пятница, 13 мая 2016 г.

Разработка эффективной анкеты обратной связи после прохождения курсов

Не так давно в сообществе состоялась дискуссия на тему разработки эффективного опросника (анкеты обратной связи) после прохождения курсов. Резюмируем, какие основные шаги можно выделить в процессе разработки анкеты.


Шаг 1. Нам нужна анкета обратной связи.


В какой-то момент появляется понимание/необходимость в анкете обратной связи после обучения. Возможно, эта идея прозвучала на каком-то мероприятии, и вы вдруг поняли "Как же так, что у нас в LMS до сих пор нет анкеты?". А возможно вы сами пришли к тому, что обучение без обратной связи не эффективно, и что также важно - не дает повода совершенствовать обучающий контент, оцененный с точки зрения конечного пользователя - ученика/слушателя/студента.



Шаг 2. Какие цели у анкеты обратной связи?


Ответ на этот вопрос во многом определит то, каким будет эта анкета. 


Например, вы хотите получить максимум обратной связи (реакцию обучаемых) в отношении качества курса. Тогда можно оценить такой параметр, как "удовлетворенность участников программой и ходом обучения". Результаты такой оценки вы планируете передать разработчикам учебного контента для того, чтобы улучшить эл.курс. 


Целями анкеты обратной связи могут быть:

- помощь разработчикам в усовершенствовании конкретного курса
- улучшение качества учебного контента в LMS в целом
- планирование времени обучения и нагрузки
- планирование регулярных программ обучения


Шаг 3. Параметры, которые предлагаем оценить в анкете обратной связи.


Набор параметров определяется выше, исходя из целей анкеты. 


Несколько вариантов параметров, на основании которых можно составить анкету, подходящую под вашу задачу.


  • Материалы курса: 

- актуальность
- продолжительность
- сложность
- логическая последовательность
- количество текста
- простота изложения материала
- визуализация материала
- полезность практических упражнений

  • Общая структура курса:

- навигация
- оформление

  • Эмоциональное состояние до и после прохождения курсов (критерий субъективный и слабо подверженный оцифровке, но в то же время он позволит оценить объективность ответов на другие вопросы анкеты. Слушатель действительно считает курс неактуальным, неинтересным и напрасным или же он просто был в плохом настроении)
  • Технические ошибки при прохождении курса
  • Роль преподавателя/тьютора обучающего курса (если процесс обучения сопровождается экспертом, который проводит, например, вебинары, или сопровождает форумы, дает обратную связь при выполнении практ.заданий)


Иногда бывает полезно более детально оценить какой-то параметр, например практические упражнения или тестовые вопросы внутри курса.


Шаг 4. Выбор шкалы оценки параметров


Выберите единую шкалу для оценки всех параметров. Она должна быть четкой, простой и однозначной. Протестируйте на пилотной группе, все ли понимают, как нужно оценить.


Можно использовать шкалу от 1 до 3 (например, отлично/удовлетворительно/плохо или от 1 до 5 (где 1 - минимальная оценка параметру, 5 - максимальная). Можно попробовать оценить параметр в % (это позволит лучше представить результаты обратной связи в итоге) или, если вы сможете это визуализировать, то попросить слушателя поставить отметку прямо мышкой на шкале от 1 до 10, например. 


Кстати, если анкета у вас не анонимная, то стоит подвергать результаты оценки тщательному анализу (5 - это на самом деле "все отлично", или 5 - "я заполнил все вопросы, отстаньте"). 


Если вы только недавно предложили заполнять анкеты после прохождения курса, то слушателям может понадобится некоторое время для того, чтобы привыкнуть в этому новшеству и понять, что их мнение действительно важно, и что оценка должна быть не хорошей, а именно адекватной, помогающей что-то изменить к лучшему в эл.курсе.


Можно использовать оценку в виде выбора фраз, например, 

- от курса я ожидал большего/я разочарован
- курс превзошел мои ожидания
- курс соответствовал моим ожиданиям

Кстати, подумайте о том, что может стоит использовать неформальные фразы, например: Как у вас настроение? 

1. Супер! 2. Хорошо 3. Нормально 4. Не очень 5. Плохое

Формулировка вопроса и вариантов ответов могут очень сильно повлиять на результат. Например, если в ответах на вопрос "оцените насколько понравился курс по 10-ти бальной шкале" - будет очень много оценок 9 и 10, при анализе будет казаться, что курс очень хороший. А если спросить, например, "оцените актуальность материала" и дать варианты вроде таких: 

1. Супер, большинство буду применять, уверен, что это значительно увеличит мои результаты.
2. Кое-что буду применять, но не все, результаты немного возрастут.
3. Пока сложно сказать, насколько это мне пригодится на практике.
4. Это мне точно не пригодится,
то окажется, что результат далеко не такой радужный.


Шаг 5. Как должна выглядеть анкета

Помните, что вызвать отрицательную реакцию на анкету у слушателя могут такие моменты, как слишком большое кол-во вопросов, обязательность заполнения, отсутствие анонимности, сложная формулировка вопросов, неаккуратное оформление.


Положительную реакцию может вызвать исправление ошибок, указанных в абзаце выше, а также возможность после ответа на вопросы увидеть общий результат оценки, а еще лучше если он будет визуализирован. Оставьте в анкете 3-5 ключевых вопросов. И обязательно поблагодарите за заполненную анкету.


Для пилотной группы (эксперты или группа сотрудников, которых попросили тщательно оценить курс) можно использовать расширенную анкету с бОльшим кол-вом вопросов.



Еще немного деталей.

Иногда в анкете оставляют пустое поле "ваш вариант" или "другое" - не перестарайтесь с этим полем, указывая его в каждом вопросе. Достаточно будет одного на анкету, лучше в конце всех вопросов.


Конечно же, просто замечательно, когда сбор обратной связи автоматизирован. Это позволит и напомнить об оценке (не часто, 1-2 раза достаточно) и комплексно проанализировать статистику ответов, играясь с различной комбинацией показателей. 


Обращайте внимание на технические моменты заполнения анкеты: удобно ли дать обратную связь, хорошо ли видна анкета (во всех браузерах? на моб.устройствах?), не возникает ли тех.проблем при отправке результатов.


И важно: используйте в анкете такие фразы для вопросов и ответов, какие вам помогут при принятии решений по результатам оценки. Подумайте, что даст вам больше информации: фраза "не понравилось" или фраза "было бы хорошо расширить практическую часть курса"?



Также читайте:

2 комментария:

  1. Люди по природе ленивы и ищут пути наименьшего сопротивления. Особенно если идет "принудительное" обучение (вуз, корпоративный сектор, учебный центр) - т.е. не такое, когда человек сознательно выбрал и учиться. Или если наш слушатель спешит, т.е. его цель просто получить информацию, а активности и рейтинги его не интересуют.
    Максимум 3 вопроса вдумчиво ответят. Если будет больше - просто дадут ответ "абы отвязались" и объективной статистики мы не получим.
    Рекомендую ненавязчиво распределять вопросы анкеты внутри курса. Чтобы они выдавались по одному\два\три порционно через несколько элементов учебного плана.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. согласна, так будет разумно! учту это в своем курсе
      спасибо, Мирослав!

      Удалить