суббота, 11 января 2014 г.

Электронные курсы в 2013 и ожидания на 2014: комментарии разработчиков

Автор: Елена Абашева


Education-events.ru обратился к ряду компаний, в том числе разрабатывающих электронные курсы, с просьбой прокомментировать итоги 2013г. и рассказать о трендах, изменении в запросах заказчиков и реализованных проектах.

Хочу сказать большое спасибо Александру Воробьеву (SRC Мультимедиа), Елене Тихомировой (Центр eLearning), Кире Гусевой (независимый разработчик), Александру Тартаковскому (WebSoft), Евгению Морозову (ЛМС ГРУПП), Елене Шипковой (Competentum) за уделенное время и комментарии!

Само электронное обучение в 2013г. стало более интересным, говорит Елена Тихомирова. Все больше будет заказчиков, понимающих, что электронное обучение является частью общей системы обучения и развития персонала. И произойдет переход от отдельных курсов к целостным программам обучения, включающим очные занятия, электронное обучение, наставничество и самостоятельное обучение.

Все больше компаний активно применяют электронные курсы, и Александр Воробьев отмечает приток компаний-новичков по росту заказов на готовые решения. Среди тех, кто использует электронное обучение уже давно, растет понимание, что именно может дать электронное обучение, а требования к курсам становятся более четкими. Кира Гусева выделяет среди появившихся требований заказчиков скорость – компании не могут тратить по полгода на проект, и акцент на времени обучения, которое не должно превышать 20-30 минут.

Наблюдается усложнение структуры курсов, растут число нетипичных проектов и интерес к включению игровых элементов и использованию "серьезных игр", симуляторов. Евгений Морозов связывает это с растущим пониманием со стороны заказчиков низкой эффективности простых линейных курсов, особенно при обучении молодых сотрудников. Образовательный контент становится разноплановым, а курсы – «самонаправляемыми» и наполненными интерактивными элементами для дополнительной мотивации у обучаемых.

При этом, по мнению Елены Тихомировой и Александра Воробьева, тренд, связанный с геймификацией, обусловил избыточное и не всегда уместное использование игровых элементов в электронных курсах в 2013г.

Расширяется диапазон применения курсов: так, Евгений Морозов привел в качестве примера проект по разработке курса по обучению сварщиков работе с оборудованием, а Елена Шипкова – курсы для водителей сложной техники, экспедиторов, мерчендайзеров.

При создании курсов, компании находят новые технологии или развивают применение существующих инструментов для сложных курсов. Елена Шипкова рассказывает об активном использовании скрайбинга и популярности курсов, разработанных на HTML5 и Java Script, а Александр Тартаковский и Кира Гусева упоминают о необходимости учитывать при создании курсов их последующую доступность на планшетах и мобильных устройствах.

В один голос разработчики говорят о необходимости активного участия в процессе самого заказчика: собирать требования к курсу с участием всех заинтересованных подразделений, четко определять задачи обучения и навыки сотрудников, которые они должны  получить после прохождения курса, совместно с подрядчиком работать над содержанием курса и вовремя все согласовывать. "Must have" для любого успешного проекта.

Елена Тихомирова подчеркивает, что системный подход в разработке курсов, более детальный анализ и формирование уникального решения стали основными тенденциями 2013г. и развитие их ожидается и в 2014г. И это налагает определенные требования к создаваемым курсам: "Чем сложнее будут задачи, которые мы будем решать с помощью электронного обучения, тем более тщательно мы должны выполнять методическую обработку и педагогический дизайн".

При этом Евгений Морозов и Александр Воробьев отмечают дефицит кадров в области разработки электронных курсов на российском рынке: педагогических дизайнеров, методологов, художников. Компании выращивают их самостоятельно, в связи с отсутствием академических программ в вузах, и рассчитывают на рост специализированных центров по подготовке таких специалистов.

И, конечно, электронные курсы создаются для живых людей, о чем должны помнить:

– Как разработчики курсов: "Мы должны всегда помнить, что обучаем людей, помнить про их эмоции и ощущения. Это минимум 50% успеха любого e-learning проекта" (Елена Тихомирова).

– Так и компании-заказчики: «Если бы каждый заказчик курсов в первую очередь думал о конечном пользователе курсов, о сотруднике своей компании, а не о технологиях, бюджете или шансе «впихнуть» в компьютер 350 страниц инструкций – e-learning развивался бы стремительно, бесповоротно и эффективно!" (Кира Гусева).

Со всеми комментариями и рассказами об интересных проектах 2013г. можно ознакомиться на страничке: http://education-events.ru/itogi-2013-comments/

Комментариев нет:

Отправить комментарий