Автор: Константин Бугайчук
Этот пост посвящен работе участников "Летней школы e-learning.by-2013" в рамках мастер-класса Елены Локтевой "Дело о компетентностном подходе-2".
На "Зимней школе e-learning.by-2013" Елена Локтева провела мастер класс по составлению карты (модели) компетентностей онлайн-преподавателя (отчет о Зимней школе e-learning.by-2013 смотрите тут).
Компетенция — это наблюдаемое поведение, которое характеризует успешность сотрудника на рабочем месте.
В основе 2-х тренингов Лены лежит палитра компетенций компании DeTech "20 граней".
Каждая компетенция описывается через набор позитивных и негативных поведенческих индикаторов (6 штук на каждую). Таким образом, наблюдая за тем, насколько часто проявляются те или иные индикаторы, мы можем делать вывод о том, насколько развита та или иная компетенция, а также применять различные способы ее развития.
Например, есть такая компетенция "Саморазвитие", ее характеризуют следующие положительные индикаторы, которые мы можем наблюдать в поведении человека:
Если это у него все... или в большинстве есть - то мы можем сказать, что он в достаточной мере обладает такой компетенцией (компетенция развита или не развита).
Зимой мы таким образом отобрали 8 компетенций онлайн-преподавателя и предложили 4 критических инцидента (типичных ситуации) на каждую - всего 32 инцидента. Эти ситуации помогают нам выяснить как в них проявляется та или иная компетенция.
Цит. Е. Локтеву "При проектировании мастер-класса я понимала, что мне не хватит времени на самое интересное: продумать, с помощью каких инструментов e-learning можно реализовать предложенные методы оценки и развития. Я долго искала, чем можно пожертвовать ради этой итерации, но методику нарушать не решилась, и поняла, что до этого шага мы на тренинге не дойдем. Оставили это на домашнее задание"...
...И домашнее задание не заставило себя ждать. Теперь нам надо было решить "Как оценить компетенцию убедительная коммуникация?" в различных формах (при применении технологий) онлайн обучения:
За каждым столиком был модератор, задачей которого было направление дискуссии, пояснение основных терминов, обобщение результатов работы предыдущих групп и представление их следующим группам. А в конце модератор должен был представить общие результаты работы за своим столиком.
Обсуждение за каждым столиком длилось около 25 минут. Затем группы переходили за другой столик.Таким образом, все участники (кроме модераторов) прошли по всем столикам и предложили идеи как оценивать компетенцию "Убедительная коммуникация".
Как сказала Елена Локтева: "Нда Костя..., а тема то у тебя - Атас". За что ей персональный респект - милиционеров ведь не жалко, тем более не своих белорусских )))
Приступим: Мобильное обучение. Что это такое? (не претендую на истину).
Многие учебные заведения и отдельные педагоги уже используют возможности мобильных устройств для проведения учебного процесса. Распространение таких практик привело к появлению термина "мобильное обучение".
Мобильное обучение — приобретение или изменение каких-либо знаний, навыков, умений благодаря использованию мобильных технологий, в любом месте и в любое время, которое в итоге приводит к изменению поведения.
Черты мобильного обучения:
а) Как уже упоминалось, усовершенствование возможностей и "рост" диагоналей мобильных устройств позволяет нам работать с ними в обычном "компьютерном режиме".
По моему скромному мнению, мобильные устройства становятся все более продвинутыми и "гибридизированными", что постепенно размывает механизм их использования. Скажем отображение контента на 10 дюймовом планшете и возможности работы с браузером и мультимедиа - практически не отличается от компьютерного. И наоборот внедрение таких ноутбуков, как, например "Lenovo Yoga" позволяет нам совмещать "мобильность" и стандартные возможности компьютера.
Следует заметить, что надо взвешенно подходить к оценке проявлений всех индикаторов, в зависимости от формы использования мобильных устройств в учебном процессе те или иные индикаторы могут не проявиться или например свидетельствовать не в негатив, а в позитив. Если мы оцениваем количественные показатели комментариев, обязательно надо постараться оценить их качественную сторону, а количество лайков не обязательно будет свидетельствовать об аргументированной позиции автора (может он просто нравится как личность), опять же, малое количество аргументов (ссылок, комментариев) не всегда свидетельствует об отсутствии аргументов в защиту позиции - а вдруг аргумент железобетонный?
