вторник, 12 ноября 2013 г.

Перевернутое обучение и инженерия знаний

Автор: Владимир Наумов
Сначала советская, а затем и постсоветская педагогика вовсю декларировали тезис о том, что ученик – Личность и Субъект учебной деятельности. В силу чего преподаватели-практики и теоретики обучения активно искали методы и методики активного обучения. Найдено и описано их было немало, однако радикального сдвига здесь не произошло. Сейчас, в расширением электронных форм обучения наше внимание обратилось на так называемое «перевернутое обучение». 
Его родоначальниками называют Джонатана Бергмана и Аарона Сэмса, огромную роль в пропаганде перевернутого обучения в мире сыграла Академия Хана (англ., русск.). У нас активно идеи такого обучения популяризируют Иван Травкин (преимущественно вузы) и Марина Курвитс (среднее образование)
Главный мотив этих авторов – повысить активность учащихся.
Пока не рискну ответить на вопрос, а может ли перевернутое обучение выступать как базовый метод обучения, способный заменить традиционное как минимум в передаче минимального набора базовых знаний в школах и вузах. Во всяком случае, один из апологетов и проводников такого обучения в США - Брайан Беннет – считает, что «необходимо обладать каким-то базисом, чтобы в дальнейшем на него уже накладывалась новая информация и навыки. Поэтому я рассматриваю этот подход как возможность расширить уже полученные знания, но не как метод базового обучения».
А если речь вести об обучении взрослых: магистров, специалистов, уже имеющих профессиональное образование, нважно, квалифицированные ли это рабочие, магистры или слушатели последипломных программ? Уж они то почти поголовно субъекты своей судьбы. Думается. Что для этой категории учащихся перевернутое обучение как раз и может стать базовой формой.
Итак, сделаем допущение, что наш учащийся – это действительный субъект обучения. В этом случае функция извлечения, приобретения новых знаний может быть целиком делегирована ему. И не обязательно эти знания он будет извлекать из кратких видео-лекций. Возможны и иные источники знаний на электронных или бумажных носителях. Очная же часть учебного процесса станет носить максимально активный характер. Как, к примеру, представлено на рисунке (источник):
Представленная схема извлечения знаний позаимствована из источника (Гаврилова Т.А., Хорошевский В.Ф. Базы знаний интеллектуальных систем. - СПб, 2000), посвященного искусственному интеллекту, инженерии знаний (раскраска моя - ВН).

Пусть она и не охватывает всего учебного процесса (проверки, применения извлеченного знания), тем не менее, может свидетельствовать в пользу того. что инженерия знаний способна стать методологией организации обучения. И не только перевернутого. И не только взрослых. Во всяком случае, представляется, данная схема может быть адаптирована к процессам извлечения, приобретения знаний субъектами-учащимися, не теряя своей методологической природы – инженерии знаний.То, что окрашено оранжевым - относим к непосредственному или удаленному синхронному взаимодействию учащегося с другими участниками процесса. Неокрашенное - "препоручаем" компьютеру
Не могу не согласиться с Иваном Травкиным, который говорит: «Синхронное взаимодействие организуется исключительно в форме фасилитируемой коллаборативной работы учащихся, а все остальные формы переводятся в асинхронный режим». Само же синхронное взаимодействие может быть очным, так дистанционным, так и очно-удаленным.
Неоднократно приходилось говорить (например), что электронное обучение в нынешнем виде является таковым скорее номинально. До тех пор, пока оно преимущественно дублирует, адаптирует, имитирует и воспроизводит формы и методы традиционного очного обучения, более или менее разбавленного свежими идеями. Настоящая же электронная педагогика, думаю. возникнет, когда мы положим в качестве основ ее методики, методологии, философии, если угодно, то есть и теории и практики принципы искусственного интеллекта, кибернетики, инженерии знаний и соответствующих программных диалоговых решений, обеспечивающих субъектность учащегося..
Разумеется, предложенную схему можно и нужно уточнить применительно к делу обучения. Не выплеснув при этом инженерийнознаниевого подхода к нему.

Комментариев нет:

Отправить комментарий