четверг, 1 октября 2015 г.

Как оценить эффективность e-learning по модели Киркпатрика

Автор: Марина Литвинова

Не секрет, что классическим способом оценки эффективности обучения сегодня считается предложенная в 1975 г. Дональдом Киркпатриком модель, состоящая из четырех уровней:
- уровень 1 – оценка реакции обучаемых, 
- уровень 2 – оценка уровня знаний, 
-  уровень 3 – оценка поведения на рабочем месте, 
- уровень 4 – оценка влияния на результаты бизнеса.

Можно выделить три причины проведения оценки эффективности e-leanring:
  • оправдать существование/развитие/бюджет e-learning-проекта и его отдельных элементов, показав его вклад в достижение целей и задач организации; 
  • сформировать механизм получения информации о том, как улучшить процесс обучения;
  • сформировать механизм принятия решений о том, как улучшить процесс обучения.
На схеме - мой вариант данной схемы в применении к оценке эффективности дистанционного обучения. 



  • 1 (справа вверху) - Реакция слушателей на курс/тест/вебинар и т.д.
В электронном обучении оценку первого уровня можно легко провести в режиме он-лайн в формате анкеты обратной связи, желательно с визуализацией результатов. Что можно оценивать? Удобство восприятия информации, актуальность темы курса для сотрудника, применимость на практике и др. Удобно также использовать дополнительное поле для комментариев.
  • 2 - Оценка знаний и опыта, полученных в ходе обучения
Именно на втором уровне измеряются результаты обучения. Для этой цели необходимо провести тестирование до и после обучения (если выбран формат теста для проверки знаний, хотя это может быть и др вариант, например, набранные баллы в игре, тренажере, собеседование, реальная продажа продукта и т.д.). В СДО обычно имеется своя форма отчета по тесту и форма отчета по статистике тестирования определенных групп обучаемых. Со знаниями статистика справится конечно же лучше, чем с измерением опыта. 
  • 3 - Оценка поведения на рабочем месте
Нам необходимо понять в какой мере новые знания и навыки сохранились в памяти и используются теперь на рабочем месте. Для этого служит третий уровень оценки. 

В идеальном случае такая оценка производится через 3-6 месяцев после проведения программы обучения. За это время обучаемые имеют возможность применить новые навыки, а наставники, руководители или тренеры могут  проверить, как был усвоен материал.
Важно: в курсе (или др формате e-learning), по результатам изучения которого проводится оценка, должно быть прописано, чему должен научиться сотрудник, что он должен выполнять, при каких условиях и в какой последовательности. То есть должна быть четкая цель обучения. Без цели мы не сможем оценить, у нас просто не будет параметров для такой оценки.

Оценка происходит в реальных условиях. При оценке поведения на рабочем месте может принимать участие сам сотрудник, прошедший обучение, его руководитель и даже покупатели (клиенты).  Например, при оценке результатов обучения технике продаж могут рассматриваться следующие темы: 
 - рассказывает ли сотрудник покупателю о преимуществах продукта? 
 - может ли сотрудник проанализировать возражения  отдельных категорий покупателей? 
 - использует ли сотрудник для каждого из этих возражений соответствующую модель ответа? 
 - если потенциальный покупатель ничего не купил, предпринимает ли сотрудник после разговора с ним какие-либо шаги, чтобы это случилось в будущем?    
  • 4 - Оценка влияния обучения на деятельность компании
На четвертом уровне модели Киркпатрика оценивается воздействие обучение на результаты бизнеса. Ниже приведены примеры учебных программ и измеряемых параметров влияния на бизнес. К сожалению, такой способ используется достаточно редко из-за сложности получения данных о бизнесе и сложности выделения влияния прошедших обучение в качестве отдельной переменной.

Учебная программа
Параметр для измерения
Обучение методам ведения продаж
Объем продаж, лояльность покупателей, продолжительность цикла продажи,  доходность каждой продажи
Обучение техническим навыкам
Число звонков в «справочный стол», время на составление отчетов, форм или заданий, уверенное пользование программным обеспечением или оборудованием
Обучение методам повышения качества
Сокращение числа дефектов
Обучение технике безопасности
Сокращение количества несчастных случаев

Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий