четверг, 29 октября 2015 г.

Правда о «новых» дистанционных курсах! Или о том, когда видео хорошо, а когда плохо

Автор: Павел Безяев


Посетив HR&trainings expo 2015 я окончательно убедился в наличии одной пугающей тенденции в сфере разработки электронных курсов. Если до этого я мог это списать на специфику моего окружения, то теперь стало понятно, что это, как минимум, национальный тренд. Я говорю о тенденции подменить интерактивные электронные курсы обучением через видеоролики. Казалось, что на эту тему еще лет 10 назад все, кто хоть что-то понимает обучение людей, пришли к единому мнению и точно определили место видео в процессе обучения.  Оказывается не все! Сейчас происходит примерно следующие – если в видео добавить инфорграфику или профессиональных актеров, то это уже «эффективное современное средство обучения». Оказывается, это нечего общего не имеет с классической записью говорящих голов с презентацией, которую использовали в прошлом и продолжают эксплуатировать в MOOC-ах. На рынке как грибы появляются новые провайдеры, которые предлагают свои услуги в области разработки «креативного учебного видео». При этом интерактивные слайдовые курсы с геймификацией и сторитейлингом  объявляются морально устаревшими и не эффективными (возможно, потому что большинство так и не успели разобраться, как и когда эти подходы надо использовать).
Как это случилось? Не хочу вдаваться в психологию, но в целом ответ очевиден – мы все больше привыкли потреблять и все меньше хотим думать и напрягаться. Когда нам говорят что 3-4 «сочных» и стильных ролика по 5-10 минут это и есть учебный курс, то я, конечно, могу собой гордиться – без проблем «изучил» курс, получил удовольствие и поставил себе плюс в графе «личное развитие». Происходит цепная реакция – заказчик просит сделать курс в виде ролика, этот ролик направиться и целевой аудитории и другим потенциальным заказчикам. В итоге мне звонит заказчик и просит сделать им «такой же курс-ролик, как у соседнего подразделения». И никого не волнует, а было ли реальное обучение, а соответствует ли ролик целям и задачам обучения? Большинство покупается на то, что «пипл хавает» и это хорошо для PR.
Не буду скрывать — я сам почти все последние курсы делаю с использованием видеороликов. Но обычно это так называемые мотивирующие ролики для ввода в тему. Они не учат, а только акцентируют внимание нашего, очень занятого, обучающегося на тематике обучения, а  иногда еще и информируют – дают некую сжатую и обобщенную картину. Но непосредственно обучение происходит через интерактивные кейсы – через действие и работу с курсов. Ну не может быть обучения без работы – не может! Насколько ты напрягся при изучении курса – настолько и обучился. Например, возьмем классический курс «Финансы для нефинасистов» — если взять теорию то ее можно уместить на три-четыре схемы и страницу текста, а может и в короткий ролик запихнуть, но что мы из этого запомним и станем применять в реальной деятельности? Я проходил подобный курс и в очном и в дистанционном формате. В очном я запомнил, толь те моменты, которые подавались лектором эмоционально и на понятных мне примерах. Я до сих пор четко помню, что оказывается в законе есть такой нюанс, что наш родственник может переписать на нас свои долги без нашего согласия, если не мы не оформили заблаговременно надлежащую нотариальную бумагу. Или навсегда запомнил что такое оборот, через работающий пример того как можно обмануть любой банк и получить почти неограниченных кредит, если есть на то желание. Примерно столько же можно вынести из качественного видеролика на данную тематику. После качественного интерактивного дистанционного курса я запомнил существенно больше — потому что он был построен на детективном сюжете, где мне постоянно приходилось принимать решения, распутывая сложные ситуации.
Еще раз скажу, что я совсем не против учебного видео. Мне оно самому направиться, но давайте не будет все и везде подменять роликами и списывать в утиль интерактивные курсы. Ролик может информировать. Ролики может мотивировать. К примеру, мы не можем научить человека соблюдать ценности компании, но через качественный мини сериал, мы можем ярко донести суть и значимость наших ценностей. Здесь видео будет самодостаточным. А если мы в трехминутном ролике рассказываем о сложной системе оценки персонала, то надо понимать что в лучшем случаем мы сможем показать наше видение того, зачем и почему именно так построена наша система оценки. Но мы точно не научим руководителей правильно оценивать людей, не изменим их поведения и не раскроем очень много важных нюансов, которые неизбежны на практике.
Желаю всем качественных и полезных электронных курсов!
Павел Безяев
Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий