОСТЬ узлов, свойства связей, и характер взаимодействия.

    Если рассмотреть "под микроскопом":=)) саму АКТИВНОСТЬ, то она сведется к многоальтернативному ВЫБОРУ. Варианты которого рядоположены , хотя и определяются разными ЛОГИКАМИ. Вот она Ваша "Равнологика" в СЕТИ так и возникает... Хоть в лоб, хоть по лбу, хоть мимо, - сети все едино:=))

    ОтветитьУдалить
  6. Человек ходил на четырех,
    Но его понятливые внуки
    Отказались от передних ног,
    Постепенно превратив их в руки.

    Ни один из нас бы не взлетел,
    Покидая землю, в поднебесье,
    Если б отказаться не хотел
    От запасов лишних РАВНОвесья.

    ОтветитьУдалить
  7. Попробую пояснить свою позицию; боюсь, я был слишком расплывчат в суждениях.

    Я разделяю обучающую и учебную деятельности по следующему принципу. Обучающая деятельность -- это деятельность преподавателя, которая направленна на управление деятельностью учащегося. Учебная деятельность -- это деятельность учащегося, направленная на решение учебных задач.

    Т. е. речь идет не о подходах, а о простом различении деятельностей обучающего и обучаемого. Ризоматическое обучение (learning) -- это взгляд на последнюю в сетевой среде, характеризуемой избыточностью и разнообразием. Пример: деятельность участника массового открытого онлайн-курса.

    Джордж Сименс -- коллега Кормье и основной автор коннективизма -- считает, что сеть как таковая может учиться. Т. е. сети присуща учебная деятельность (она научается). Несколько радикально, но тоже мнение :)

    ОтветитьУдалить
  8. ак я-то Вас хорошо понимаю, Иван Юрьевич... И почти во всем согласен и поддержиаю... Другие могут не понять:=)) Слово ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ исторически занято и уже нагружено культурными смыслами. И не только теми, что в Википедии... http://pedsovet.org/forum/index.php?autocom=blog&blogid=3&showentry=27137

    ОтветитьУдалить
  9. Я думаю, что большинство наших коллег (как и я) склонны к трактовке деятельности в духе культурно-исторической школы Выготского и его коллег. Поэтому надеюсь на понимание читателей :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нет, уважаемый Иван Юрьевич, не удастся спрятаться за широкую спину Льва Семеновича перед лицом угрозы СЕТИ (ризомы и мицелия вместе). Потому что кроме интериоризации Выготского одновременно происходит и экстериоризация Пиаже. Грубо говоря, - от чего у ребенка зубы прорезаются - от того, что он жует, или от того, что они изнутри выпирают?:=)) Смешно противопоставлять дихотомию внутреннего и внешнего, когда процессы одновременно идут... В открытой СЕТИ различения внутреннего и внешнего нет. Нет и ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Есть узлы, отношения, взаимодействия, взаимообмен....

      Именно такие парадоксы породили постмодернизм, сторонником которого Вы выступаете в начале пересказа номадического подхода. Невозможно быть чуть-чуть беременным... Или я за Гегеля - Выготский, Щедровицкий именно оттуда, или я за Делеза и Гваттри.. Откуда вещает Дейв... То есть за СЕТЬ.

      Посмотрите, - у Выготского ЗНАК связан со "жребием", а у поснеклассиков "выбор" связан с Образом, Знаком, Символом и Именем... Свобода воли свободного человека... Другая картина мира...

      Я же тут не самоутверждаюь (поздновато уже:=(( и не блох выискиваю, а стремлюсь с Вами общий язык найти, чтобы вместе двигаться... Но логические погрешности для взаимопонимания предварительно вычистить приходится. А то как скажешь, как подумаешь, так потом и действовать будешь... А там дети... Извините и спасибо.

      Удалить
  10. Коннективисты, к числу которых относится Кормье, признают авторитет Выготского, как и адепты сетевого P2P-обучения обращаются к тем же зонам ближайшего развития. Юри и Урьё Энгестрёмы -- представители социо-культурной школы и развивают концепцию knotworking, в рамках которой узлы (knots) характеризуются децентрализованной практической деятельностью, которая несводима к деятельности отдельных участников сети. При этом Урьё, вводя понятие микоризы (mycorrhizae, ризома + мицелий), конечно, делает ссылку на Делёза и Гваттари, хотя и развивает их идею в требуемом ему направлении -- в контексте социо-культуризма.

    В любом случае, я разделяю точку зрения Венгера (автор сообществ практики) и прочих исследователей, считающих различные теории в социальных науках всего лишь способами описания явлений, призмами для осмысления. Если кто-то захочет совместить несколько, чтобы получить новый способ описания, то почему нет? Я охотнее обращу на него внимание, если встречу в рецензируемом издании. Если у Вас есть интересные ссылки, я постараюсь изучить.

    Важно! Я говорю об обучении взрослых (студентов и старше). И Кормье замечает, что его номадическому подходу должно предшествовать формализованное обучение, которое станет базой для последующих "свободных скитаний". И, кстати, формализованное обучение вполне поддается оценке.

    ОтветитьУдалить