вторник, 26 ноября 2013 г.

Скрытый потенциал блоггинга (версия 2.0)

Автор: Владимир Нюренберг

Данный пост представляет собой исправленную и дополненную версию ранее опубликованного поста*, и посвящён рассмотрению трёх основных подходов к ведению личного блога. Вместе с тем, это попытка наметить несколько важных аспектов, связанных с созданием записей в блогах, необходимых для того, чтобы социальные эффекты каждого из подходов могли быть реализованы в полной мере.
Простота и гениальность идеи блоггинга превратила его в занятие для многих «цифровых граждан», и позволила ему за десятилетие с небольшим пройти путь от увлекательного занятия до важного инструмента профессиональной деятельности. Прелести первого вполне очевидны, над полезностью второго не задумываются лишь «медийщики». Для остальных же вопрос прагматичности ведения личного профессионального блога во многом остается открытым. Предполагая, что к прочтению поста Вас подвиг интерес и некий уровень изначальной осведомлённости, позволю себе лишь привести ссылку на материал, довольно внятно разъясняющий плюсы данного занятия «для современного специалиста».

Личный блог как электронное портфолио

Для большинства из тех, кто уже задумывался над необходимостью заняться блоггингом, приведённые там аргументы, наверняка, будут достаточно разумными. Однако это не снимает двух простых и очевидных «однако»: подобного рода занятие требует времени и хотя бы элементарной сноровки в написании текстов. Здравый смысл не позволяет отнестись к этим утверждениям, как к простым отговоркам, и заставляет искать некое решение. Таковым, на мой взгляд, может стать использование личного блога в качестве портфолио, т.е. места для предъявления себя как специалиста и репрезентации своего профессионального опыта.


Таким образом, мы находим некий компромисс для обеих обозначенных проблем. Позаботившись о том, чтобы в посты не попала конфиденциальная информация, мы можем использовать актуальные сведения из отчётов и рабочих материалов реализованных нами проектов. Временные затраты, в этом случае, сводятся к простой компиляции и нетрудоемкой технической редактуре уже имеющихся материалов и, полагаю, окупятся удовольствием от лицезрения личной «сетевой папки» проектов. Формат портфолио также снимает повышенные требования к качеству текстового  наполнения. Будет вполне достаточно описательного изложения, а если содержание Ваших проектов актуально и интересно, то «языковые» достоинства (или недостатки) постов отходят на второй план.


В итоге мы получаем неплохую возможность для старта профессионального блога. Работа над портфолио, как мне представляется, может послужить мотивирующим фактором, что особенно важно на первых порах: по данным исследователей большинство блогов «задыхаются» ещё на начальной стадии, поскольку эффекты блоггинга требуют регулярности и известной доли терпения со стороны автора. Плюс к этому, работая над содержательным наполнением блога, мы получаем возможность тренироваться, «набить руку» в написании текстов. 

Единственное, что нужно учитывать уже на этом этапе, блог должен быть рассчитан на самую распространённую стратегию работы в Интернет. Среднестатистический пользователь в основном ведёт «сквозное сканирование» ресурсов, т.е. бегло просматривает содержание Интернет-страниц, а значит, мы должны облегчить эту работу и особым способом структурировать «текстовой материал». Техника такого структурирования заслуживает отдельного разговора.

Блоггинг как интеллектуальный ресайклинг информации

Ресурс публичности блоггинга можно задействовать для достижения иных целей. Публикуя информацию о себе или своей работе в блоге, мы делаем её видимой = потенциально доступной для любого желающего пользователя Сети. Каждая отдельная ссылка на качественную и интересную статью (которую мы нашли и прочитали) или информация о событии (участником или организатором которого мы стали), размещённая в блоге, это строительный материал для «сети», которая во многом помимо наших усилий (благодаря поисковикам и машинам индексации), будет работать на поиск «интеллектуальных» контактов: людей со сходными интересами или спецов, работающих над схожими проблемами. Может быть, у нас найдутся опробованные решения для них, а им не будет жалко поделиться своими.

Если Ваша профессиональная деятельность подразумевает
- проработку массивов информации, которую можно обнародовать без нарушений приватности,
- продуцирование определённых «артефактов», содержание которых может быть актуальным и небезынтересным для коллег в Вашей профессиональной области, а также
- наработку деловых контактов,
стоит задуматься, как разумным образом распорядиться той информацией, чей ресурс для Вас ещё не выработан.

