Автор: Елена Тихомирова
Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать.
Какая информация вам потребуется для создания концепции?
Итак, у нас есть понимание по месту действия. Теперь нужны сами действия, которые будет делать человек. И здесь мы также должны подумать о том, как мы будем давать ему теорию. Решение этого вопроса зависит от целевой аудитории: если они про тему обучения вообще ничего не знают, то сначала мы должны дать теорию в каком-то виде, а только потом давать практику. Если же люди уже в теме, то можно сразу давать задачи, которые нужно решать.
Самое главное, что в курсе человек должен делать действия, максимально близкие к реальности:
Источник
Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать.
Какая информация вам потребуется для создания концепции?
- Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить.
- Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.
- Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать?
- Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?
- Как делается то, что нужно делать в итоге? - Шаги выполнения задачи, тонкости и трудности. Д
Для самой концепции последний пункт списка можно описывать кратко,
основные моменты. Потом, при разработке, нужно будет уже детально
проводить анализ, собирать всю информацию. Сейчас же важна
последовательность, основные тонкости и трудности.
Еще нужна техническая информация, которая определит границы создаваемого
решения - какие технологии можно использовать, что может ваш инструмент
разработки, что умеют делать на ПК потенциальные слушатели, какой у них
будет компьютер и канал связи.
И последний блок орг. вопросов - сколько времени у вас есть на создание
курса и какой бюджет. Как ни крути, от этих параметров многое зависит,
например уровень интерактивности, которая может быть и не дорогая, но
достаточно трудоемкая.
Когда основная информация есть на руках, начинаем делать из нее выводы и собирать данные для самой идеи курса:
- где может происходить то действие, которые сотруднику предстоит освоить?
- нужно ли сотруднику сделать это действие самому или он может за кем-то наблюдать, искать ошибки, направлять?
- есть ли какие-то планы, циклы, показатели у того действия, которому мы учим?
- в какой последовательности выполняются те действия, которым учим?
Концепция может быть как прямолинейной, то есть мы описываем то место и тот процесс, который будет происходить в реальности.
Офис компании, перед сотрудником стоит задача проверить помещение на соблюдение техники безопасности.
Сотрудник просыпается утром и ему нужно правильно подобрать одежду для выхода на работу. При этом у него есть определенные план на день, с учетом которых он должен одеться.Может быть также и метафора, то есть мы рассказываем некоторую историю или сказку. Это достаточно опасная вещь, потому что человеку может быть потом трудно перенести "сказочные" знания в реальность. Но при этом, например для адаптационных курсов, такие истории и сюжеты - очень полезны.
Герой отправляется в поездку по скандинавским странам. В первый день поездки ему нужно снять деньги в банкомате, он находит банкомат с интересным и ярким логотипом с оленем и пока стоит в очереди изучает символику и короткие блоки истории банка. Сняв деньги он понимает, что именно в такой яркой и интересной компании он хочет работать. Приехав в Россию он находит этот банк и идет туда устраиваться на работу. По мере того, как он изучает своего потенциального работодателя, он проникается и историей и культурой компании. И когда приходит на работу ему остается узнать только о внутренних делах банка и он готов приступать к новому рабочему дню в новой компании.Сюжет с историей можно строить только тогда, когда у вас на руках есть все материалы и вы сразу "примеряете", как и где вы сможете тот или иной материал подать. Иначе может так получится, что вы не сможете его встроить в курс или будет видно, что "шито белыми нитками".
Итак, у нас есть понимание по месту действия. Теперь нужны сами действия, которые будет делать человек. И здесь мы также должны подумать о том, как мы будем давать ему теорию. Решение этого вопроса зависит от целевой аудитории: если они про тему обучения вообще ничего не знают, то сначала мы должны дать теорию в каком-то виде, а только потом давать практику. Если же люди уже в теме, то можно сразу давать задачи, которые нужно решать.
Самое главное, что в курсе человек должен делать действия, максимально близкие к реальности:
- Пожарная безопасность - замечать и устранять нарушения, предотвращать кризисные ситуации;
- Дресс-код - правильно подбирать одежду, видеть, когда что-то не соответствует принятому в компании дресс-коду;
- Адаптационный курс - адаптироваться в компании, знакомиться с людьми, пробовать делать те задачи, которые ему нужно будет делать в процессе работы.
В концепции мы кратко пишем о том, что именно слушатель будет делать,
какие перед ним стоят задачи, что он делает для их выполнения (выбирает
вариант действия, перетаскивает объекты и тд), как он получает обратную
связь. Также показываем, в какой момент будет теория, в какой момент
практика, как завершается курс и при каких условиях.
В результате получается примерно следующее описание курса (в скобках по тексту - комментарии с выводами для разработки):
Курс по пожарной безопасности в офисе.
Целевая группа - все сотрудники офисов компании. Уровень знаний по теме -
бытовой, знают большинство правил, но не обращают на них внимания.
Хорошо владеют ПК (можно делать упражнения с любой механикой, в том
числе - перетаскивание). Возможностей для прослушивания звука нет.
Мощность ПК - выше средней, Интернет-канал - хороший.
Что должно быть в итоге - сотрудник должен обращать внимание на
потенциальные нарушения пожарной безопасности и устранять их. (То есть
мы должны в курсе сделать такое количество повторений, чтобы у слушателя
пропечаталось, что огнетушитель нельзя прятать.).
Отношение к теме обучения: "С чего вы взяли, что мы не знаем таких
элементарных вещей?" (то есть учить нельзя, нужно дать организовать
пожар в курсе).
Концепция курса:
Слушатель видит офис, вид сверху. В офисе -
много рабочих мест, мебели и прочих предметов, которые бывают в офисе
(для наглядности тут можно поставить картинку с таким офисом). Особого
порядка в офисе нет. Перед слушателем ставится задача: "Очевидно, что
пожар в офисе не входит в наши планы на сегодня. Перед началом рабочего
дня нужно проверить, что все так, как должно быть. Вы можете стать
спецом по пожарной безопасности и максимально быстро проверить все
кабинеты офиса". (Перед слушателем задача, с ограничением по времени.
Так как наша ЦА уверена, что они все знают, они тут же решат, что могут
все и быстро сделать). Слушатель ищет на экране: угрозы, потенциальные
очаги, нарушения и тд (зависит от материала, который у нас есть по
теме). Основная задача - найти все нарушения во всех офисах (их будет
5). После каждого видим сколько времени ушло и видим какие нарушения мы
пропустили и к чему это может привести. Идет в следующую комнату и так
далее. Если человек не делает ошибок, все ищет верно, то в конце курсе
получает красочный сертификат с новым званием (тут можно сделать что-то
шутливое). А если делает ошибки, то сертификат даем тоже шуточный, но
что-то вроде "В предотвращении пожаров вы пока новичок". Такой
сертификат мало кто захочет и люди будут повторять игру снова и таким
образом запоминать лучше. В самом конце курса можно дать несколько
слайдов или ролик с основными опасностями, которые могут подстерегать
человека в офисе.
По такой концепции разработчику, то есть вам, будет очень просто понять,
что именно вам нужно собрать для полноценного курса и что продумать.
Это ваша канва для размышлений. Ее же смело можно показать руководителю,
особенно если добавить в нее пояснения, почему именно так нужно делать и
какой эффект в обучении это даст.
Источник
Елена, спасибо за публикацию! У нас концепция разрабатывается по схожему принципу, но некторые моменты можно дополнить (например, вопрос 3 мы не всегда так явно задаяём). От себя могу добавить, что у нас для разработки концепции используется мозговой штурм (1 час) в котором участвуют (по ролям): методист, эксперт, сценарист, дизайнер, менеджер.
ОтветитьУдалить