среда, 17 июля 2013 г.

Использование мобильных устройств для участия в вебинарах: "за" и "против"

Авторы: 
Марина Литвинова, менеджер e-Learning PRO
Участники e-Learning PRO


Коллеги, размещаю небольшой пост-резюме по итогам нашего форума "Вебинары на мобильных девайсах: есть потребность?", которую начал Владимир Наумов, и, в результате резюмировал, что "при наличии соответствующей инфраструктуры и ПО (проблема флеша, iOS) мобильные вебинары сами пробьют себе дорогу."

Тема, на мой взгляд, очень актуальная. Обсуждение наше иногда плавно перетекало в философские размышления, что тем не менее не помешало выделить  конструктивные мысли и идеи. Они будут полезны для тех, кто проводит/прослушивает вебинары и нуждается в мобильности этого процесса.

В целом, обсуждение свелось к тому, что потребность есть и мобильные вебинары уже используются, как участниками, так и спикерами. Особого отличия мобильных вебинаров от вебинаров на стационарных ПК не отметили, подчеркнув, что инструмент обучения вторичен после цели. Пожелания по интерфейсу сводились к простоте. Из технических помех развития мобильных вебинаров названы были проблемы с покрытием, каналами связи и флешем. Мне, как представителю корпоративного сектора, понравилось мнение о том, что на рынке корпоративного обучения привязка к кабинетному обучению только задерживает развитие e-learning. Некоторые коллеги поделились своим опытом участия в вебинарах с пом. мобильных устройств, использовалась платформа wiziq. 

Для себя решила, что я - "за" вебинары на мобильном, и для этого мне нужен не смартфон, а планшет, и не мобильный интернет, а wi-fi. И конечно же - мотивация к обучению, без которой нет смысла говорить о том, что какие-то технические или нетехнические преграды помешают кому-то получить нужные знания. Кто знает, что ищет, тот найдет возможность! 




Ниже вопросы, которые мы обсуждали и наиболее интересные (на мой взгляд) ответы, которые родились в ходе дискуссии.


  • Актуально ли использование мобильных устройств для участия в вебинарах?
- Да! У меня уже неск-ко раз была ситуация, когда я в дороге, вебинар начался, домой не успеваю, а на смартфоне не подключишься, возможно моб.интернет еще слаб 

- Да. Пользовался моб приложением wiziq для участия в вебинарах. Неплохо, но все равно есть что допиливать. Да еще камера в самих устройствах на способствует фронтальному размещению устройства перед Вами (т.е. если Вы ведете вебинар с видео надо смотреть на свой планшет немного сбоку).

- Достаточно актуально. я стал за собой замечать, что после целого рабочего дня за компьютером, вечером очень тяжело сидеть и смотреть курсы с тех же EdX и Coursera. iPad в данном случай очень удобная замена компьютеру. Опять же заметил, что с iPad случается меньше проблем при участии в видеоконференциях в Skype и Google Hangouts (на компах то видео не заведётся, то звук шипит и т.д.).

- Нет

- Нет. Вебинар проводится по заранее известному расписанию, и только исключительные случаи могут вызвать потребность в мобильном использовании. Если кто-то захочет участвовать в моих вебинарах мобильно, он может это легко делать уже сегодня (я использую WizIQ). Пока не хочет никто даже при наличии возможности. Может из-за того, что мои вебинары надо внимательно слушать, результаты участия важны для самих участников и предпочитают это делать в тихом и удобном месте, а не в трамвае.

- У меня на вебинарах участники не только слушали, но и выступали со своими презентациями с использованием планшетов

-  Использование мобильных для вебинаров уже актуально. Долгое время весьма скептически относился к любым планшетам и скорости мобильного интернета...пока не  увидел, что смартфоны с кнопками ушли в прошлое. Имея наушники и достаточное разрешение экрана-можно вполне наслаждаться мобильным контентом и даже учиться. Наверное, сложно в метро слушать онлайновые лекции- все таки качество связи у нас пока оставляет желать лучшего, но подкасты и записи вебинаров вполне можно по частям просматривать. 


  • Есть ли перспективы развития у такого формата вебинаров? 
- Думаю, что есть.

- Планшеты в итоге вытеснят ноутбуки, либо же придут к совместному формату по типу MS Surface. Соответственно, я вижу планшеты как вполне перспективную платформу для вебинаров.

- Как ни изощряются разработчики контента, сегодня ощущается острый дефицит живого общения, пусть даже и опосредованного. Читать, смотреть записи, отвечать на тесты...форумы, блоги, лайки... уже не достаточно.

Если человеку важен вебинар, то он зайдет в тихое кафе, присядет на скамье в парке и будет внимательно слушать. Нужно на это смотреть как на способ доступа к информации, возможно адаптировать материал вебинара под мобильные устройства участников.

- Я склоняюсь к тому, что думать и учиться нам в современных условиях нужно уметь всегда и везде, справляясь с потоками инф-ции, транспортом, шумом и окружением.

- Наиболее острой задачей (проблемой?) остается качество обучения/учения. Чему, как и для чего мы учим. Цель первична, инструмент вторичен. А освоить инструмент мы все в состоянии.  Спасибо нашему сообществу и тем, кто дал нам возможность тут двигаться вперед. 

- Корпоративным управленцам нужна максимальная мобильность. При повышении мобильности повышается их конкурентоспособность. Тут, вполне естественным образом, мобильные девайсы выжмут с рынка десктопы. Более того, осмелюсь утверждать, что на рынке корпорантов декстопы ориентированные на регулярное кабинетное присутствие только задерживают развитие рынка электронного образования.

- Потребность есть, но удовлетворяется преимущественно немобильными девайсами


  • Каким должен быть интерфейс виртуальных классов для работы в них на смартфонах?
- Минимальным, похожим на мобильное приложение
- Максимально простым. Ну и конечно же Touch-ориентированным. И какими бы ни были удобными мобильные клавиатуры, работать с текстом на них сложно.
- Интерфейс должен быть настраиваемым и доступным для управления с планшета (крупные кнопки),

  • Какие специфические образовательные задачи и функции, отличные от привычных вебинаров на стационарных компьютерах или ноутбуках, можно «делегировать» мобильным вебинарам?
- Вопрос похож на "чем отличается курс для моб.тел. от курса на комп-ре", думаю проблемы и предложение те же: монитор меньше, удобство тоже, не все функ-ции привычного вебинара могут подойти. НО если мы говорим о планшетах, то разница будет небольшая 
- Как обнаружил, планшет (в моём случае iPad) очень удобно использовать в качестве Whiteboard при составлении видео для дистанционного курса. То есть докладчика снимает профессиональная камера, а презентация записывается с экрана планшета, и при этом присутствует возможность рисования стилусом поверх презентации с помощью чего-нибудь типа Doceri
- Ничего специфического
- Контент аскетичный по объему и форматам (требует реконструкции о уровня пдф, отказ от флэш). Видео поток -  минимизация или полный отказ. Аудио поток - минимизация качества. Учебные цели вебинаров - минимизация до одной. Опросы, тесты - упрощение до бинарности (да/нет вопросы). 
- Особой специфики образовательных задач для планшетов не будет
  • Какие технические моменты препятствуют и(или) способствуют «мобилизации» вебинаров?
- Препятствует пока еще не повсеместная смартфонизация)) и исп-е планшетов, а способствует постоянная мобильность потенциальных участников, уже нет необходимости сидеть где-то за компом чтобы получить доступ в интернет
- Качество мобильного интернета. Проблемы присутствуют и в городах миллионниках, и в даже в Москве. Пользователи будут привязаны к зонам с Wi-Fi.
- Нужны мощные устройства и Wi-Fi.
- Сейчас вебинары в основном на платформе Flash проводятся (пишу "в основном", хотя ни разу не встречала систему проведения вебинаров на другой платформе), а мобильные устройства от флеш-плеера отказываются
- Сегодня нет реальных условий для этого. Начиная с низкого потока передачи данных и заканчивая малым количеством обладателей планшетов. Мелкий экран работать тоже может, но это не серьезно.
-  Планшеты, конечно, удобнее (чем больше их диагональ - тем удобнее) для просмотра вебинаров, чем смартфоны. Однако проблема флеш-формата..
- Я не против мобильности. Я за аргументирование и понимание разницы функционала. Что за столом, что в метро, что в поезде. Я за понимание того, что учеба, как и вебинары, требует концентрации и думания, что возможно не везде и не всегда.
- При необходимости или желании без проблем и мобильным девайсом можно воспользоваться (при наличии соответствующей связи)
- Можем ли мы решать проблемы, связанные с тем, чтобы у студентов/учеников появился быстрый интернет и недорогие тарифы и гаджеты? Конечно нет. Мы можем на это только рассчитывать. Мы готовы к такой вебинаро-мобилизации хоть сейчас. Пример http://www.wiziq.com/mobile/

- Если вы не в вай фай покрытии, вряд ли  Вы сможете полноценно наслаждаться мероприятием. Если есть хорошая сеть - все в порядке - не надо искать ПК, достаточно будет своего устройства. wiziq на планшете идет аж свистит)))) но с Wi-Fi 


П.С. Дополнено 12.12.2014: появилась новость о том, что вебинары можно прослушивать через телефон как обычный звонок (в аудио-формате) и без доступа к сети Интернет; компанию, от которой узнала, называть не буду, думаю, можно погуглить


2 комментария:

  1. Спасибо за основательный обзор, Марина

    ОтветитьУдалить
  2. Я использую на планшете Adobe Connect и присутствовала на многих вебинарах мобильно и некоторые проводила сама. Но согласна с коллегами,что самое главное хороший WiFi.

    ОтветитьУдалить