вторник, 24 июля 2012 г.

Коснувшись темы индивидуализации обучения

-->
  • Нужна ли индивидуализация курсов и возможность выбрать удобный формат? 
  • Как обеспечить индивидуализацию при достаточно широкой целевой аудитории?
  • Что если заказчик курса, выбирая формат курса, судит только по себе?
Такие вопросы мы рассматривали, коснувшись темы индивидуализации обучения (ссылка на форум). Дискуссия вышла долгая и порою эмоциональная, иногда уплывающая в поиск наиболее подходящей в данном случае терминологии, иногда уходящая в сторону от основной темы, и все же очень интересная! И ведь суть не в терминологии, а просто в правильном понимании и обмене идеями. В большей степени мы говорили о том, как сделать обучение комфортным и удобным для конкретного слушателя, какой предоставить ему выбор, целесообразны ли затраты на разработку курса в нескольких форматах, персонализировать ли обучение. То, к чему мы пришли в итоге, читайте далее.

- На сколько удобно изучать курс в видео-формате с быстрым темпом речи преподавателя?
- С одной стороны, динамичная речь и смена кадра - это плюс, потому что внимание сосредоточено на информации, которую хочется понять и усвоить. С другой стороны - минус, потому что некоторые идеи хочется обдумать, возможно, что-то записать, чтобы не забыть. (Марина Унгер)

- Как учесть интересы разных людей, с различной скоростью восприятия информации и индивидуальными предпочтениями?
- Можно одну и ту же информацию подавать в разных форматах. Видео - для быстрого и наглядного знакомства с предметом; текстовый файл (PDF, PP и пр. ) - для тех кто больше любит читать и делать заметки на полях; аудио-файл - для любителей подкастов.


- А стоит ли затрачивать силы на то, чтобы подавать одну и ту же информацию в разных форматах для удобства слушателей?
- Думаю, что этот подход нужно развивать, т.к. у нас в банке сотрудники периодически обращаются с вопросом, а есть тоже самое, но не видео, а pdf, т.к. смотря фильм, сложно запоминать какие-то детали. Это как пример, который говорит об особенностях восприятия информации разными людьми. (Марина Литвинова)


- Уделяют ли внимание вопросу различных форм подачи информации заграницей?
- В западных компаниях бОльшее внимание уделяется активному обучению через серьезные игры и различные практические кейсы. А теория может даваться в виде PDF приложения. Если человек не может ответить на вопрос, или у него не хватает знаний, чтобы перейти к следующему уровню, он может почитать теорию. (Марина Унгер)


- Как выбрать правильный формат (форматы) для электронного курса?
- Если говорить о выборе формата курса, то, мне представляется, что хорошо бы учитывать все возможные каналы восприятия информации: слуховой, визуальный, кинестетический (заметки на полях). В таком случае индивидуальный формат обучения будет выбирать непосредственно обучаемый. Хотя в таком случае возможно курс будет дороже. (Юрий Майский)


- А приведите пример индивидуального подхода к изучению курса!
- Изучение курса по биологии для студентов непрофильных американских колледжей. Курс состоит из теоретической части и эксперимента. Так вот в теоретической части есть и диктор и титры, можно выбирать любое, можно вообще пролистывать. Очень удобно. И очень индивидуально, на самом деле. А вот практическая часть меня, конечно, впечатлила. Сделано очень круто! Весь эксперимент на экране компьютера: переносишь частицы веществ, меряешь линейкой, засекаешь время. В реальности надо час ждать, чтобы измерить, а тут можно этот час промотать в ускоренном темпе (как в кино "Клик: с пультом по жизни"), и вот тебе результат, все как в жизни. К тому же не отвлекаешься на напарника (обычно в лабораториях парами работают), хотя и спросить если что, не у кого. Все это про индивидуализацию обучения. (Кира Гусева)

- И все же нужна ли индивидуализация курсов и возможность выбрать удобный формат? 
- Индивидуализация обучения обеспечивается не форматом (формой, медиа), а 1) манипулированием типами знаний в любой из форм представления, а также 2) программированием индивидуальных траекторий обучения (Владимир Наумов)
- На мой взгляд, обязательна. Как минимум, возможность "пролистать-прокрутить" у пользователя должна быть. (Сергей Постников)

- Что если заказчик курса, выбирая формат курса, судит только по себе
- Заказчик всегда прав. Не получается убедить (а попробовать стоит и часто получается, хотя бы частично) - делаем по заказанному. Однако если предоставленный материал позволяет, расширяем своими силами. (Сергей Постников)

- А чего же хочет сам пользователь?
- Лично я, как пользователь, не хочу, чтобы мной манипулировали и управляли моим обучением. Я хочу, чтобы в нужный момент времени я смогла быстро найти нужную именно сейчас информацию (в СДО или на портале или на корпоративном сайте). Или, например, вместо того, чтобы задерживаться на работе, чтобы посмотреть какой-нибудь курс, я бы предпочла прочитать распечатку конспектов в PDF, сидя в вагоне метро по дороге домой. Или же, когда я изучаю какой-нибудь электронный курс, я хочу самостоятельно передвигаться вперед, не застрявая на каждом слайде, пока диктор не дочитает до конца текст, который я уже 2 минуты назад прочитала сама на экране. Речь о том, чтобы сделать информацию для сотрудников доступной по требованию и в удобном для каждого конкретного человека формате. (Марина Унгер)
- Мне кажется что для оффлайн обучения удобней иметь приложение для мобильного устройства, в которое можно загрузить курс и проходить его лежа на диване. (Алексей Корольков)

- Изменяется ли что-то в контроле результатов обучения?
- Как пользователь (заинтересованный в получении новых знаний), предпочла бы почитать текстовую распечатку курса, нежели задерживаться на работе, чтобы проходить курс в СДО. Но ведь одна из функций СДО - создание отчетности о пройденном обучении. То есть здесь интересы пользователя и организации входят в противоречие. (Марина Унгер)
- Мне кажется, нужно продумать точки контроля обучения и в этих точках давать четкие условия, где нужно их пройти так, чтобы это зафиксировалось в системе и показало рез-т. Поэтому о полном отсутствии контроля при удобном способе обучения (из-за возможности исп-ть свой индивидуальный формат) я бы не говорила. Мы часто ориентируемся именно на рез-ты тестов, оценивая прохождение курсов, а тест можно пройти только в эл. системе, где есть отчетность. (Марина Литвинова)
- По сути - есть примеры, в которых компании "готовы предоставлять сотрудникам возможности для индивидуального обучения (имеется в виду выбор удобного формата), при условии, что у них не будет возможности контролировать процесс обучения" и это делают. Это похоже на некий тренд, учим всех, бесплатно, но … (Дмитрий Кречман)
- Пока ответственность за результаты обучения (а результатом таким в нормальном обучении является деятельность учащегося, а не отметка за прохождение курса) целиком не будет лежать на самих учащихся, что в вузах, что в компаниях, никакие средства доставки и индивидуализация не помогут. Готовы ли мы создавать такие курсы? Умеем ли? Можем ли мы в качестве цели курса поставить, как например, в блоге у Тома Кулмана в одном из примеров курсов: "гарантировать успешное проведение телефонных переговоров сотрудниками колл-центра"? (Владимир Наумов)

- «За» или «против» индивидуализации?
- У нас речь идет скорее не об индивидуализации обучения, а о его персонализации. Действительно, индивидуальное обучение - это когда кто-то за меня и для меня выстраивает индивидуальную учебную траекторию, например, пытаясь классифицировать меня как учащегося с тем или иным каналом восприятия и прочим. Персонализация, напротив, - это когда я сам беру на себя ответственность и управляю собственной персональной учебной траекторией, принимая решения и действуя. Очень интересный пост на эту тему написала недавно Мери Эн Рейли. Моя позиция во многом совпадет с ее, т. к. я против индивидуализации (слишком затратно, может быть нецелесообразно) и поддерживаю персонализацию (я сам так учусь!).
(Иван Травкин)
- Индивидуализация обучения, персонализация обучения, адаптивное обучение – все эти понятия отталкиваются от личных (индивидуальных, персональных) предпочтений и особенностей человека.
Приведу несколько примеров из практики компании Qoveo.
1) При входе в курс пользователю задается вопрос: Хотите ли Вы изучать версию со звуком или без звука? Если человек выбирает версию без звука, то он читает диалоги персонажей и другую информацию в удобном для себя темпе.
2) В серьезных играх и симуляциях пользователю предлагается выбрать уровень сложности. Например, в симуляции процесса продаж, сотрудник может выбрать начальный, средний или экспертный уровень. При этом, он самостоятельно определяет, готов ли он перейти на следующий уровень или ему еще надо потренироваться на более простом уровне.
Еще одна идея – давать сотруднику возможность пройти итоговый тест перед началом обучения. Если сотрудник ответил на все вопросы правильно – стоит ли ему вообще тратить время на изучение курса? (Марина Унгер)

Надеемся, что данная публикация была для Вас интересна и практически полезна.
Как видите, пост оформлен в виде диалогов для более динамичного восприятия информации.
Кстати, а как Вы относитесь к курсам в форме диалогов?


И напоследок «Ценность сообщества в том и заключается, что мы не просто сообщаем друг другу знание, но конструируем его смысл в процессе общения.» (Иван Травкин)
Полностью прочитать форум про индивидуализацию обучения и подключиться к нему можно по ссылке.

Комментариев нет:

Отправить комментарий