Тематика и жанр постов могут быть самыми разнообразными. Здесь всё сугубо индивидуально. Единственное, о чём следует позаботиться, чтобы материала блога могли быть найдены потенциальными «контактами» через Интернет. Прежде всего, посты должны хорошо «восприниматься» поисковыми машинами. Здесь есть некоторые технические нюансы настройки индексации блога, но куда важнее стараться делать содержание постов уникальным. Это также будет залогом того, что коллеги не только смогут выходить на Вас через поисковые запросы, но и будут делиться ссылками на Ваши материалы с другими (через свои личные блоги или группы в социальных сетях).

По моим личным наблюдениям, самым грамотным заходом, позволяющим легко решать оба названных вопроса, будет создание инструментальных постов. Этот тип постинга предполагает общее описание профессиональных инструментов и возможных подходов к их применению в повседневной работе. Следует отметить, что на этом уровне требования к содержанию постов повышаются. Операциональное и процессуальное изложение требует чёткого определения (и описания) рабочих контекстов и структурированности. Пожалуй, это ещё одна тема, требующая отдельного рассмотрения.

Блог как инструмент участия

Два описанных выше подхода к ведению личного блога можно рассматривать как способы создания он-лайн идентичности автора. В обоих случаях «настройка» идентичности производится посредством репрезентации профессионального опыта: в первом – на материале выполненных проектов, во втором – на уровне описания повседневной персональной деятельности. При грамотном «фокусировании» постов, блог превращается в средство для расширения сети интеллектуальных контактов со специалистами из нашей сферы деятельности. (См. «Blog networking study: participants and their networks»).

При грамотном подходе к «культивированию» сети она может стать эффективным средством социальной фильтрации (поиска-открытия) релевантной нашим (профессиональным) интересам информации (peer-filtering). Такая персональная сеть создаёт возможность повышать нашу осведомленность, получая от этих людей рекомендации: ссылки (имеются ввиду не только гиперссылки на веб-ресурсы, но и упоминания определённых персоналий, тематики, концепций и проч. в текстах постов) на (интересную, актуальную и т.д.) информацию. Обмен рекомендациями составляет основу взаимодействия в такой сети: «узлы» сохраняют своё значение для «владельца» пока являются для него поставщиком «качественных» сведений. Соответственно, поддержание такой сети предполагает, что сам блоггер будет давать своим контактам рекомендации, используя для этого личный блог.

Блог также может быть использован для создания персональной учебной сети, «узлами» которой будут являться не отдельно взятые люди, а учебные сообщества:

Большинство из нас принадлежат к более чем одному учебному сообществу… Каждое сообщество является узлом сети… Таким образом, учебная сеть может быть определена как соединения учебных сообществ с целью обмена опытом/ресурсами…

Участие в сообществах я бы назвал «активацией» персональной сети контактов. Здесь я обращу внимание на слово «контакты». Многие исследователи блоггинга и смежных сетевых практик склоны называть их «связями». На мой взгляд, это не совсем корректно, поскольку «связь» предполагает определенную стабильность и некую степень «взаимозависимости» между людьми, установившими «связь». 

То, что возникает в процессе ведения блога, когда другие люди находят нас, и мы так же начинаем знакомиться с ними, читать их посты и наблюдать за их активностью в Сети, можно назвать «латентной связью», установлением контакта, который в потенциале может перерасти в более «прочное» взаимодействие.
Для чего может понадобиться такого рода взаимодействие? Вопрос, на который у меня пока нет убедительного ответа. Можно отделаться «общим местом», сказав: чтобы учиться у этих людей, в неформальном режиме. Однако за этим должен следовать ещё целый ряд уточняющих «общих мест»: учиться – значит стремиться и пытаться выстраивать диалог с тем, у кого хочешь научиться.
Мой опыт сетевого «общения» подсказывает, что эпизодические «разговоры» (обсуждения в группах социальных сетей, а также комментарии к постам) больше подходят на роль средств установления контактов (позитивных, а нередко и наоборот). 

Мне представляется, что «жанр» «пост в личном блоге» является более конструктивным инструментом. По той простой причине, что комментарий можно написать «на коленках», здесь и сейчас, под влиянием сиюминутной реакции на смысл сказанного в только что прочитанном посте. Запись же в личном блоге – своего рода «дипломатическая нота», продуманный и содержательный ответ. В буржуазном блоггинге такие распределённые обсуждения через ответы на посты в личном блоге (distributed weblog conversations) явление достаточно распространённое, получившее в исследованиях название «блоголог» («blogolog» or «blogosphere story»). Их специфика требует «трэкинга» и основательного подхода к формулированию тезисов и аргументации. И с этим также необходимо будет разбираться отдельно.


* В связи с этим часть тезисов осталась за её рамками. С исходным вариантом можно познакомиться здесь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий