Недавно в Москве прошла крупная ежегодная конференция eLearning elements 2016.
Что же говорят об этом событии ее участники?
Иван Булавкин, директор центра развития электронного образования в Siberian Institute of Business and Information Technology, про тренды в обучении и про то, о чем, собственно, говорили на конференции:
"Снова побывал на eLearning elements, снова спасибо Елене Тихомировой за праздник. Именно праздник, поскольку формат конференции рождает только такие ассоциации.
Попробую подытожить то, что услышал, надумал или наговорил сам.
Вначале много говорили о популяризации обучения, о том, как продвигать образовательный контент своим сотрудникам. Подходы, надо сказать, были представлены не стандартные, но при этом довольно сомнительные (я так думаю). Больше похоже на популяризацию ради популяризации. Показательно, что потом на второй день конференции, к этому вопросу вскользь вернулись, обсуждая нужно ли относиться к сотрудникам, как, пардон, к идиотам. Так ли нам нужны действительно думающие сотрудники? Все ли должны хотеть учиться?
Хороший вопрос! А как бы вы ответили?
Сидел, слушал про корпоративное ТВ, про баннеры в лифтах и прочее. И понял, что проблемы у бизнеса еще впереди. Современному сотруднику очень неплохо живется, а человеку, которому неплохо живется – не за чем особо развиваться. А чего мудрить, мне ведь и так хорошо. Желание развиваться, на мой взгляд, тесно связано с социализацией, только когда человек чувствует свою ВАЖНОСТЬ, у него появляется ответственность, понимание своей ценности для коллектива (команды). Когда человек не чувствует своей ценности, когда от него мало что зависит, когда его «кормят» короткой готовой информацией, которую он не может и не должен анализировать. Он напичкан корпоративными мармеладками, ему не за чем думать. Тратятся огромные ресурсы на создание интереса, используются приемы, отточенные в массмедиа. Таким образом, мы воспроизводим и усугубляем клиповое мышление, современный сотрудник (студент) с воодушевлением реагирует на яркие картинки, соревнования, значки и прочее. А так ли это важно? А не перегибаем ли мы палку?
Про повышение популярности учебного портала: ну в общем все в том же ключе. Давайте мол делать редизайн. Напомнил про историю с Кинопоиском, надеюсь спустил кого-нибудь на землю.
Впрочем, если у вас молодая аудитория, либо ваш портал однозначно мертв, то конечно дерзайте, способов уйма.
Про маркетинг в электронном обучении: интересно, согласен, что маркетингом заниматься должны все, еще бы эти самые все это поняли)))
Александр Шумилин, как всегда интересно рассказывал о своей работе, в общем есть, о чем интересно рассказывать – книги все-таки. Кстати, спасибо за книгу!
Про мобильное обучение: тема неисчерпаемая. Черт в этой теме ногу сломит, но, наверное, разговаривать нужно, а вот зацикливаться и кидаться делать мобильный контент возможно не стоит. Хотя конечно, есть масса, инструментов для адаптации ваших курсов под мобильные устройства.
Про будущее e-learning: ой, футурология – это прямо наше все… А если серьезно, то я согласен с Дмитрием Волошиным, что по крайней мере в вузах эйфория по поводу e-learning прошла и в сухом остатке мы имеем понимание этого инструмента, опыт его применения (важно, что и плохой) и четкие представления, как мы им будем пользоваться дальше. Корпоративный сектор, по-моему, все еще переваривает, однако заметно, что организационно-методические вопросы также становятся актуальными, правда отмечу, что коллеги местами явно занимаются изобретением велосипеда. А ведь можно спросить у академического сектора – не такие уж мы и глупые.
Про экспертов и agile: тема интересная, впрочем, как мне кажется, заезженная.
Про тесты: Арсений Белорусец поделился топ-10 ошибок в создании тестов. Но тут, как мне кажется, ошибка только одна – не знание стандартов и тестологии. В очередной раз, отметил для себя необходимость прочитать тот самый 1 кг. Практической тестологии, надеюсь когда-нибудь соберусь. Спасает одно, я в вузе работаю, здесь есть учебно-методический отдел – пусть у них голова болит)))
Про коммуналку: чего тут особо обсуждать – любой вуз – это коммуналка, у нас тут и очка и заочка и дистант и большие программы и маленькие. Приходите в гости – все покажем.
Про думающий e-learning: а он есть?
Самая животрепещущая тема: можно ли оценить знания?
По-моему, вопрос простой. Конечно их можно оценить. Педагогическая наука от палеолита до главлита нам дала массу способов это сделать. Другой вопрос, нужно ли их оценивать в процессе обучения, стоит ли на это тратить время?
Нужны ли тесты и что они на самом деле показывают? Это уже сложный вопрос, с одной стороны тесты – это самый простой способ проверки знаний, его легко воспроизвести в электронном обучении, большая часть инструментов заточены, что называется, именно под тесты. Часто мы ругаем тесты, за то, что они ничего не проверяют, но в защиту тестов хочу сказать, что я в последнее время видел довольно мало хороших примеров тестов, обычно они достаточно примитивны и связано это с элементарным игнорированием тестологии создателями тестов. Есть ведь целая наука, накоплен огромный опыт, мы же, как правило, идем по самому простому пути – воспроизводим часть предложения из теоретической части, или там какой-нибудь факт, добавляем к нему неправильные факты и неправильные словосочетания (кстати, фантазии, как правило, не хватает) и предлагаем выбрать правильный ответ, при этом в голове слушателя ничего даже не пошевелиться – он выберет правильный ответ, опираясь на интуицию или одно – два ключевых слова, которые он запомнил, в итоге он либо угадает, либо не угадает, а чему он научился в итоге? Я вот недавно проходил тест на одном из курсов, жена попросила за нее пройти тест, я не изучая совершенно этот курс, прошел тест практически на максимальный балл, просто, опираясь на элементарный житейский опыт и логику.
И вот тут я подхожу к вопросу, а чем можно заменить тесты и нужно ли их заменить. Для чего мы учим людей? Для того, чтобы они успешно справлялись с производственными задачами. При этом это не зависит корпоративный это сектор или академический, лично я считаю, что отличий в них особо нет или по крайней мере не должно быть. И там, и там, надо чтобы человек справлялся с определенными задачами. Надо сказать, что в академическом секторе давно и много говорят, что знания – это не главное, что надо учить учиться, взаимодействовать и т.д. При этом не особо стремятся что-то менять. При этом и там и там больше говорят о технологиях создания контента, нежели о том каким должен быть учебный контент и учебные активности. Лично я считаю, что знания вообще не говорят об успешности человека, можно очень много знать и ни черта при этом не уметь, либо много знать и уметь, но ничего при этом не делать. В XXI веке, чем бы вы не занимались - самое главное – это взаимодействие, скорость приспособления человека к меняющимся условиям. Если только речь не идет о выполнении четко обозначенных технологических функций, где-нибудь в промышленности – где надо реально знать на какие кнопки в каком случае надо нажимать – тут реально надо знать инструкцию и тренироваться – остальное от лукавого. Но если речь идет не о промышленном рабочем, то здесь совсем другая история.
Наш вуз специализируется на управленческих кадрах, экономистах и программистах, поэтому я всегда выступаю за то, что надо учить троечников, я лично не люблю ботаников (в плохом смысле слова), не имею ничего против отличников с душой троечника, хотя это редкость. Чем хорош троечник – это человек, который добивается максимального результата при минимальных затратах – то, что реально нужно бизнесу. Поэтому, я всегда – если вы хотите гордиться выпускниками – берегите троечников.
Прелесть троечников – в развитом социальном интеллекте – они умеют взаимодействовать. Поэтому совет такой – перестаньте ориентироваться на обучение сотрудника. Обучайте небольшой коллектив, используйте проектное обучение, оценивайте результат коллектива. Собирайте комплексные коллективы, из сотрудников разных отделов, с разными функциями, дайте им взаимодействовать. Мешайте эти группы, меняйте в них роли, вырабатывайте коллективную ответственность, это мотивирует намного сильнее, чем личная ответственность.
