четверг, 27 сентября 2012 г.

Право выбора в обучении

Автор: Марина Литвинова

Какое оно, обязательное обучение?
Обязательное нелюбимое вызывающее сопротивление...?
Не везде, не во всех формах, не всегда, но почему-то общее впечатление чаще именно такое. Ведь мало кто искренне любил школу или институт. Разве что любили сам процесс познания, но не по всем предметам и немногие.

Только когда человека сам делает выбор и говорит "я хочу именно это изучать, потому что мне это нужно для..." - вот тогда обучение становится не общеобязательным, а для него самого обязательным, но уже в понимании "необходимое и желанное".

Те не менее многие и многие обучаются через "обязательно" потому, что так надо, родители сказали, с двойками - в дворники, без вуза не найдешь хорошую работу, без английского нет перспектив и т.д. и т.п. Все эти стимулы могут быть и внутренними, которые подталкивают принять обучение и познавать, а могут быть внешними, которые наоборот отталкивают и вызывают сопротивление (этот выбор сделал не я, его сделали за меня).

Моя сестра не любит читать, еще со школы. Книги - это для нее настолько скучно и не понятно, что представить отдых с чтением она не может. Это чаще ассоциируется со школой, где заставляли читать и с институтом, где было тяжело на сессиях и начитках, совмещенных уже с работой. Но на днях она попросила меня дать ей книги по психологии, если что-то есть. Я удивилась, но нашла книгу по НЛП и по психологии влияния и отдала. Она читает. Она рассказывает о том, что прочитала. Что изменилось? Появился стимул понять жизненную ситуацию, найти ответ в книгах. Появилась мотивация. Сделан сознательный выбор.


Моему другу, на мой взгляд, очень повезло работать в компании, которая много внимания уделяет обучению сотрудников. Когда он рассказывает о тренингах и коучинге, я просто мечтаю оказаться хотя бы на одном таком, чтобы подучиться. Это высокий уровень преподавателей, это темы связанные только с рабочей деятельность, это хорошо организованные выездные мероприятия. И.. он их просто терпеть не может:) В чем же дело? 1. Они обязательные. 2. Они для него частые (раз в 2-3 мес.) 3. Если их не посетишь и не сдашь экзамен, платишь штраф (таких случаев у друга не было, но сам этот факт очень сильно возмущает его). Когда мы беседуем об этих тренингах, я вижу, что некоторые моменты ему нравятся, иногда он выносит какие-то наброски. Но сам он считает, что это обучение ему не нужно и оно ему не нравится. Выбор сделан за него, нет права отказаться или выбрать самому.


Когда я размышляю о сопротивлении обязательному корпоративному обучению, то ловлю себя на том, что :


  • возможно, это касается именно дистанционных форм (т.к. тренинг+командировка+возможность выбросить "пыл" негодования и после этого чему-то поучиться = забавно, а изучение курса на комп-ре не так привлекает)
  • возможно, это касается именно того, что сам сотрудник считает это обучение для себя не нужным (а значит, не донесли, что это ему нужно или неправильно сформировали программу). Или - неинтересно. Если обучаться не только тет-а-тет с компьютером, но и не получать нормальной обратной связи, не получать курсы того качества, которое сравнилось бы с динамичным тренингом, например.
  • возможно, это касается того, что нет желания учиться и развиваться. Постоянно. После школ и институтов еще что-то учить и учить, когда работы полно. Но это уже от самого человека, хотя впрочем..
Давно задаю себе вопрос "Как изменить отношение к обязательному обучению и вообще стоит ли менять?" С одной стороны, есть сотрудник - его интересы, его мотивация, его желание/нежелание учиться. С другой стороны, есть бизнес/инициатор обучения - и его интересы, его критерии эффективности, его мотивы. Как организовать так, чтобы обе стороны были довольны? Возможно ли такое?

Программы проф.обучения, на взгляд сотрудника, не нужны ему. Или не нужны в таком формате и/или в таком количестве и/или в такой обязательности.

Если посмотреть сквозь эти программы, справится ли сам сотрудник, используя то, что есть под рукой (интуицию, коллегу, корп.портал, википедию ...)?
Сможет ли он, доверяя этой информации, качественно и правильно обслужить клиента? Сомневаюсь.. И подразделение, в котором работает сотрудник, сомневается. Потому и создаем программы проф.обучения, включая то, что важно (да, на наш взгляд, важно, хотя и хотелось бы тут не только наш взгляд видеть) в обязательное обучение. Контролируем, чтобы сотрудник подтверждал свою квалификацию.

Заставить полюбить обязательное обучение, завернув его как конфетку в красивую обертку - тоже вариант. А если кому-то конфетки противопоказаны...

Ну ладно, допустим так, а что тогда может быть этой конфеткой:

  1. интерактивные курсы и игры (с одной стороны интересно, с другой все равно сложно тет-а-тет обучение в СДО, хотя тоже вариант)
  2. мотивация на саморазвитие (например, возможность подучиться на каких-то внешних курсах - требует доп.бюджет)
  3. мотивация на развитие карьеры (прохождение программы = сертификация на выполнение определенных функций с возможностью подать заявку на перемещение на другую должность или в другое подразделение)
  4. ответственность за свое обучение (дать возможность сотруднику самому формировать программу, но невозможно, бизнес будет против такой самостоятельности)
  5. прочная завязка "на практику" (а это мне очень нравится, когда обучение четко отвечает практической цели - научиться делать то что нужно делать в работе)
  6. хорошие примеры (лучшие практики, сотрудники, примеры)
  7. отказ от лишних "ингредиентов" - того, что мешает качественному и интересному обучению
Интересно мнение коллег, а что вы делаете для того, чтобы "подсластить" обязательное обучение и делаете ли? А также примеры того, как у человека менялось отношение к обучению под влиянием каких-либо внешних или внутренних факторов и можно ли создавать эти факторы. Спасибо за ваши комментарии.

5 комментариев:

  1. Отношение к обучению иногда меняется, когда человек "видит себя в зеркале" в свете новых бизнес-задач... Вот тогда, если зеркало - это адекватная развивающая + поддерживающая обратная связь - появляется прочное желание учиться, для того, чтобы отражение более соответствовало новым бизнес-задачам... (во сказал, да?)

    ОтветитьУдалить
  2. На курсе по игрофикации несколько раз касались темы мотивации. Может быть будет полезно:
    http://bit.ly/Sn4ucE
    http://bit.ly/QyqjJJ

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо за описание типичных ситуаций. Думаю, смело можно в подпорку для HR-аналитики переводить: типичные ситуации ограничивающие эффективность обучения - возможные варианты решения. Кстати, а насколько Ваш приятель успешен как продажник?

    ОтветитьУдалить
  4. Михаил, Руслана, спасибо за комментарий.
    Денис, ссылочки ваши обязательно почитаю.
    Владимир, а приятель успешен в продажах, и иногда я даже замечаю, что он знает о тех самых "фишечках", которые пришли из того самого обязательного и нелюбимого обучения, и применяет их.

    Марина Литвинова

    ОтветитьУдалить
  5. "Мыши плакали, кололись, но продолжали жрать кактусы" (А. Нуждин). Ну, прям детский сад! Я вот тоже таблицу умножения ругаю))) А считаюююю....

    ОтветитьУдалить