среда, 27 февраля 2013 г.

Автономия как необходимое условие

Автор: Иван Травкин

Идеал равногогики (peeragogy, P2P-learning) — самоорганизующееся кооперативное обучение. Долгосрочная перспектива развития требует, чтобы навыки организации и участия в нем стали частью всеобщей грамоты (формальной ступени образования). Я говорю о принципиально новой задаче: исследовать, усовершенствовать и использовать механизмы самоорганизующегося обучения в контексте изобилия образовательных ресурсов. Научившись сами, мы сможем учить других, создавая воспроизводящиеся учебные сообщества.

Важно понимать, что равногогика адресована подготовленным учащимся (взрослым), владеющим навыками организации собственной учебной деятельности. Автономия — главный пререквизит, исследованию которого посвящено специальное направление «эвтагогика». 

Эвтагогика (heutagogy) — от греческих εαυτός (эвтос, «сам») и άγω (аго, «вести») — была предложена австралийцами Стюартом Хасе (Stewart Hase) и Крисом Кеньоном (Chris Kenyon) как продолжение развития андрагогики. Предмет эвтагогики — самоопределяемая учебная деятельность, основанная на совершенствовании собственных навыков учения. Учась чему-либо, я осознанно учусь дважды: предмету, а также организации своего учения (double loop learning). В отличие от андрагогики, где программу обучения составляет фасилитатор, в эвтагогике учащийся сам решает, чему и как учиться (включая выбор заданий для оценивания) [1].

Автономия учащихся предшествует сотрудничеству в равногогике, потому что не может быть синергетического содействия (основа P2P-обучения) там, где один вынужден «тащить» на себе другого. Вместо того, чтобы сотрудничать, зависимые расходуют усилия более самостоятельных (классическая педагогическая модель, где «самостоятельный» — это учитель).

Признавая, что эффективное сотрудничество (а также непрерывное образование на протяжении жизни) доступно лишь автономным учащимся, мы (педагоги) должны сосредоточиться на самоустранении, чтобы как можно больше «обученных» могли учиться сами.

Источник: http://funofteaching.tumblr.com/post/43638415353

Ссылки:

1. Stewart Hase and Chris Kenyon (December 2000). "From Andragogy to Heutagogy".

Комментариев нет:

Отправить комментарий