среда, 25 марта 2015 г.

e-Learning в Сибири (отзыв о конференции Smart eLearning-2015)

Автор: Иван Булавкин

12 и 13 марта 2015 г. в заснеженном Томске прошла II Сибирская практическая конференция по онлайн-обучению «Smart eLearning».

Мне посчастливилось побывать на этой конференции в качестве одного из спикеров. 
Впечатления от конференции очень хорошие.
Постараюсь ими поделиться.


Отдельно хочется отметить высокий уровень организации, это касается всего: зала, технического оснащения, информирования, сопровождения и прочего. Томский институт бизнеса задрал в прошлом году планку и ее уверенно держит.


Теперь о докладах.


Программа конференции была поделена на два дня: первый день – академический сектор, второй день – корпоративный. Надо сказать, что оба дня пролетели незаметно, поскольку были насыщены интересными докладами и дискуссиями, вне зависимости от того к какому сектору (академическому или корпоративному) они относились. Более того, после конференции для многих стало ясно, что, по большому счету, разницы между академическим и корпоративным обучением особенно нет никакой (лично я всегда так считал).


Первый день, после официальных приветствий от партнеров конференции и ректора ТИБ Сергея Лифановича Красинского, открыл доклад Александра Молчанова, проректора по организации электронного обучения МЭСИ, к сожалению, в формате видеозаписи, однако это лишь добавило ему очков, если вспомнить, что конференция посвящена электронному обучению. Александр Молчанов представил системный взгляд на внедрение онлайн-обучения в вузе, любой желающий может с ним ознакомиться, поскольку в момент нашего просмотра его выступления в Томске, Александр выложил свою видеозапись в Youtube.


Особенно интересными были доклады двух представителей ВятГУ: проректора по инновационному обучению Ольги Токмаковой и заместителя начальника управления электронного образования Александра Михеева. Они познакомили со своим опытом внедрения онлайн-программ в вузе. Опыт ВятГУ интересен, прежде всего, тем, что проект в вузе реализовывается комплексно и достаточно амбициозно, несмотря на то, что контингент студентов-дистанционников достаточно мал. Коллеги из ВятГУ продемонстрировали и учебный портал и сами курсы, поделились планами на будущее. Особенное уважение вызывает тот факт, что все технические решения проекта онлайн-обучения были собственными разработками. Если кто-то стоит в начале пути, рекомендую обратиться за советом в ВятГУ – это образец команды, которая очень хорошо начала и которую в обозримом будущем жду большие успехи.


Заставил всех по-хорошему завидовать директор программ дистанционного обучения ИБДА РАНХиГС Ярослав Павлов, который представил опыт создания очно-дистанционной программы MBA. Считается, что MBA и онлайн – вещи трудно совместимые, однако Ярослав этот миф пытается развеять и, как кажется, вполне успешно. Опыт Ярослава Павлова интересен, прежде всего, тем, что это яркий пример, когда онлайн-программа реализуется вузом без собственной технической поддержки, полностью отдав на откуп технические вопросы стороннему подрядчику, в данном случае, небезызвестной компании Uniweb. На вопрос: можем ли мы у нас в стране делать качественный онлайн-продукт в такой сфере, как элитное бизнес-образование, Ярослав отвечает ДА.


Ольга Исакова, начальник учебно-методического образования ФДО ТУСУР представила доклад о том, как организовано ДО в ТУСУРе, одном из родоначальников дистанционного обучения в Сибири. Что сказать, у ТУСУРа все работает, так как и должно работать.


Ваш покорный слуга в своем выступлении затронул тему роли преподавателя в процессе внедрения e-learning, на что я хотел обратить внимание? На то, что не стоит «ломать через колено» преподавателя, который работает по-старому, только потому, что он работает по-старому. Только разобравшись с целью обучения, можно понять какова роль преподавателя и какие технологии ему необходимо использовать. Не буду подробно останавливаться на своем докладе, быть может созрею до статьи.


Татьяна Козлова, начальник отдела сопровождения электронного обучения МЭСИ рассказывала про мотивацию студентов и преподавателей в электронной среде. Из этого доклада и его обсуждения я вынес для себя одну главную идею – автоматизация учебного процесса возможна только при условии жесткой дисциплины. Нет дисциплины – нет автоматизации.


Михаил Перегудов – один из экспертов Webinar.ru, поделился своими лайфхаками при проведении вебинаров. Надо сказать, что это действительно самые действенные, при этом самые популярные практики, думаю многие их знают. Кто не знает – записывайтесь в Вебинар-Академию!


Организатор конференции – Любовь Максименко продемонстрировала интерактивный курс, поделилась практическим опытом создания интерактивности, ну и вообще, она молодец. Не слышали ее выступление? Жаль, многое потеряли.


Первый день завершился дискуссией, которую модерировали первый проректор ТИБ Максим Красинский (он же был модератором всей конференции) и Елена Тихомирова (ну вы все ее знаете!).


Дискуссия оказалась достаточно оживленной. Обсуждался вопрос эффективного e-learning. Как его определить? Что значит эффективность? Высказывались различные точки зрения и с позиции вуза, и с позиции работодателя, и с позиции обучающегося. Если кратко, то эффективный e-learning для вуза – это тогда, когда студент имеет возможность освоить учебную программу и пройти необходимую аттестацию, для работодателя – это когда выпускник может самостоятельно думать и имеет практику, для обучающегося – это, когда появившееся свободное время он хочет посвятить онлайн-обучению. Все сошлись на том, что e-learning двигается в правильном направлении, несмотря на то, что электронное обучение уступает (во всяком случае пока) традиционному очному обучению в эффективности. Поднимались вопросы контроля за образовательным процессом, проблема идентификации учащегося. Точки зрения по этим вопросам разошлись. Но я позволю себе зафиксировать свою точку зрения: действие рождает противодействие, увлекаясь контролем, мы не усложняем жизнь недобросовестным учащимся, а только толкаем их на более изощренные уловки и помощь профессионалов (не для кого не секрет, что сейчас работают тысячи фирм, которые «помогают» студентам учиться).


Второй день, как я уже говорил, был посвящен корпоративному обучению.
Начала ген. директор eLearning center Елена Тихомирова, она рассказала, как можно экономить с помощью электронного обучения, вернее, как не превратить ваш e-learning проект в «пожирателя денег», от чего можно избавиться в электронном обучении, что в нем не обязательно и лишь отнимает финансовые и организационные ресурсы. Надо сказать, что этот доклад был полезен не только корпоративному сектору, Елена рассказала о таком формате электронного курса, к которому лично я пришел, после череды собственных ошибок (жаль, что раньше я не слышал ее выступления), иногда хотелось вскочить с места и крикнуть: «Да, именно так у нас и было, черт подери!» Главный посыл выступления о том, что экономить можно и нужно на этапе проектирования.


В конце второго дня, Еленой были сформулированы те же мысли, но применительно к внедрению e-learning в компании вообще. 


Кира Гусева, руководитель отдела дистанционных программ обучения «Юлмарт» (ударение на первый слог!!!) рассказала, как устроен процесс разработки курсов в ее компании, поделилась формами согласования и некоторыми фишками.


Второе выступление Киры было посвящено конкретным курсам, которые она продемонстрировала, как говорится, все как у людей курсы как курсы, самое главная фишка – это то, как умело Кира с коллегами ориентируется на конечного потребителя курсов, насколько проработана тема вовлечения сотрудников в обучение (креативность и чувство юмора торжествует!).


Александр Беляшин, руководитель направления автоматизации и дистанционных технологий «Корпоративной академии Росатома» поделился своим взглядом на роль СДО в корпоративном обучении, речь шла о том, что СДО может стать эффективным инструментом системы управления знаниями. 


Второе выступление Александра было о том, как превратить всех сотрудников в генераторов учебного контента. Тема потрясающая, по большому счету, Александр говорил о заветной мечте всех, кто занимается обучением, потому что лучшего обучение, как взаимообучение придумать нельзя. Поскольку, обрисованное Александром всеобщее «обучательное сачастье» выглядело совсем идиллически, после выступления возникли споры, хотя речь шла скорее не о противоположных позициях, а о сомнениях.


Завершил конференцию доклад Алексея Королькова, ген. директора компании “WebSoft”, о подводных камнях при внедрении e-learning проекта, во второй раз мне захотелось вскочить и закричать: «Да, именно так у нас и было, черт подери!» Речь шла о выборе LMS, вернее о тех критериях, которые должны рассматриваться при ее выборе, о том, как важно, чтобы в команде по внедрению участвовали IT-специалисты, обсуждался «больной» вопрос защиты персональных данных.


Конечно, самой интересной частью конференции было общение в кулуарах, народ был разговорчив и откровенен, за что отдельное спасибо организаторам конференции и лично Любови Максименко, которые создали неформальную и доверительную обстановку, располагающую к хорошему общению.


***
Еще по теме - Smart eLearning-2015:об онлайн-обучении из первых уст
И другие посты в блоге Томского института - http://online-institut.ru/blog/


Комментариев нет:

Отправить комментарий