Дэлин Гузен более 15 лет активно разрабатывает электронные курсы и внедряет методы дистанционного обучения как в компаниях так и в государственном секторе. Она не только теоретик, но и практик и охотно поделилась с нами своим опытом. Примеры электронных курсов и других ее работ представлены на сайте:http://dalenegoosen.work
В ходе своей практики внедрения дистанционного обучения Дэлин использует современную модель ADDIE процесса разработки электронных курсов. Этот подход зарекомендовал себя как самый эффективный и результативный способ организации работ в eLearning.
Модель процесса подразумевает 5 фаз:
1. Analysis.
На этом этапе определяются содержание обучения, контингент слушателей, инструменты разработки и платформы внедрения, модели процесса обучения, методы измерения и способы оценки результатов. Определяются цели и результат, который должен быть достигнут.
На каждой итерации после проведения обучения и перед обновлением курса необходимо проверять и уточнять 4 вопроса:
Кто наш Слушатель, что ему нужно?
Чему мы учим? Насколько то, что мы даем, является тем, что требуется?
Когда и по каким критериям будем оценивать полученные знания и навыки, результат обучения?
Как мы будем измерять эффективность обучения? Насколько удачно выбраны текущие метрики?
2. Design.
Это фаза разработки учебного контента и процесса его изучения. Разработка ведется с учетом результатов этапа Анализа. Разрабатываются концепции реализации активностей слушателей, способов измерения результатов обучения и внешнего вида курса. По сути на этом этапе проектируется задание на разработку и улучшение электронного курса.
На этом этапе определяются способы реализации четырех частей процесса дистанционного обучения. И нужно решить каким образом это будет сделано.
Мотивация. Чем мы вызовем интерес к обучению? Как объясним слушателю пользу от этого обучения?
Теория. Как представим теорию? С помощью каких технологий это будет эффективно?
Практика. Как реализуем практику? Будем ли использовать виртуальные тренажеры? Что будет работать более эффективно для усвоения теории? А что для выработки навыков и умений? Как будем получать обратную связь?
Тест. Как будем оценивать полученные знания? Как будем оценивать навыки? Имеет ли смысл создавать виртуальные симуляторы для оценки?
Необходимо помнить, что наша аудитория – взрослые люди. У них уже есть свой опыт. В некоторых частях курса они могут знать и понимать больше, чем мы им даем.
Слишком много существует электронных курсов сделанных для пролистывания страниц с текстом. Это убивает заинтересованность и никак не стимулирует слушателей учиться. По-этому важным моментом в разработке курсов является использование “Вовлекающего интерактива” – это обучающая активность, в которой слушатель по сценарию погружается в проблему с целью найти подходящее решение. При этом такой интерактив не должен быть каким-то бесцельным трюком только для поддержания интереса слушателя.
Идеальным будет такой курс, в котором будет имитироваться реальная задача. Такой курс в котором слушатель сможет применить свой собственный опыт и знания, которые он уже имеет. Например, можно предложить обработать информацию, с которой слушатели обычно работают в своей профессиональной деятельности.
Еще для взрослых слушателей, которые обычно заняты своей работой, важно обеспечить лёгкость и постоянство доступа – курс можно проходить где угодно и когда угодно, максимально эффективно составляя желаемый график.
3. Development.
Непосредственно этап технической разработки курса. Первоначально создается прототип, который потом итерационно улучшается. Фактически это самый трудоемкий и длительный этап.
Техническая реализация курса зависит от выбора платформы через которую он будет доставляться слушателям и способов работы с курсом. Также важно обеспечивать корректную работу курсов на мобильных устройствах. Рекомендуется использовать современные web-технологии (JavaScript, CSS3, HTML5, адаптивный дизайн) и избегать тех, что устаревают (Flash).
Обязательно проверяйте как работает курс на разных устройствах и операционных системах. Выясните какими техническими и программными средствами будут пользоваться ваши слушатели и проверьте работу курса в таких условиях.
4. Implementation.
В этом этапе решается задача размещения курса в LMS или другие способы его публикации. Назначаются слушатели и модераторы курса. Организовывается доступ к курсу по расписанию или другим способом, проводится само обучение. На первом цикле процесса в эта фаза выполняется на тестовой группе слушателей, в которую входят как часть конечных пользователей так и разработчики курса.
В реализации обучения важна роль модератора (тьютора, тренера, инструктора), который помогает в обучении, отвечает на вопросы, активирует групповую работу и коммуникацию.
Обучение взрослых слушателей несет свою специфику, которую необходимо учитывать. Кратко об этом показано на картинке (источник). Эта специфика справедлива и для Украины.
Взрослые приходят учиться уже имея свой собственный опыт. И свое обучение они воспринимают через его призму. По некоторым частям курса они могут быть экспертами и знать больше, чем мы им предлагаем. Нужно позволять им применять этот опыт и решать задачи так, как они уже умеют.
Нельзя заставлять взрослых решать задачи только предложенным способом. Нужно предусмотреть возможность дать им выразить свое мнение и найти свое решение.
Взрослые не хотят тратить время на нудное чтение и скучный материал. Им хватает этого в повседневной работе. Они хотят получать удовольствие от процесса. Поэтому используйте в обучении юмор, методы геймификации, делайте его красочным и немного развлекательным. Этим вы снимете напряженность и беспокойство у слушателей, особенно когда рассматриваются сложные вопросы.
Как понять что обучение взрослых произошло? После правильного обучения взрослые слушатели изменят свою деятельность, они будут использовать новые знания и навыки. Их поведение изменится. Именно изменение поведения является основным индикатором того, что они чему-то все же научились. Помните, что изменение поведения занимает много времени, даже если обучение было актуальным, полезным и привлекательным. Чтобы ускорить этот процесс – организуйте больше практики для новых знаний и навыков. Это увеличит вероятность усвоения и применения слушателями знаний в своей работе.
5. Evaluation.
Эта часть процесса включает оценку полученных результатов, выявление недостатков и возможностей улучшения заложенных в курс решений.
В самом учебном процессе мы выполняем оценку удовлетворенности слушателей. Это индивидуальные опросы – было ли все понятно, понятны ли цели курса, насколько удобно был подан материал, насколько полезным было обучение для слушателя, как оценят качество обратной связи.
Процесс разработки курсаов по ADDIE непрерывен. С каждой итерацией необходимо актуализировать курс и развивать его содержимое, форму, менять методы подачи материала, если они перестают быть эффективными.
Именно регулярная оценка и анализ результатов и эффективности обучения вместе с цикличностью улучшений позволяют курсу оставаться востребованным и приносить пользу.
Если говорить про требования к качественному электронному курсу, то Делин предлагает следовать хорошо зарекомендовавшим себя критериям, которые используются в проекте ECBCheck. Этот международный проект объединяет организации и экспертов электронного обучения с целью разработки и применения процедур оценки качества курсов.
Качество курсов предлагается оценивать по таким критериям:
Четкие результаты обучения + информация о курсе.
Качество контента.
Гибкость контента.
Медийная насыщенность контента.
Интерактивность контента.
Понимание контента.
Комбинация различных инструментов для обучения.
Персонализация дизайна.
Социальная активность.
Наличие преподавателя.
Понятность заданий.
Персональное взаимодействие с учеником в процессе обучения
В итоге семинаров и тренингов, которые провела Дэлин, наша группа экспертов во главе с Натальей Морзе разработала план реализации дистанционных курсов для госслужащих, которые будут задействованы в проекте Электронного управления. Идем по плану и проверяем на практике предложенные методики.
В завершении, хочу сказать, что всё делается постепенно, но даже к самым сложным поставленным задачам, можно дойти маленькими, но уверенными шагами.
Комментариев нет:
Отправить комментарий