Для тех, кто читал Макаренко, в его легендарной «Педагогической поэме» описывалась такая замечательная штука как сводный отряд, когда разные воспитанники колонии им. Горького объединялись в сводные отряды для выполнения каких-то отдельных задач. Это реально работающая практика проектного обучения. Хотите чтобы ваш менеджер по работе с клиентами работал лучше – попробуйте поставить его в команду с айтишниками – дайте им какой-нибудь совместный проект. Уверен, что и те, и другие очень многому друг друга научат. К сожалению, про этот опыт забывают даже деятели педагогической науки, постоянно изобретая велосипед.
Не забывайте, что есть такая штука как менталитет – схемы личной успешности и соревновательности в нашей стране либо не работают, либо приобретают совершенно извращенные формы."
Елена Денисова, Начальник сектора по развитию персонала в ГВЦ ОАО "РЖД", о большом значении реального диалога и об актуальности темы тестирования:
Что же говорят об этом событии ее участники?
Иван Булавкин, директор центра развития электронного образования в Siberian Institute of Business and Information Technology, про тренды в обучении и про то, о чем, собственно, говорили на конференции:
"Снова побывал на eLearning elements, снова спасибо Елене Тихомировой за праздник. Именно праздник, поскольку формат конференции рождает только такие ассоциации.
Попробую подытожить то, что услышал, надумал или наговорил сам.
Вначале много говорили о популяризации обучения, о том, как продвигать образовательный контент своим сотрудникам. Подходы, надо сказать, были представлены не стандартные, но при этом довольно сомнительные (я так думаю). Больше похоже на популяризацию ради популяризации. Показательно, что потом на второй день конференции, к этому вопросу вскользь вернулись, обсуждая нужно ли относиться к сотрудникам, как, пардон, к идиотам. Так ли нам нужны действительно думающие сотрудники? Все ли должны хотеть учиться?
Хороший вопрос! А как бы вы ответили?
Сидел, слушал про корпоративное ТВ, про баннеры в лифтах и прочее. И понял, что проблемы у бизнеса еще впереди. Современному сотруднику очень неплохо живется, а человеку, которому неплохо живется – не за чем особо развиваться. А чего мудрить, мне ведь и так хорошо. Желание развиваться, на мой взгляд, тесно связано с социализацией, только когда человек чувствует свою ВАЖНОСТЬ, у него появляется ответственность, понимание своей ценности для коллектива (команды). Когда человек не чувствует своей ценности, когда от него мало что зависит, когда его «кормят» короткой готовой информацией, которую он не может и не должен анализировать. Он напичкан корпоративными мармеладками, ему не за чем думать. Тратятся огромные ресурсы на создание интереса, используются приемы, отточенные в массмедиа. Таким образом, мы воспроизводим и усугубляем клиповое мышление, современный сотрудник (студент) с воодушевлением реагирует на яркие картинки, соревнования, значки и прочее. А так ли это важно? А не перегибаем ли мы палку?
Про повышение популярности учебного портала: ну в общем все в том же ключе. Давайте мол делать редизайн. Напомнил про историю с Кинопоиском, надеюсь спустил кого-нибудь на землю.
Впрочем, если у вас молодая аудитория, либо ваш портал однозначно мертв, то конечно дерзайте, способов уйма.
Про маркетинг в электронном обучении: интересно, согласен, что маркетингом заниматься должны все, еще бы эти самые все это поняли)))
Александр Шумилин, как всегда интересно рассказывал о своей работе, в общем есть, о чем интересно рассказывать – книги все-таки. Кстати, спасибо за книгу!
Про мобильное обучение: тема неисчерпаемая. Черт в этой теме ногу сломит, но, наверное, разговаривать нужно, а вот зацикливаться и кидаться делать мобильный контент возможно не стоит. Хотя конечно, есть масса, инструментов для адаптации ваших курсов под мобильные устройства.
Про будущее e-learning: ой, футурология – это прямо наше все… А если серьезно, то я согласен с Дмитрием Волошиным, что по крайней мере в вузах эйфория по поводу e-learning прошла и в сухом остатке мы имеем понимание этого инструмента, опыт его применения (важно, что и плохой) и четкие представления, как мы им будем пользоваться дальше. Корпоративный сектор, по-моему, все еще переваривает, однако заметно, что организационно-методические вопросы также становятся актуальными, правда отмечу, что коллеги местами явно занимаются изобретением велосипеда. А ведь можно спросить у академического сектора – не такие уж мы и глупые.