То есть наряду с количественными показателями следует исследовать и качественную сторону процесса.
Надеюсь я был убедителен? )))
Этот пост посвящен работе участников "Летней школы e-learning.by-2013" в рамках мастер-класса Елены Локтевой "Дело о компетентностном подходе-2".
І. Предыстория
На "Зимней школе e-learning.by-2013" Елена Локтева провела мастер класс по составлению карты (модели) компетентностей онлайн-преподавателя (отчет о Зимней школе e-learning.by-2013 смотрите тут).
Компетенция — это наблюдаемое поведение, которое характеризует успешность сотрудника на рабочем месте.
В основе 2-х тренингов Лены лежит палитра компетенций компании DeTech "20 граней".
Каждая компетенция описывается через набор позитивных и негативных поведенческих индикаторов (6 штук на каждую). Таким образом, наблюдая за тем, насколько часто проявляются те или иные индикаторы, мы можем делать вывод о том, насколько развита та или иная компетенция, а также применять различные способы ее развития.
Например, есть такая компетенция "Саморазвитие", ее характеризуют следующие положительные индикаторы, которые мы можем наблюдать в поведении человека:
- Регулярно осуществляет поиск информации о происходящих изменениях и появлении новых разработок в своей области.
- Ставит конкретные цели для профессионального саморазвития с учетом развития компании.
- Запрашивает обратную связь о своей работе и использует эту информацию для саморазвития.
- Использует удачный опыт конкурентов, коллег и партнеров или их ошибки для повышения своего профессионального уровня.
- Приобретает новые знания и навыки в смежных областях.
- Предпринимает практические шаги по саморазвитию (читает специальную литературу, посещает семинары, и пр.)
Зимой мы таким образом отобрали 8 компетенций онлайн-преподавателя и предложили 4 критических инцидента (типичных ситуации) на каждую - всего 32 инцидента. Эти ситуации помогают нам выяснить как в них проявляется та или иная компетенция.
Цит. Е. Локтеву "При проектировании мастер-класса я понимала, что мне не хватит времени на самое интересное: продумать, с помощью каких инструментов e-learning можно реализовать предложенные методы оценки и развития. Я долго искала, чем можно пожертвовать ради этой итерации, но методику нарушать не решилась, и поняла, что до этого шага мы на тренинге не дойдем. Оставили это на домашнее задание"...
II. Тема и форма проведения мастер-класса
...И домашнее задание не заставило себя ждать. Теперь нам надо было решить "Как оценить компетенцию убедительная коммуникация?" в различных формах (при применении технологий) онлайн обучения:
- виртуальный класс (вебинар);
- cMOOC - коннективистский массовый открытый курс;
- m-learning - мобильное обучение;
- e-learning 1.0 - электронный курс.
За каждым столиком был модератор, задачей которого было направление дискуссии, пояснение основных терминов, обобщение результатов работы предыдущих групп и представление их следующим группам. А в конце модератор должен был представить общие результаты работы за своим столиком.
Обсуждение за каждым столиком длилось около 25 минут. Затем группы переходили за другой столик.Таким образом, все участники (кроме модераторов) прошли по всем столикам и предложили идеи как оценивать компетенцию "Убедительная коммуникация".
ІІІ. Столик "m-learning" (модератор я))) ).
Как сказала Елена Локтева: "Нда Костя..., а тема то у тебя - Атас". За что ей персональный респект - милиционеров ведь не жалко, тем более не своих белорусских )))
Приступим: Мобильное обучение. Что это такое? (не претендую на истину).
Многие учебные заведения и отдельные педагоги уже используют возможности мобильных устройств для проведения учебного процесса. Распространение таких практик привело к появлению термина "мобильное обучение".
Мобильное обучение — приобретение или изменение каких-либо знаний, навыков, умений благодаря использованию мобильных технологий, в любом месте и в любое время, которое в итоге приводит к изменению поведения.
Черты мобильного обучения:
- использование носимых мобильных устройств (телефон, смартфон, планшет, нетбук);
- независимость от места вашего нахождения и места расположения учебного заведения;
- возможность обучаться в удобное время;
- скорость доставки учебного материала;
- оперативность обратной связи;
- использование беспроводных сетей, как основных каналов передачи данных.
И как же мы можем оценивать убедительную коммуникацию в таких условиях?
Вот так выглядит наша оцениваемая компетенция:
- Ясно, четко и структурировано излагает свою точку зрения;
- Получает согласие других со своими предложениями;
- Приводит разнообразные аргументы в поддержку своей точки зрения;
- Представляет информацию в необходимом для собеседника объеме и форме;
- Использует различные способы влияния в зависимости от особенностей собеседника;
- Находит сторонников и с их помощью продвигает свои идеи.
Источник: http://subscribe.ru/group/onlajn-testyi-psihologiya-i-samopoznanie/1911329/
Мы с участниками выделили несколько типичных ситуаций:
Примеры проявления негативных индикаторов компетенции:
Мы с участниками выделили несколько типичных ситуаций:
- Использование в м-учебном процессе возможности социальных сетей (размещение контента, взаимодействие).
- Использование в м-учебном процессе мобильных приложений (чаты, скайп, вебинары, меесенджеры).
- Использование м-учебном процессе (стандартных функций устройства - камера, диктофон, звонок, смс).
КСТАТИ!!! ВОТ Пример м-обучения от автора статьи.
- Троллинг в соцсетях, твиттере, чате (Не может убедить других в правильности своей точки зрения).
- Посты, твиты не понятны собеседнику. Слушателя часто переспрашивают. (Путано выражает свою позицию, Представляет информацию без учета запросов собеседника).
- Спамит участников (Не приводит в защиту своей позиции аргументов, или приводит один; Не может убедить других в правильности своей точки зрения).
- Минимум комментариев, постов, отзывов, рефлексии (Не ищет сторонников для продвижения своих идей, Не приводит в защиту своей позиции аргументов).
- "Баран в одни ворота", предлагает информацию по собственному разумению (Представляет информацию без учета запросов собеседника).
- Использует для аргументации позиции CAPS, выражения ИМХО, на которых коммуникация заканчивается (Не может убедить других в правильности своей точки зрения).
- Не участвует в групповой работе, общем обсуждении, при попытке контакта - замыкается (Не ищет сторонников для продвижения своих идей).
Примеры проявления позитивных индикаторов компетенции:
Участники за столом отметили что в использовании мобильных устройств в учебном процессе есть ограничения, которые упираются в разные платформы, физические размеры экрана, невозможность написания длинных статей и комментариев.
- В условиях ограниченности количества знаков (твит, смс) - грамотно и кратко выражает свою позицию (Ясно, четко и структурировано излагает свою точку зрения)
- Пишет посты с соблюдением правил грамматики и орфографии (Ясно, четко и структурировано излагает свою точку зрения).
- Использует для аргументации различные каналы доставки информации (чат, смс, звонок, соцсеть) - (использует различные способы влияния в зависимости от особенностей собеседника).
- Представляет информацию и аргументацию в различных формах (текст, звук, видео, фото) (представляет информацию в необходимом для собеседника объеме и форме).
- Предлагает в блогах, комментариях и т.д. ссылки на различные источники (Приводит разнообразные аргументы в поддержку своей точки зрения).
- Создает виртуальные площадки для дискуссий (находит сторонников и с их помощью продвигает свои идеи).
- Предлагает обсуждения вопросов, а также использует различные мобильные приложения для коммуникации с другими (Использует различные способы влияния в зависимости от особенностей собеседника; находит сторонников и с их помощью продвигает свои идеи).
- Рост количества подписчиков (последователей), комментариев (лайков или +1) в соцсервисах и программных продуктах (Использует различные способы влияния в зависимости от особенностей собеседника; находит сторонников и с их помощью продвигает свои идеи).
IV. Проблемы
Думаю тут есть несколько но..
а) Как уже упоминалось, усовершенствование возможностей и "рост" диагоналей мобильных устройств позволяет нам работать с ними в обычном "компьютерном режиме".
б) Проблема кроссплатформенности решается как разработчиками ПО так и мобильных приложений.
Например: разработчик популярного мессенджера WhatsApp объявил о покорении еще одной вершины – ежемесячное количество активных пользователей достигло 300 миллионов. Приложение WhatsApp совместимо с операционными система Android, Windows Phone, BlackBerry и даже Symbian. В обновленном WhatsApp, кстати можно обмениваться голосовыми заметками.
Если Вы используете устройства на Android или iOS, то будьте уверены, что вы практически всегда попадете в свою платформу. Плюс ко всему каждый разработчик ПО старается оптимизировать свое приложение под существующие ОС мобильных устройств (чаще всего Android или iOS, так как они наиболее популярны).
Так специалисты IDC сообщают, что поставки Android-смартфонов во втором квартале текущего года выросли на 73,5 процента и достигли 187 миллионов штук. Как результат, доля ОС Android во втором квартале 2013 года составила 79,3 процента
Например: разработчик популярного мессенджера WhatsApp объявил о покорении еще одной вершины – ежемесячное количество активных пользователей достигло 300 миллионов. Приложение WhatsApp совместимо с операционными система Android, Windows Phone, BlackBerry и даже Symbian. В обновленном WhatsApp, кстати можно обмениваться голосовыми заметками.
Если Вы используете устройства на Android или iOS, то будьте уверены, что вы практически всегда попадете в свою платформу. Плюс ко всему каждый разработчик ПО старается оптимизировать свое приложение под существующие ОС мобильных устройств (чаще всего Android или iOS, так как они наиболее популярны).
P.S. Выводы и заключение
Следует заметить, что надо взвешенно подходить к оценке проявлений всех индикаторов, в зависимости от формы использования мобильных устройств в учебном процессе те или иные индикаторы могут не проявиться или например свидетельствовать не в негатив, а в позитив. Если мы оцениваем количественные показатели комментариев, обязательно надо постараться оценить их качественную сторону, а количество лайков не обязательно будет свидетельствовать об аргументированной позиции автора (может он просто нравится как личность), опять же, малое количество аргументов (ссылок, комментариев) не всегда свидетельствует об отсутствии аргументов в защиту позиции - а вдруг аргумент железобетонный?
То есть наряду с количественными показателями следует исследовать и качественную сторону процесса.
Осмелюсь также предположить, что в мобильном обучении возможно проведение вебинаров (приложение WIZIQ), прохождение e-курсов, участие в прохождении cMOOC. Отсюда механизм коммуникаций в м-учебном процессе, может технически не отличаться от "стационарного", следовательно наработанные другими группами рецепты по оценке компетенций вполне применимы в рамках m-Learning и наоборот.
Это очень просто, надо только представить, что на вебинаре, в cMOOC или в e-Learning 1.0 используется мобильное устройство. Например я изучаю на планшете электронный курс, следовательно если в нем есть эссе - то я пишу ответ, а потом преподаватель может оценить убедительность моей позиции. Если я в cMOOC получил много положительных отзывов, комментариев на свой материал, а также на меня начали подписываться другие участники или я стал центром дискуссии и совместной работы произошло расширение моей PLN и моя коммуникация была убедительной для других слушателей.
Еще раз спасибо Марье Искуснице Елене Локтевой за прекрасный мастер-класс и всем участникам Летней школы за возможность совмещения интенсивной работы и релакса.
Это очень просто, надо только представить, что на вебинаре, в cMOOC или в e-Learning 1.0 используется мобильное устройство. Например я изучаю на планшете электронный курс, следовательно если в нем есть эссе - то я пишу ответ, а потом преподаватель может оценить убедительность моей позиции. Если я в cMOOC получил много положительных отзывов, комментариев на свой материал, а также на меня начали подписываться другие участники или я стал центром дискуссии и совместной работы произошло расширение моей PLN и моя коммуникация была убедительной для других слушателей.
Итоговая палитра рецептов моего столика
Рецепты группы № 1
Рецепты групп № 3,4
Надеюсь я был убедителен? )))
Комментариев нет:
Отправить комментарий