вторник, 6 августа 2013 г.

Каковы пропорции объемов контента и тестов в е-курсе?

Автор: Владимир Наумов
 
Время от времени коллеги спрашивают, сколько тестов (точнее, тестовых вопросов) должно приходиться на энный объем текста или на энное количество слайдов.
Вот пример из вчерашнего письма одного из участников обучающе-консалтинговой сесссии:


Обычно применительно к курсам академического типа (а не тренингового, тренировочного, симуляционного, а тем более эвристического) придерживаюсь такой позиции :

На одну "учетно-издательскую" страницу текста (2000 знаков с пробелами) должно приходиться примерно

3 +/— 2 тестовых вопроса контролирующего и/или закрепительного характера. А лучше и тех и других.

Вообще, прежде чем экзаменовать и диагностировать степень обученности аудитории, курсу следует сначала максимально подготовить ее к итоговому испытанию. Если придерживаться этого постулата, то чем выше число заданий на повторение и на закрепление изученного, на его разнообразное применение и прочие манипуляции со знанием, тем лучше. Разумеется, тренировочные задания не должны дублировать буквально контрольных. Таким образом, число тестовых вопросов разного назначения может и удвоится и утроится...

Интерактивность и диалоговость общения в системе "ученик - знания" в eL могут быть реализованы куда в большем объеме и масштабе, с более точными "адресными" настройками, нежели в очном обучении. Куда целесообразнее опираться на это естественное преимущество eL, нежели имитировать средствами eL аудиторное обучение.

Одновременно и удручает и веселит  позиция части наших "личностно-ориентированных"  e-learning'цев: Мол, ДО и eL рас- и обесчеловечено, нет там Великой Персоны Меня (педагога).

Так и хочется сказать:
— Ребята, ежели вы столь личностно-ориентированы, то материализуйте, формализуйте в своих ДО и eL-продуктах свою Бессмертную Душу. Не удается? Так стоит ли на eL пенять?


Никакие иллюстрации, анимации и инфографики, никакие видео a la Хан, никакие простота, прозрачность и лаконичность контента сами по себе не обеспечат качество учения и обученности аудитории. Электронное обучение лишь тогда станет личностно-ориентированным и человекосообразным, когда будет обеспечивать должное управление учением и развитием аудитории, а не самопрезентацией Великой Личности Меня-Педагога. А обеспечивать его призваны обучающие и контролирующие интеракции - штука вполне себе материальная, наблюдаемая, проверяемая и поддающаяся счету. 

Сумеете обеспечить такое управление средствами электронного и/или дистанционного обучения - поверю в вашу личностно-ориентированность и гуманизм. Нет? Возникнут сомнения и в вашей аудиторной квалификации.

9 комментариев:

  1. Имхо, не совсем корректно придерживаться пропорций. Тест должен решать поставленные перед ним задачи (повторение, закрепление, контроль и т.д.) Все зависит от материала, его плотности, если хотите. Может быть на 3-х страницах объясняется некий сложный процесс, проверит понимание которого можно 2-3 вопросами. Тут бы литературу изучить по правильному составлению тестовых заданий, тогда все станет на свои места.
    Скорее всего вопрос задал не Л.С.Г., а задали ему, с целью разработки какой-то нормативной документации.

    ОтветитьУдалить
  2. Хорошая статья о плохих тестах http://bookishblog.org/%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%8F/silly-tests/

    ОтветитьУдалить
  3. Андрей, согласен с вами в принципе, о чем собственно и писал: все зависит от материала. Хотя чисто эмпирически 5 тестовых вопросов на 30 строк текста - это уже немало и "приблизительно" достаточно.
    ИМХО, задача теста - только контроль, а для закрепления, и повторения, и т.п. скорее нужны упражнения, задания или т.п. "названия"

    ОтветитьУдалить
  4. Сначала набрал много текста, потом удалил, думал написать кратко, но потом...
    Позвольте не согласиться:
    "задача теста - только контроль, а для закрепления, и повторения, и т.п. скорее нужны упражнения, задания"
    я не фанат тестов, вижу смысл применения только при изучении базовых, основных понятий, терминологии и т.п.
    Упражнения - да, задачи - да.

    Но разве, после летних каникул, не поможет тест повторить основные понятия изученные в прошлом году?
    Разве после изучения темы небольшой тест не вызывает процесс воспроизведения, что ведет к запоминанию.
    Конечно же их нужно комбинировать с другими формами.
    Только тестов встречается хороших мало, многие мои коллеги лепят их куда попало.
    Недавно, на олимпиаде (в феврале), 6 квалифицированных преподавателей ломали головы и копья над двусмысленными вопросами в тесте, который прислали из департамента (или еще откуда-то сверху). В итоге, 6 вопросов решили просто не оценивать. Такой опыт формирует негативное отношение к тестам и к "откуда-то сверху".

    P.S. Если имеется хорошая литература о разработке тестов - с удовольствием почитаю. Приходилось читать только Майорова А.Н. "Теория и практика создания тестов для системы образования" (еще сохранилась на HDD), и еще десяток неплохих методических рекомендаций и статей по разработке тестов для преподавателей.

    ОтветитьУдалить
  5. Андрей, не возражаю ...

    Однако предпочитаю жестко дифференцировать тесты (диагностика / контроль / оценка) и упражнения (самоконтроль, тренировка, закрепление, оценка не аттестационная и обр. связь - корректирующая неуспехи учеников). При этом оценка не является обратной связью.
    так и удобнее и путаницы в голове много.

    Погуглите Аванесова на предмет тестов, Юрия Тихомирова на предмет тестов с конструированным ответом (есть в этой соцсети он).
    Есть еще авторы, но сейчас недосуг искать источники и даже файлы на своем компе. Наткнусь - поделюсь.

    ОтветитьУдалить
  6. Раскройте , пожл., подробнее смысл фразы "Электронное обучение лишь тогда станет личностно-ориентированным и человекосообразным, когда будет обеспечивать должное управление учением и развитием аудитории" Что значит и что включает в себя: Должное управление учением и развитием?

    ОтветитьУдалить
  7. Александр Александрович,
    - берем феномены 1. "учение" и 2. "развитие"
    - четко определяем их (учение, к примеру, как процесс учебно-познават., прежде всего когнитивной деятельности ученика; с развитием посложнее, есть куча его концепций. Я люблю такое разумение развития: увеличение репертуара знаново-символичесеских средств и форм поведения учащегося).
    Затем можно моделировать управление этими процессами: планирование -> моделирование -> разбиение на этапы -> реализация этапов -> проверка (контроль) реализации этапов -> (обратная связь) коррекция -> контроль и оценка (на предмет достижения запланированной общей цели) -> коррекция при наличии отклонений и т.д. по кругу.
    Как-то так в общих чертах...

    ОтветитьУдалить