Автор: Иван Травкин
Сначала объясню, что меритократию в форме пошлой “экономики заслуг” я отвергал с самого начала. Меритократия, которой я грезил и о которой писал — это креативная меритократия Скотта Белски (Scott Belsky, Behance) или меритократия достойных идей, но никак не меритократия достойных граждан (“креативного класса” или чего бы там не было).
Чего я никак не мог понять, но теперь вижу отчетливо: при текущем положении вещей меритократия достойных идей обязательно переходит в меритократию достойных граждан. Горько осознавать: достойные идеи будет генерировать каста “достойных граждан” — тех, кто “выберет” быть умным и креативным.
Образование — начало пути достойного гражданина. Никогда раньше оно не было настолько доступным (в т. ч. благодаря MOOC), чтобы буквально любой мог стать “достойным”. Но именно здесь и кроется самый большой обман: образование “для всех” вовсе не для всех! Это даже не образование, а фасилитируемое самообразование для тех, кто готов и может так учиться.
Считаю ли я, что так можно научиться чему-то серьезному, например, получить специальность, что бы это не значило сегодня? Да! Считаю ли я, что это демократизация высшего образования? Нет! Наконец, могу ли я, хотя бы в первом приближении, отнести к генераторам меритократии тех, кто может так учиться? Это и есть тот вопрос, колебание в котором привело меня к переосмыслению.
Я писал (тут и тут): бросьте тех, кто не хочет учиться — никто им не виноват (читай “они недостойны”). Прошу тех, кого увлекла эта мысль, переменить свой взгляд, потому что я был не прав (и мне стыдно). Поверхностность мышления не дала увидеть главное: во-первых, хотеть — мало, а, во-вторых, — и это самое важное! — нужно иметь возможность хотеть.
Возможности распределены крайне неравномерно. Под возможностями я понимаю различные аспекты локального (!) социально-культурного контекста, формирующего ценности индивида. Иначе говоря, интерес, а вместе с ним и склонностью к учению — тоже возможность. Многие лишены этой возможности, а те, у кого она есть с самого начала, редко осознают отправную точку “своих” заслуг.
Например, Дафна Коллер (Daphne Koller, Coursera) утверждает, что ее возможностью стал доступ к образованию (удивительно поверхностный тезис для доклада, начавшегося разговором о родителях и “потомственной” учености), и что если поделиться доступом со всеми, то все получат возможность учиться. Нет! Все получат доступ, но никак не возможность учиться. Что еще хуже — те, кто по какой-либо причине не воспользуются этим доступом, будут казаться (в рамках данной логики) недостойными образования.
Идеология, которую я защищал по собственной глупости, неминуемо ведет к самой утопичной из всех меритократий — когнитивной олигархии в эпоху знаний и креативного общества по Резнику (Mitchel Resnick, MIT Media Lab). Статистический показатель “тяги к знаниям”, коль скоро будет обнаружена хитрая корреляция с экономикой целых наций, станет почвой для не самых приятных теорий, особенно, когда нас самих станет 9 миллиардов.
О чем я думаю, и что могу предложить теперь?
Во-первых, беру свои слова назад: нельзя бросать тех, кто не хочет учиться. Мы вынуждены создать контекст, который предоставит им такую возможность — хотеть учиться (и быть востребованными в таком качестве). У меня нет готового ответа, как это сделать, но я продолжаю думать.
Во-вторых, необходимо сохранить и развивать доступ к образованию. Вместе со сменой контекста могут измениться и интересы провайдеров открытого образования. Те, кто сегодня учатся в американских проектах, пока слабо ассоциируют свою возможность с “этой страной”. Надо быть готовыми, что как только ситуация начнет меняться, что-то может и закрыться. Некоторые идеи по поводу развития доступа в России (отечественные проекты, тут и тут) я уже изложил.
В-третьих, я все еще верю в возможность идеальной меритократии при определенных условиях. Достойные идеи должны побеждать. Мы, в свою очередь, должны сделать все, чтобы избежать парадоксальной ситуации, когда образование — ключ к генерированию достойных идей, — будучи доступным всем, реально будет полезно лишь привилегированным группам.
См. оригинал в блоге Fun of Teaching
Я уверен, я убежден, что будущее большинства раскрученных сервисов типа МООС, которые изначально вобрали в себя всю негативную мощь современных мультимедиа, которые раскручиваются подобно голливудским блокбастерам, видимо тоже, что и у этих блокбастеров - много шума, гигантские сборы в первый уикенд и все...А лозунг "Образование для всех!" - всего лишь лозунг. Информация и образование в постиндустриальную эпоху становиться тем же оружием, которым был промышленный капитал в предшествующую. И массовые онлайн-курсы не столь "доступны" как это кажется на первый взгляд. И, Иван, идеи не должны никого побеждать, человечество это проходило много раз, особенно когда эти идеи столь привлекательны, это я вам как историк говорю.
ОтветитьУдалитьМООС в том виде, в котором они сейчас есть, - это такие себе современные компьютерные игрушки и развлекушки. Думаю, в этом нет ничего плохого, если они не станут подменять собой образование.
УдалитьЭтот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьИван, вот Вы наивный))) задача образования не в том, чтобы "предоставить им такую возможность — хотеть учиться", а в том, чтобы научить учиться и научить систематизировать свои знания, обобщать их и использовать на практике. разве не так?
ОтветитьУдалитьНаталья, а что такое "научить учиться и научить систематизировать свои знания, обобщать их и использовать на практике", как не развитие способности к самообучению, которую, как раз, Иван и связывает с возможностью "хотения" учиться?
Удалить"нельзя бросать тех, кто не хочет учиться" - это правильно. Но для этого нужен не контекст, а система, другая система образования с другими методиками и другими педагогами, система, которая дает необходимые навыки самостоятельного обучения, систематизации информации, формирования знаний, а также навык сотрудничества, взаимопомощи и партнерства (не соперничества и конкуренции), навык самостоятельного принятия решений. тогда у каждого человека для реализации этих навыков будет и возможность и желание учиться.
ОтветитьУдалить