Автор: Кира Гусева
Последние лет пять среди
сотрудников, занимающихся обучением персонала, ходит слух, что «вот-вот начнет
развиваться электронное обучение, e-Learning — это модно, это нужно, через 5 лет все будут учиться
через компьютер...». Однако годы идут, а слух все тот же: через 5 лет, через 5
лет. Почему же дистанционное обучение, оно же e-Learning, оно же
электронное, так нехотя приходит в Россию? Почему, даже если ему удалось до
России дойти, идея и концепция не выдерживает русских холодов (или русского
менталитета), и e-Learning здесь словно бы замерзает, не развиваясь дальше? Об
этом мы сегодня и поговорим. О постулатах, которые мешают российским компаниям
делать качественный e-Learning.
Постулат первый:
У нас в компании есть
дистанционное обучение! На самом
деле, во многих компаниях оно и вправду есть. Вопрос — как e-Learning
развивается в тех компаниях, в которых удалось доказать его практичность и
явную пользу? Доказать необходимость внедрения электронного обучения — самое
простое. Плюсы налицо: и экономия времени, и удобный способ передачи знаний, и
даже (это факт!) экономия бюджета на обучение персонала. В компании
появляется новая форма обучения,
выделяется специально обученный (или не обученный) специалист, который будет
заниматься поддержкой и развитием системы. И что дальше? Развивается ли
система?
Увы, зачастую дистанционное
обучение превращается в библиотеку документов,
презентаций и прикрепленных к
ним тестов.
Конечно, это решает множество проблем: оценивается уровень знаний
сотрудников, все материалы хранятся в одном месте, выстраивается
«индивидуальный план» по должностям. Однако одновременно с этим сотрудники
начинают тихо ненавидеть систему обучения и весь отдел обучения персонала
заодно. E-learning
воспринимается как «обязаловка», без которой никуда, но с которой жизнь легче
не стала.
Почему так происходит?
Погнавшись за идеей внедрения СДО, зачастую не хватает времени на качественное,
а главное, необходимое наполнение системы. Презентации и документы — это не e-learning. С
таким же успехом они могут располагаться в Outlook или общих папках. Наполнение оболочки — это дистанционные
курсы. И это не обязательно сложные курсы на 72 часа изучения, это может
быть и качественная PowerPoint презентация с
элементами обратной связи.
Например, когда я начинала
делать презентации лет 10 назад, они выглядели примерно так:
Но увидев случайно в
интернете презентацию о презентациях Алексея Каптерева, признанного на Западе
специалиста по подготовке визуальных материалов, мой мир изменился. Всего одна
презентация из 20 слайдов стала для меня тем учебным материалом, который
поменял представление о PowerPoint. Это тоже eLearning. С тех пор прошло лет пять. Теперь мои презентации
выглядят похожими на эту:
И поверьте, к первому из
предложенных вариантов я уже никогда не вернусь.
Вы можете прочитать эту
заметку и отметить для себя, как должны выглядеть электронные учебные
материалы! Однако этого недостаточно.
E-Learning-у надо учиться. Причем не только педагогическому
дизайну, но и работе с программами, начиная от PowerPoint, заканчивая средством для разработки курсов. Но здесь
мы сталкиваемся со следующим постулатом:
Мы знаем лучше всех, как
должна быть построена система дистанционного обучения! Ведь у нас в компании есть дистанционное обучение.
Адамс Дуглас, американский писатель, сказал однажды: «Люди, почти единственные
способные учиться на чужом опыте существа, также примечательны своим явным к
тому нерасположением». И это действительно так. Сейчас, в эру всеобщей
информатизации и глобализации источников получения информации о чужом опыте
великое множество. Это и передовые практики зарубежных компаний, и сессии
онлайн-семинаров, вебинаров и курсов российских специалистов. E-learning тем и
хорош, что смотреть, «как у других», можно, не выходя из дома или с рабочего
места. Однако ценнен именно практический опыт. В сети существует несколько
вариантов, где известные педагоги, профессора именитых университетов,
предлагают научить, каким должно быть дистанционное обучение в компании. При
этом никто из них в компаниях, реальных компаниях, которые внедряли и применяли
СДО, не работал. Конечно, такие преподаватели могут дать основательные знания
по андрогогике, по терминологии, по истории, но не более того. Практическое
применение может рассказать только практик! В России сейчас проводятся отличные
очные конференции, посвященные электронному обучению (крупнейшие из них — eLearnExpo, Саммит разработчиков электронных курсов, Smart E-Learning Россия). Хотя, по
правде сказать, самые ценные знания на этих мероприятиях обычно раздаются не с
кафедры докладчиков, а в процессе общения на кофе-брейках :) Также в интернете
есть сообщества профессионалов, где можно пообщаться на любую тему eLearning, задать вопрос, обсудить волнующую проблему и вместе
с коллегами найти ее решение. Самое крупное из таких русскоговорящих сообществ
— eLearning Pro. Уже
сейчас там почти 3000 человек, которые занимаются в России дистанционным обучением.
Это — незаменимая кладезь чужого опыта. Причем совершенно бесплатная!
И это одно из опровержений
третьего постулата:
Система дистанционного
обучения — дорого!
Оборот рынка дистанционного
обучения в мире составляет около 50 миллиардов долларов в год. По данным The Economist Intelligence Unit
в 2010 году оборот e-Learning в России достигал 10 миллионов
долларов. Зачастую идея дороговизны электронного обучения витает в воздухе.
Откуда она появилась и почему она до сих пор так прочно держится в головах HR-специалистов — загадка. Конференции по e-Learning стоят
не дороже конференций по остальным отраслям, множество информации и чужого
опыта можно получить вообще бесплатно, решения по организации системы
дистанционного обучения, предлагаемые провайдерами, несоизмеримы по цене даже с
заказом внутреннего корпоративного портала, хотя некоторые из них с легкостью
решают и эту задачу помимо задачи организации самого процесса обучения. И даже
если посмотреть на разработку электронных курсов, сесть и посчитать затраты на
этот процесс, станет очевидным, что разработка материалов внутри компании и
создание курсов с привлечением внешнего разработчика — совершенно сопоставимые
вещи. Ведь если мы хотим иметь у себя работающую систему дистанционного
обучения, которая будет приносить пользу и радость нашим сотрудникам,
наполнение этой системы — один из главных факторов. И если даже сотрудник,
который отвечает в компании за e-Learning, сделает отличный курс (что, к счастью, не такая уж
редкость) сколько времени на него он потратит? 2-3 месяца? Компания-разработчик
сделает то же самое за месяц. А стоить курс будет примерно столько же, сколько
заработает сотрудник за 2-3 месяца.
В заключение хочется
отметить, что в России есть примеры компаний, которые успешно внедрили у себя
дистанционное обучение и развиваются в этом направлении, и таких компаний
немало.
Менять парадигмы — самое
сложное. Доказать, что e-Learning должен быть качественным, что ему надо учиться и что
этот процесс не такой дорогой, как кажется, почти так же сложно, как в свое
время было сложно доказать, что Земля круглая и вертится вокруг солнца. Однако
Земля круглая, Солнце светит, времена года сменяют друг друга. И очень хочется
надеяться, что на смену затяжной зиме в российский e-Learning
наконец-то придет долгожданная весна!
Об авторе: Кира Гусева - в электронном обучении с 2002 года. Занималась внедрением и
развитием систем дистанционного обучения, разработкой электронных курсов в
крупных банках Санкт-Петербурга. Участвовала в создании системы внутренних
коммуникаций, занималась поддержкой внутрикорпоративных порталов в этих
компаниях. Сейчас работает над
собственными проектами в сфере обучения персонала, занимается развитием
e-learning в Санкт-Петербурге совместно с компанией Центр eLearning.
Кира, теперь я знаю про презентацию о презентациях Алексея Каптерева. Спасибо за ценную информацию!
ОтветитьУдалитьКира,
ОтветитьУдалитьсогласен с Вами во всем, кроме одного... глубинные причины трудного приживания электронного обучения в другом:
1) в несистематичности, в инородности еL в системе оргпроцессов компании поскольку еL никак не может подружиться со стратегическим менеджментом в массе компаний (писал об этом здесь: http://blog.newedu.su/2012/07/e-learning_31.html ), в их "второсортности" по сравнению с другими более важными оргпроцессами.
2) в недостаточной зрелости процессов обучения и самих спецов по eL. Мы еще не волшебники, нам еще учиться и учиться и доказывать свою полезность и состоятельность, и не только в компаниях, но и в вузах и иных УО. Это, ИМХО, фактор времени, а оно, надеюсь, все ж таки работает и на нас.
Владимир, я просто немного с другой стороны сейчас на это посмотрела, не так глубинно. Просто накипело ) Но Вы абсолютно правы в первопричинах. Хотя Ваш второй пункт перекликается с моим вторым )
ОтветитьУдалитьЭтот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте. Ваш вопрос очень интересен. Мне кажется, что трудности внедрения электронного и, в частности, дистанционного обучения у нас в стране во многом связаны с культурными особенностями и многолетними традициями нашего образования, плохо ориентированного на достижение конкретного результата. Основная, на мой взгляд, проблема - отсутствие привычки учиться и учить регулярно и системно, достигая четко поставленных целей, а не "от сессии до сессии".
ОтветитьУдалитьДа, Михаил, Вы совершенно правы, в этом тоже причина. А я сейчас подумала еще вот о чем: в большинстве компаний сотрудники отделов обучения смотрят сверху вниз, предлагая программы (ну это про второй постулат) так, как считают нужным они (мы ведь сотрудники отделов обучения, значит, знаем все лучше всех про обучение), а вот мнение и запрос с конечной аудитории, то есть с сотрудников, кому это обучение предназначено, не снимают... Сама этим грешила раньше. Отсюда и обучение из-под палки, от сессии до сессии.
ОтветитьУдалитьХочу рассказать про еще один парадокс. 3 недели назад мы объявили акцию среди наших подписчиков, компаний Петербурга: тот, кто напишет самый интересный комментарий к этому посту, получит возможность безвозмездно воспользоваться нашими услугами при создании любого курса. И, как можно видеть, тишина. В чем причина? Пора отпусков, нежелание подумать над комментарием, отсутствие потребности в электронных курсах, мысль о том, что бесплатно только в мышеловке? Вот ломаю голову, понять не могу. Как считаете?
Кира, вынесла Вашу цитату в твиттер "сотрудники отделов обучения смотрят сверху вниз, предлагая программы ...а запрос с конечной аудитории не снимают." - очень здорово!
ОтветитьУдалитьАбсолютно согласна: мало думается о том, что по другую сторону. Я как раз на днях размышляла о том, как мы, сотрудники корпоративных университетов, создаем программы, меняем их, а во многом делается это с позиции формата, методов, экспертизы тех, кто обучает, а не с позиции тех, кого обучают. Мало обратной связи, мало понимания потребностей, а иногда еще много контролируемого проф.обучения, что само по себе подталкивает прописывать программы именно сверху.
По поводу комментов - скорее всего, пора отпусков. А еще мне кажется, проще просто прочитать, ну лайкнуть, ну поделиться ссылочкой, а вот свое мнение высказать - тут надо немного усилий. Кстати, точно про акцию знают и понимают суть?) Я уже как в обучении:) - Они знают? - Ну они должны это знать. - Откуда? - Мы им всем говорили. - А уверены, что они вас услышали и поняли? ...
С уважением,
Марина Литвинова
Кстати, для всех интересующихся: 3-7 сентября 2012 пройдет семинар по дистанционному обучению, занятия ведет Кира Гусева и не только. Независимые мнения экспертов; СДО «на коленке» - весь спектр программ и методов ДО, в том числе бюджетные и бесплатные варианты.
ОтветитьУдалитьПодробнее о программе мероприятия и ведущих на ElearningPro.ru - http://www.elearningpro.ru/events/2187575:Event:94928
По поручению Марины Кармазиной, UCL Holding:
ОтветитьУдалитьКира! О Вашем любимом - хороший курс. Что это такое. Наверное, Вы согласитесь: тот, который создан для нужд конкретной аудитории. Если это академическое образование, мы (организаторы обучения) понимаем четко аудиторию – студенты N курса X университета. Есть программа, утвержденная на уровне министерства, есть базовые знания слушателей (10 классов средней школы, например).
Что мы имеем в корпоративном секторе? В рамках нашего холдинга мы имеем 15 географически разбросанных предприятий разного профиля деятельности. Казалось бы, E-learning самое то. Но.. сотрудники московского региона свысока смотрят на курсы, которые в Поволжье, например, принимаются с большим интересом, производственников совсем не увлекают направления, которые идут на ура у офисных работников. А уровень образования… от техникума до EMBA.
Обратная связь: имеем регулярно . Анкетирование слушателей, анкетирование кураторов. Что было, что будет, чем сердце успокоится… И чем же их всех объединить и вдохновить? Как не
дать пропасть сегодняшним наработкам, опыту? Как дожить до «долгожданной весны» и войти в цветущее лето?!
Всем привет, из того самого Питера до которого Кира не могла докричаться. Да и возможно не докричалась бы, не встреться мы с ней на недавнем семинаре как раз и посвящённом электронному обучению. Потому как прямо таки ткнула носом в то, что не плохо бы уделить внимание данной работе. И я ей за это благодарен, в противном случае лежало бы письмо с это ссылкой у меня на почте еще долго.
ОтветитьУдалитьХочу начать с того что, на мой взгляд одна из главных причин, почему eL так вяло развивается на российском рынке это не восприятие, его в серьез. Многие (и моя в частности) компании относятся к нему как к «придатку» для отдела обучения. И все на что способны это только отражать свой отдел обучения в электронную среду. Наполняя внутренний портал (если таковой имеется) набором презентаций и документов, которые служат первоначально как методический материал для очного обучения. Никто пока не воспринимает в серьез возможности eL. А ведь они огромны. Тут и начинается вторая проблема.
Так как eL лишь «придаток», то и не рассматривается его более глубокая интеграция в бизнес-процессы компаний, не выделяются ресурсы. Как людские (обычно eL обслуживает в компании 1-2 человека), так и финансовые (мало кто понимает, почему отдел eL прости еще деньги, ведь мы вам уже купили СДО!) и даже временные ведь не редкость когда на те, или иные проекты выделяют критически малое время (2-3 месяца разработка eL сотрудником это роскошь), ведь за 5 рабочих дней мало вероятно что можно создать качественный продуманный курс. А это влечет и низкую эффективность от всего eL. Я считаю, что eL сможет начать развиваться только когда на него в полной мере обратят внимание. Но вот тут кроется третья проблема, она гораздо более сложная и даже на побоюсь слова страшная.
E-learning’a боится САМ отдел обучения, в котором он и зарождается! Так как это процесс автоматизации, а раз это автоматизация это сложные технологии. А далеко не все тренера умеющие рисовать стрелочки на доске, имеют навыки работы даже в PowerPoint, не говоря уже о программах для разработки электронных курсов. И наверное самый большой страх который посещает работников отделов обучения это «Роботы захватят всех!...», а если быть точнее их сократят в угоду электронной системы не требующей зарплаты и не сотрясающей воздух своими негодующими возгласами. В результате чего они не сильно хотят ее развития.
Все выше сказанное является только лишь моим восприятием и взглядом на мою ситуацию и мою компанию. Но возможно кто то из читающих найдет тоже самое и в своей организации. Или возможно уже нашел.
Но как бы не обстояли дела, есть люди, которые верят что «роботы» наши друзья, и что электронное обучение может прекрасно существовать бок обок с очным. И готовые это доказать для утверждения позиции eL в компании и принятии ее в лице самостоятельной структуры даже в структуре отделов обучения.