понедельник, 14 марта 2016 г.

Зарубежный опыт разработки электронных курсов для госслужащих (по материалам конференции)

Автор: Мирослав Боцула

DALENE GOOSEN eLearning and Knowledge Expert
22-24 февраля в Национальной академии государственного управления при Президенте Украины проводилась конференция, семинары и тренинги участников  проекта. Одним из приглашенных тренеров была Дэлин Гусен (Dalene Goosen, Cape Town Area, South Africa) – эксперт и консультант в области eLearning.
22-24 февраля в Национальной академии государственного управления при Президенте Украины проводилась конференция, семинары и тренинги участников  проекта EGAP.


DALENE GOOSEN
eLearning and Knowledge Expert

Дэлин Гузен более 15 лет активно разрабатывает электронные курсы и внедряет методы дистанционного обучения как в компаниях так и в  государственном секторе. Она не только теоретик, но и практик и охотно поделилась с нами своим опытом. Примеры электронных курсов и других ее работ представлены на сайте:http://dalenegoosen.work
В ходе своей практики внедрения дистанционного обучения Дэлин использует современную модель ADDIE процесса разработки электронных курсов. Этот подход зарекомендовал себя как самый эффективный и результативный способ организации работ в eLearning.
thumb
Модель процесса подразумевает 5 фаз:
1. Analysis.
На этом этапе определяются содержание обучения, контингент слушателей, инструменты разработки и платформы внедрения, модели процесса обучения, методы измерения и способы оценки результатов. Определяются цели и результат, который должен быть достигнут.
2016-03-13_201243
На каждой итерации после проведения обучения и перед обновлением курса необходимо проверять и уточнять 4 вопроса:
  1. Кто наш Слушатель, что ему нужно?
  2. Чему мы учим? Насколько то, что мы даем, является тем, что требуется?
  3. Когда и по каким критериям будем оценивать полученные знания и навыки, результат обучения?
  4. Как мы будем измерять эффективность обучения? Насколько удачно выбраны текущие метрики?
2. Design.
Это фаза разработки учебного контента и процесса его изучения. Разработка ведется с учетом результатов этапа Анализа. Разрабатываются концепции реализации активностей слушателей, способов измерения результатов обучения и внешнего вида курса. По сути на этом этапе проектируется задание на разработку и улучшение электронного курса.

2016-03-13_201253
На этом этапе определяются способы реализации четырех частей процесса дистанционного обучения. И нужно решить каким образом это будет сделано.
Мотивация. Чем мы вызовем интерес к обучению? Как объясним слушателю пользу от этого обучения?
Теория. Как представим теорию? С помощью каких технологий это будет эффективно?
Практика. Как реализуем практику? Будем ли использовать виртуальные тренажеры? Что будет работать более эффективно для усвоения теории? А что для выработки навыков и умений?  Как будем получать обратную связь?
Тест. Как будем оценивать полученные знания? Как будем оценивать навыки? Имеет ли смысл создавать виртуальные симуляторы для оценки?
Необходимо помнить, что наша аудитория – взрослые люди.  У них уже есть свой опыт. В некоторых частях курса они могут знать и понимать больше, чем мы им даем.
Слишком много существует электронных курсов сделанных для пролистывания страниц с текстом. Это убивает заинтересованность и никак не стимулирует слушателей учиться. По-этому важным моментом в разработке курсов является использование “Вовлекающего интерактива” – это обучающая активность, в которой слушатель по сценарию погружается в проблему с целью найти подходящее решение. При этом такой интерактив не должен быть каким-то бесцельным трюком только для поддержания интереса слушателя.
Идеальным будет такой курс, в котором будет имитироваться реальная задача. Такой курс в котором слушатель сможет применить свой собственный опыт и знания, которые он уже имеет. Например, можно предложить обработать информацию, с которой слушатели обычно работают в своей профессиональной деятельности.
Еще для взрослых слушателей, которые обычно заняты своей работой, важно обеспечить лёгкость и постоянство доступа – курс можно проходить где угодно и когда угодно, максимально эффективно составляя желаемый график.
3. Development.
Непосредственно этап технической разработки  курса. Первоначально создается прототип, который потом итерационно улучшается. Фактически это самый трудоемкий и длительный этап.
Техническая реализация курса зависит от выбора платформы через которую он будет доставляться слушателям и способов работы с курсом. Также важно обеспечивать корректную работу курсов на мобильных устройствах. Рекомендуется использовать современные web-технологии (JavaScript, CSS3, HTML5, адаптивный дизайн) и избегать тех, что устаревают (Flash).
Обязательно проверяйте как работает курс на разных устройствах и операционных системах. Выясните какими техническими и программными средствами будут пользоваться ваши слушатели и проверьте работу курса в таких условиях.
4. Implementation.
В этом этапе решается задача размещения курса в LMS или другие способы его публикации. Назначаются слушатели и модераторы курса. Организовывается доступ к курсу по расписанию или другим способом, проводится само обучение. На первом цикле процесса в эта фаза выполняется на тестовой группе слушателей, в которую входят как часть конечных пользователей так и разработчики курса.
В реализации обучения важна роль модератора (тьютора, тренера, инструктора), который помогает в обучении, отвечает на вопросы, активирует групповую работу и коммуникацию.
Обучение взрослых слушателей несет свою специфику, которую необходимо учитывать. Кратко об этом показано на картинке (источник). Эта специфика справедлива и для Украины.
guia-rapida
  1. Взрослые приходят учиться уже имея свой собственный опыт. И свое обучение они воспринимают через его призму.  По некоторым частям курса они могут быть экспертами и знать больше, чем мы им предлагаем. Нужно позволять им применять этот опыт и решать задачи так, как они уже умеют.
  2. Нельзя заставлять взрослых решать задачи только предложенным способом. Нужно предусмотреть возможность дать им выразить свое мнение и найти свое решение.
  3. Взрослые не хотят тратить время на нудное чтение и скучный материал. Им хватает этого в повседневной работе. Они хотят получать удовольствие от процесса. Поэтому используйте в обучении юмор, методы геймификации, делайте его красочным и немного развлекательным. Этим вы снимете напряженность и беспокойство у слушателей, особенно когда рассматриваются сложные вопросы.
  4. Как понять что обучение взрослых произошло? После правильного обучения взрослые слушатели изменят свою деятельность, они будут использовать новые знания и навыки. Их поведение изменится. Именно изменение поведения является основным индикатором того, что они чему-то все же научились.
    Помните, что изменение поведения занимает много времени, даже если обучение было актуальным, полезным и привлекательным.
    Чтобы ускорить этот процесс – организуйте больше практики для новых знаний и навыков. Это увеличит вероятность усвоения и применения слушателями знаний в своей работе.
5. Evaluation.
Эта часть процесса включает оценку полученных результатов, выявление недостатков и возможностей улучшения заложенных в курс решений.
В самом учебном процессе мы выполняем оценку удовлетворенности слушателей. Это индивидуальные опросы  – было ли все понятно, понятны ли цели курса, насколько удобно был подан материал, насколько полезным было обучение для слушателя, как оценят качество обратной связи.
Общая оценка эффективности обучения осуществляется по модели оценки обучения Дональда Киркпатрика, которая уже давно стала стандартом.
Процесс разработки курсаов по ADDIE непрерывен. С каждой итерацией необходимо актуализировать курс и развивать его содержимое, форму, менять методы подачи материала, если они перестают быть эффективными.
Именно регулярная оценка и анализ результатов и эффективности обучения вместе с цикличностью улучшений позволяют курсу оставаться востребованным и приносить пользу.
Если говорить про требования к качественному электронному курсу, то Делин предлагает следовать хорошо зарекомендовавшим себя критериям, которые используются в проекте  ECBCheck. Этот международный проект объединяет организации и экспертов электронного обучения с целью разработки и применения процедур оценки качества курсов.
Качество курсов предлагается оценивать по таким критериям:
  1. Четкие результаты обучения + информация о курсе.
  2. Качество контента.
  3. Гибкость контента.
  4. Медийная насыщенность контента.
  5. Интерактивность контента.
  6. Понимание контента.
  7. Комбинация различных инструментов для обучения.
  8. Персонализация дизайна.
  9. Социальная активность.
  10. Наличие преподавателя.
  11. Понятность заданий.
  12. Персональное взаимодействие с учеником в процессе обучения
  13. Временные рамки.
Подробнее можно узнать на сайте ECBCheck.

Про методологию ADDIE есть хороший цикл статей, в котором все подробно изложено: http://elearningindustry.com/?s=ADDIE
В итоге семинаров и тренингов, которые провела Дэлин, наша группа экспертов во главе с Натальей Морзе разработала план реализации дистанционных курсов для госслужащих, которые будут задействованы в проекте Электронного управления.  Идем по плану и проверяем на практике предложенные методики.
В завершении, хочу сказать, что всё делается постепенно, но даже к самым сложным поставленным задачам, можно дойти маленькими, но уверенными шагами.

Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий