вторник, 12 ноября 2013 г.

Искусство обучать нескучно и эффективно

Автор: Павел Безяев

Вчера дочитал книгу «Искусство обучать» Джулии Дирексен. Если о впечатлениях, то это самая яркая, интересная и живая книга из всех, что мне доводилось читать, если не брать в расчёт художественные книги. В целом очень похоже на настоящий электронный курс, но на бумаге, только вот графика сильно подкачала — слишком в разнобой (и это при том, что автор тоже понимает, как это важно).
Если уйти от эмоций и поговорить о сути и полезности, с одной стороны эта книга должна быть обязательной для всех кто делает электронные (и очные) курсы, а с другой большая часть из этого уже должна быть известна любому, кто всерьез занялся методиками и создает не просто курсы, а эффективное обучение.   Для себя я подумываю открывать резюме одной из глав, каждый раз, когда буду думать над сценарием очередного курса, чтобы проверить — не упустил ли что-то или взять какую-то идею для эксперимента.

Книгу я читал довольно долго и детали первых глав уже забылись, поэтому мне самому сейчас интересно выдать какое-то короткое резюме, как рекомендацию из этой книги. Понятно, что читал я находясь в своем контексте и кому-то мое резюме может показаться далёким от сути книги, а кому-то совершенно бесполезным (непонятным). Вот что я понял: «Хороший курс должен быть построен, как захватывающая история, в которую обучающийся максимально вовлекается через решение полезных для реальной практики задач. Тот, кто пишет эту историю должен хорошо понимать — для кого он это делает и какие задачи решает. История должна максимально показывать, а не рассказывать и делать это на реальных, ярких, эмоциональных (ну хоть что-то из этого!) примерах. Создавайте интригу, как за счёт сюжета, так и за счёт сознательного сокращения выдаваемой информации».
В голове ещё роятся мысли про то, что нельзя всё время «тащить обучающегося в гору» и надо давать ему передышки в виде практики и повторения, что «слоны – существа социальные», что соревнование не самая удачная стратегия для курсов (что удивило!) и т.п. Но, если продолжать вспоминать всё это, то уже получится что-то вроде методических рекомендаций по созданию эффективных курсов, а я пока на такую цель не замахиваюсь.
Удивительно, как всё в мире взаимосвязано – стоит потянуть одну ниточку и начинают разматываться такие удивительные клубки, что реально начинает казаться, что кто-то старательно для тебя их сворачивал и держал наготове – надо было только захотеть.
Надо было так совпасть, что именно в последние полгода меня зажгли темой методик в электронных курсах. Я увлёкся этой темой, будучи до этого много лет человеком, который из сугубо практичных соображений ставил в основу всего создание системы (например, LMS + процессы) и считал, что разработка конетента должна скорее вписываться в правила и рамки заданные системой.  Мне виделось, что играть с методиками конечно можно, но главное не нарушать правила и не мешаться, и тогда всё будет работать (а главное – легко масштабироваться!). Именно в момент, когда я вошел во вкус, мне попалась книга «Искусство обучения», которая во многом подтвердила, верность выбираемых подходов и добавил новых идей. Читая книгу, я оказался на конференции «Образование 3.0» и смог уловить контекст, который, судя по откликам на публикацию, поддержали и в профессиональном сообществе e-learning и те, кому эта тема просто небезразлична. Для меня эта публикация скорее не резюме по прочитанной книге (хотя кто-то может использовать этот материал и так), а обещанное продолжение темы заявленной в моём отчёте о конференции. Очень надеюсь, что мои публикации вкупе с книгой и другими материалами на эту тему, позволят кому-то почувствовать тот же контекст и верно расставить приоритеты в том, что мы называем e-learning и в том, каким должно стать эффективное обучение. 

Самое удивительное, что конкуренции тут бояться нет смысла – совсем недавно я с удивлением понял, что людей, которые реально чувствуют эту тему и действительно находятся на «передовом крае e-learning» в нашей стране не пару тысяч (как я думал раньше) и даже не сотни, а буквально по пальцам можно пересчитать, а при этом потребность в них растёт в геометрической прогрессии.
Успехов!
Павел Безяев
Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий