Автор: Иван Травкин
Данное сообщение посвящено теме различий между двумя относительно молодыми формами онлайн-обучения, которые продолжают набирать обороты на волне мировой образовательной реформы. Речь идет о модели Massive Open Online Course (MOOC, массовый открытый онлайн-курс) и P2P-обучении (peer-to-peer, горизонтальная модель взаимного обучения). Первая часть сообщения представляет собой репост из моего блога, а во второй я привожу некоторые дополнительные замечания. Все вместе представляет в большей степени теоретический интерес для коллег, интересующихся темой полу-формального открытого онлайн-обучения.
Пару недель назад А.А. Андреев задал важный вопрос о разнице моделей MOOC и P2P-курсов. Я думаю, основное отличие P2P-курсов от MOOC заключается в том, что в первых присутствует выраженное производство некоего совместного продукта.
Парагогика, возникшая и развивающаяся в контексте P2P University (P2PU), говорит о совместном производстве коллективного контекста (см. J. Corneli & C. Danoff). Другими словами, продукт участников P2P-курса — это не обязательно совместный проект. Например, в P2PU прямо сейчас есть три типа курсов: собственно курс (course), учебная группа (study group) и испытание (challenge); при этом лишь один из них — испытание (challenge) — предполагает создание проекта, реализуемого к тому же самостоятельно. Коллективный контекст (совместный продукт), в свою очередь, производится в рамках дискуссии, возникающей на базе обсуждения общих для всех участников учебных задач.
Учебные задачи являются наиболее выраженным средством достижения учебных целей в P2P-курсах. Объясняется это просто.
Например, в рамках курсов-испытаний студенты P2PU реализуют индивидуальные проекты, и, следовательно, их сотрудничество может быть организовано лишь в форме ко-операции, то есть со-действия, контекстом для которого и становится общая система учебных задач. Обсуждая сформулированные организатором (или совместно) задачи, делясь собственной рефлексией и результатами, участники курсов P2PU создают «населяемый» ими коллективный контекст, который направляет их деятельность.
Например, в рамках курсов-испытаний студенты P2PU реализуют индивидуальные проекты, и, следовательно, их сотрудничество может быть организовано лишь в форме ко-операции, то есть со-действия, контекстом для которого и становится общая система учебных задач. Обсуждая сформулированные организатором (или совместно) задачи, делясь собственной рефлексией и результатами, участники курсов P2PU создают «населяемый» ими коллективный контекст, который направляет их деятельность.
В основе изначальной модели MOOC (т. е. коннективистских курсов) лежит идеология ризоматического обучения Дэйва Кормье (Dave Cormier). Можно сказать, что коннективистские MOOC тоже предполагают производство — производство коннективистских сетей. Однако сумму взаимопроникающих сетей, созданных участниками MOOC, трудно отнести к совместному продукту в том смысле, который мы связываем с коллективным контекстом учебного сообщества P2P-курса. Причина: каждый участник видит совокупную сеть под сугубо индивидуальным углом, и все то, что не «ощупала» его персональная ризома, остается за пределами индивидуального учебно-познавательного опыта.
Лиза Лэйн (Lisa Lane) предлагает следующую классификацию MOOC:
- network-based — коннективистские курсы, с которых все начиналось (cMOOC);
- task-based — задачно-ориентированные курсы, в которых сообщество второстепенно;
- content-based — формальные курсы, самый молодой тип MOOC (a la Coursera и edX, xMOOC).
В плане идеологии к формату P2P-курсов ближе всего задачно-ориентированные MOOC, однако на деле они могут сильно отличаться от первых, поскольку в них сообщество не всегда играет ту решающую роль, которая характерна для P2P-курсов. В курсах P2PU происходит взаимное обучение посредством декларирования и документирования тех задач, которые участники решают сами и помогают решить другим. В задачно-ориентированных MOOC можно решать задачи, двигаясь «своим путем» и находясь при этом на «периферии» сообщества.
Замечание 1. Сразу после публикации изложенных выше мыслей возникли дополнительные вопросы уточняющего характера. Константин Бугайчук помог мне сконцентрироваться на непосредственной разнице в продуктах деятельности участников курсов. Теперь я считаю, что показать различие между моделями проще всего с точки зрения социального объекта.
Юри Энгестрём (Jyri Engeström) вводит социальный объект как связующее и определяющее звено между участниками любой социальной сети (сообщества). Дословно он пишет, что «social networks consist of people who are connected by a shared object». Социальный объект не просто связывает, но и опосредует взаимодействие участников, является частью культуры их сообщества (здесь прямая связь с культурно-исторической теорией деятельности).
Возвращаясь к рассматриваемым моделям онлайн-курсов, мы можем охарактеризовать их следующим образом. В рамках P2P-курсов социальным объектом является коллективный контекст, который фиксируется посредством совместно используемого сервиса. Важно то, что коллективный контекст один на всех, и все им совместно обладают. В коннективистских MOOC, напротив, нет общего для всех социального объекта. Зато есть множество более мелких социальных объектов, опосредующих частные взаимодействия в разрозненной сети участников, некоторые из которых могут практически не относиться к курсу. Коллективный контекст P2P-курсов несводим к сумме отдельных социальных объектов, даже если они взаимопроникают между собой.
Замечание 2. Формализованный вариант MOOC — xMOOC — это передний край дистанционного обучения в наиболее привычном для нас формате. Есть онлайн-профессор и ассистенты, есть институциональная платформа, есть учебные материалы, есть задания и система контроля их выполнения, а также дедлайны. Интересно, что в курсах Coursera и edX (лидеры «рынка») используются собственные LMS, а SCORM не упоминается.
Комментариев нет:
Отправить комментарий