понедельник, 23 марта 2015 г.

«Переворот» в корпоративном обучении

Автор: Светлана Ильина

В конце прошлого года специалисты Открытого университета Великобритании выделили 10 трендов, которые значительно повлияют на образование в мире. Одним из таких нововведений, уже ставшим популярным, является «перевернутое обучение».

Перевернутое обучение сочетает технологии традиционного и дистанционного образования. Теоретические материалы изучаются дома, преимущественно с помощью видео, а домашние задания выполняются в классе. Первые упоминания об этом тренде появились еще в 2000 году, поэтому в сети уже очень много статей о том, как осуществить переворот в школе или вузе.


А можно ли «перевернуть» корпоративное обучение? Оно существенно отличается от школьных уроков с разбором темы на занятии и домашним заданием. Сотрудники посещают тренинги, семинары, проходят курсы повышения квалификации. Тем не менее, такой формат обучения также с успехом «переворачивается». Перед конференцией или вебинаром слушателям предоставляются видеозаписи, статьи, а на самой встрече проводится обсуждение. Оно пойдет гораздо эффективнее, когда участники подготовлены и знают круг изучаемых вопросов. При проведении семинаров и тренингов точно так же. Дома сотрудники изучают статьи, смотрят презентации или видео. Затем в аудитории – налаживается интерактивное взаимодействие: подготовка проектов в группах, обсуждение примеров и обмен опытом.

Преимущества «перевернутого» подхода:
  1. Возможность гармоничного совмещения электронного обучения с очными встречами. Весомый бонус в данном случае – дополнительное время на практические задания, игровые упражнения, обсуждение сложных моментов материала.
  2. Доступность ресурсов – каждый слушатель изучает материал в удобное время, возвращается к нему при необходимости, и благодаря распространению через интернет – просматривает в удобном месте и даже с мобильных устройств.
  3. Работа в команде – подход направлен на организацию проектных групп, интерактивное взаимодействие. Создаются комфортные условия, чтобы делиться идеями и находить решения.
  4. Оценка прогресса обучения – если для распространения материалов в компании используется система дистанционного обучения, то тренер просматривает результаты обучающихся, выявляет темы, которые вызывают затруднения, и уделяет им больше внимания на практике.
Принцип «переворота» подчеркивает важность взаимодействия участников обучения. Чтобы «перевернуть» корпоративное обучение, необходимо настроить две стороны процесса. Для традиционных аудиторных занятий самое главное – это профессиональный тренер.

Что касается «домашней части», то необходима площадка для размещения ресурсов и видеолекций. Например, это может быть облачное хранилище или система дистанционного обучения. При выборе СДО и инструментов для создания видеолекций и электронных курсов следует обратить внимание на:
  • Поддержку мобильных устройств;
  • Поддержку стандартов SCORM и Experience API (Tin Can API);
  • Отчеты, которые предоставляет СДО.
Итак, чтобы реализовать «перевернутый» подход, необходима более активная работа преподавателя на занятиях, а также более высокая степень ответственности обучаемых. Но эти усилия оправданны. Направленность на развитие практических навыков помогает усвоить материал и улучшает результаты обучения.
http://www.ispring.ru/elearning-insights/

2 комментария:

  1. Светлана, а чем тогда будет отличаться корпоративное перевернутое от смешанного, если речь о совмещении дистанционного и очного форматов? Как вы это видите?

    ОтветитьУдалить
  2. Марина, спасибо за вопрос!

    Перевернутое обучение, как правило, рассматривают как частный случай смешанного. Смешанное обучение - это просто сочетание очного обучения с дистанционным в привычном нам порядке. То есть теорию и лекции дают наставники в аудитории (очно), а например, практические задания, тесты и дополнительные курсы сотрудники изучают электронно в свободное от работы время.

    С перевернутым обучением обратный порядок: теория и лекции предоставляются в электронном виде (сотрудники изучают их дома, в дороге и т.д.), и затем приходят на очные практические занятия к наставнику уже с реальными вопросами, которые требуется подробно разобрать. Благодаря этому, на ценный практический опыт общения с наставниками отводится больше времени.

    ОтветитьУдалить