Про экспертов и agile: тема интересная, впрочем, как мне кажется, заезженная.
Про тесты: Арсений Белорусец поделился топ-10 ошибок в создании тестов. Но тут, как мне кажется, ошибка только одна – не знание стандартов и тестологии. В очередной раз, отметил для себя необходимость прочитать тот самый 1 кг. Практической тестологии, надеюсь когда-нибудь соберусь. Спасает одно, я в вузе работаю, здесь есть учебно-методический отдел – пусть у них голова болит)))
Про коммуналку: чего тут особо обсуждать – любой вуз – это коммуналка, у нас тут и очка и заочка и дистант и большие программы и маленькие. Приходите в гости – все покажем.
Про думающий e-learning: а он есть?
Самая животрепещущая тема: можно ли оценить знания?
По-моему, вопрос простой. Конечно их можно оценить. Педагогическая наука от палеолита до главлита нам дала массу способов это сделать. Другой вопрос, нужно ли их оценивать в процессе обучения, стоит ли на это тратить время?
Нужны ли тесты и что они на самом деле показывают? Это уже сложный вопрос, с одной стороны тесты – это самый простой способ проверки знаний, его легко воспроизвести в электронном обучении, большая часть инструментов заточены, что называется, именно под тесты. Часто мы ругаем тесты, за то, что они ничего не проверяют, но в защиту тестов хочу сказать, что я в последнее время видел довольно мало хороших примеров тестов, обычно они достаточно примитивны и связано это с элементарным игнорированием тестологии создателями тестов. Есть ведь целая наука, накоплен огромный опыт, мы же, как правило, идем по самому простому пути – воспроизводим часть предложения из теоретической части, или там какой-нибудь факт, добавляем к нему неправильные факты и неправильные словосочетания (кстати, фантазии, как правило, не хватает) и предлагаем выбрать правильный ответ, при этом в голове слушателя ничего даже не пошевелиться – он выберет правильный ответ, опираясь на интуицию или одно – два ключевых слова, которые он запомнил, в итоге он либо угадает, либо не угадает, а чему он научился в итоге? Я вот недавно проходил тест на одном из курсов, жена попросила за нее пройти тест, я не изучая совершенно этот курс, прошел тест практически на максимальный балл, просто, опираясь на элементарный житейский опыт и логику.
И вот тут я подхожу к вопросу, а чем можно заменить тесты и нужно ли их заменить. Для чего мы учим людей? Для того, чтобы они успешно справлялись с производственными задачами. При этом это не зависит корпоративный это сектор или академический, лично я считаю, что отличий в них особо нет или по крайней мере не должно быть. И там, и там, надо чтобы человек справлялся с определенными задачами. Надо сказать, что в академическом секторе давно и много говорят, что знания – это не главное, что надо учить учиться, взаимодействовать и т.д. При этом не особо стремятся что-то менять. При этом и там и там больше говорят о технологиях создания контента, нежели о том каким должен быть учебный контент и учебные активности. Лично я считаю, что знания вообще не говорят об успешности человека, можно очень много знать и ни черта при этом не уметь, либо много знать и уметь, но ничего при этом не делать. В XXI веке, чем бы вы не занимались - самое главное – это взаимодействие, скорость приспособления человека к меняющимся условиям. Если только речь не идет о выполнении четко обозначенных технологических функций, где-нибудь в промышленности – где надо реально знать на какие кнопки в каком случае надо нажимать – тут реально надо знать инструкцию и тренироваться – остальное от лукавого. Но если речь идет не о промышленном рабочем, то здесь совсем другая история.
Наш вуз специализируется на управленческих кадрах, экономистах и программистах, поэтому я всегда выступаю за то, что надо учить троечников, я лично не люблю ботаников (в плохом смысле слова), не имею ничего против отличников с душой троечника, хотя это редкость. Чем хорош троечник – это человек, который добивается максимального результата при минимальных затратах – то, что реально нужно бизнесу. Поэтому, я всегда – если вы хотите гордиться выпускниками – берегите троечников.
Прелесть троечников – в развитом социальном интеллекте – они умеют взаимодействовать. Поэтому совет такой – перестаньте ориентироваться на обучение сотрудника. Обучайте небольшой коллектив, используйте проектное обучение, оценивайте результат коллектива. Собирайте комплексные коллективы, из сотрудников разных отделов, с разными функциями, дайте им взаимодействовать. Мешайте эти группы, меняйте в них роли, вырабатывайте коллективную ответственность, это мотивирует намного сильнее, чем личная ответственность.
Для тех, кто читал Макаренко, в его легендарной «Педагогической поэме» описывалась такая замечательная штука как сводный отряд, когда разные воспитанники колонии им. Горького объединялись в сводные отряды для выполнения каких-то отдельных задач. Это реально работающая практика проектного обучения. Хотите чтобы ваш менеджер по работе с клиентами работал лучше – попробуйте поставить его в команду с айтишниками – дайте им какой-нибудь совместный проект. Уверен, что и те, и другие очень многому друг друга научат. К сожалению, про этот опыт забывают даже деятели педагогической науки, постоянно изобретая велосипед.
Не забывайте, что есть такая штука как менталитет – схемы личной успешности и соревновательности в нашей стране либо не работают, либо приобретают совершенно извращенные формы."
Елена Денисова, Начальник сектора по развитию персонала в ГВЦ ОАО "РЖД", о большом значении реального диалога и об актуальности темы тестирования:
"25-26 мая состоялась ежегодная конференция e-learning специалистов - eLearning elements 2016, конференция, на которой традиционно встречаются почти все специалисты дистанционного обучения из самых разных структур и отраслей - государственных и коммерческих. Спасибо огромное Тихомировой Елене за возможность встречаться ежегодно!
Формат конференции довольно комфортный для общения и обмена опытом. Честно говоря, я давно перестала ориентироваться на темы, больше полагаясь на "лица" - то есть иду кого-то послушать и не важно, о чем он будет говорить - это всегда интересно! С остальными можно переговорить на перерывах за круглом столиком в шатре или же на улице, сидя на лавочке.
В этом году очень удобно было выйти во внутренний дворик, где даже выставили парочку круглых столов со стульями.
Поэтому общались нон-стоп! Я даже запланировала несколько встреч на "после конференции".
Приятно было встретить старых друзей и коллег, узнать новости, кто, где и чем занимается, обновить визитки. А также приятно удивило наличие новых лиц - знаете ли, в нашей сфере не так много специалистов достаточно высокого уровня, и всегда приятно видеть новые лица и слышать новые идеи - да-да! идеи новые до сих пор есть - да, в частных случаях, но они тем и хороши, что узнаешь о них тогда, когда как раз они и нужны. Таким вот неожиданным сюрпризом стал Иван Малышин из 1С-Битрикс - Иван, спасибо за рассказ о вашем опыте обучения ПО для партнеров и "внешних клиентов" - пошла думать :).
Из наблюдений: явный интерес возрос к электронным (и не только электронным) тестам - на секции у Арсения Белорусца люди даже стояли - стульев хватило не всем. Радует, что уровень профессионализма в нашем сообществе с каждым годом растет - некое коллективное развитие.
Жаль, только не увидела привычных и постоянных лиц elements в виде Павловой Светланы, Снегирева Сергея, Калмыкова Алексея, Кунина Дмитрия. Но с ними, я в принципе, и так встречусь - просто непривычно :).
Если резюмировать, то качество проведения конференции было, как всегда, на высоте за исключением ряда небольших организационных моментов типа скромного обеда и кофе-брейков (но это же мелочи - в конце концов мы пришли общаться, а не обедать ;)) - несколько практических идей было с успехом вынесено за пределы на подумать!
Хотела бы пожелать коллегам из Живого обучения и Тихомировой Елене - держать марку, развиваться и не терять качества и актуальности! Уверена, что так и будет! ;)"
Кира Гусева, e-learning-фрилансер, про три основных тренда в разработке электронных курсов:
Карен Саркисов, Director of methodology. Instructional Designer в Живое Обучение, про риски в мобильном обучении:
Михаил Протасов, Руководитель группы дистанционного обучения в Связной, о качестве контента в противовес скорости его разработки:
Елена Погодина, руководитель направления дистанционного обучения в "Северсталь", о трендах в e-learning:
Комментариев нет:
Отправить комментарий