пятница, 16 декабря 2016 г.

По горячим следам конференции "Искусство разработки курсов"

Идеальная e-Learning команда
Андрей Матюков

Послушав финалистов конкурса разработчиков электронных курсов и турнира WebSoft, просмотрев множество курсов, часть из которых даже в качестве эксперта (посчастливилось), у меня сформировался некий вывод, на чем точно не нужно экономить при создании крутых курсов - на сценарии и дизайне.


Комплектование по позициям


В таком случае в моем понимании идеальную e-Learning команду рискну представить в виде квадрата, где его одинакового размера грани – это следующие специалисты:

- методолог, 
- верстальщик,
- дизайнер,
- корректор.

Всё это может сочетаться в одном универсальном специалисте, эти функции могут выполняться усилиями 2-х или 3-х героев. Но если поток курсов большой, и при этом хочется, чтобы качество их улучшалось, фирменный стиль не терялся, появлялись новые интересные идеи и всё это, в конце концов, не портили некрасивые опечатки, пунктуация или неправильные фразы, то лучше, чтобы каждый занимался своим делом. Менее важным даже становится содержание большое количество однотипных специалистов, особенно в условиях постоянного кризиса.

Отдельным пятым пунктом можно было бы вывести тестировщика, превратив нашу условную квадратную фигуру успеха в правильную пятиконечную звезду. Другим сравнением можно привести пять пальцев на руке. Хотя, если каждый из ранее перечисленных четырех качественно сделает и проверит свою составляющую, то доля итоговых ляпов будет стремиться к нулю, а назначенная тестовая группа "простых смертных" выполнит ту самую завершающую огранку электронного бриллианта.

Если будет значительный перевес в одну из сторон, то возможны следующие неприятные исходы:

1) курсы шаблоны - все как один;
2) нефункциональные курсы, в которых великолепный сценарий реализован нелогично, неудобно, ошибочно;
3) бессмысленный мультик;
4) курс – поэма;
5) курс с долгим периодом создания, редактирования, актуализации в случае человека-оркестра;
6) великолепный курс, который просто убивают проблемы родного языка.

Возможны и сочетания таких негативов. В этой связи я могу сравнить e-Learning с моим любимым баскетболом, где в идеале хорошо бы иметь на паркете сразу 5 разноплановых игроков:

- разыгрывающий защитник;
- атакующий защитник;
- легкий форвард;
- мощный форвард;
- центровой.

Последний, как раз исполняет роль тестировщика, который всё подчищает за товарищами по команде. Он самый высокий, но не всем им могут располагать из-за «штучности товара», и в современном баскетболе нередко справляются без него, когда каждый из первых четырех делает чуть больше нормы.

В случае перекосов по позициям получаем:
- только быструю команду без царя в голове,
- только низкую команду без подборов,
- только меткую команду без прорывов,
- только атакующую команду без защиты.
- команду, в которой всех будет спасать одна суперзвезда, но в случае его травмы или перебора фолов, всё развалится.

В утопическом варианте реальности вообще лучше иметь пятерку универсалов, но на деле это почти невозможно. Если набор специалистов e-Learning, говоря спортивным языком, это КОМАНДА, в которой каждый должен заниматься своим делом, то лучше сразу правильно укомплектовать ее по позициям, тогда будут и результаты и прогресс.

В плохой форме не до роста
Дополняя о прогрессе и снова провоцируя разработку электронных курсов на спортивную игру, важен еще один момент. Для планомерного качественного роста и исключения бесполезной траты времени следует правильно оснастить нашу команду. Как в том же баскетболе, нужны удобные форма и кроссовки, мячи, регулярные тренировки, сборы, несколько тактических схем защиты и нападения. Так и в e-Learning Team необходимо иметь несколько средств разработки, графические редакторы, доступ в банки картинок, фирменный стиль, обсуждения, регламент, плановые обучения, обязательные посещения тематических конференций для обмена опытом.

Кроме того, имея всё вышеперечисленное, надо еще и ставить перед собой высокие цели, проверять себя на прочность, понимать, что собой представляет команда на общем фоне. Каков ее уровень? Нужно участвовать в различных соревнованиях и ставить перед собой максимальные цели, а говоря языком e-Learning - в конкурсах и турнирах, следствием которых и появляются такие научно-практические и приятные мероприятия, как "Искусство разработки курсов".

Спасибо всем организаторам, партнерам и участникам, всем - кто открыт для общения, готов делиться своими наработками с коллегами, всем - кто формирует, поддерживает и позволяет расти отечественное e-Learning сообщество. Новых нам всем интересных курсов и неожиданных открытий! С наступающим!

P.S.: Хотя конкурс разработчиков лишний раз напомнил, что шедевры удаются и одному или в паре. Но такие герои могут оказаться заложником одного хита из-за трудоемкости процесса. Победители же турнира разработчиков показали, что лучшее и за ограниченное время делается всё-таки командой.

***
Практика, практика и еще раз практика.




Тест не должен быть «оторван» от курса


Одним из новогодних подарков для меня стало приглашение от Corporate E-learning Club на конференцию «Искусство разработки курсов», которая прошла 15 декабря 2016 в Москве. Было очень интересно, иногда даже поразительно. В голове прочно поселилась мысль о том, что при разработке курсов нельзя экономить на сценарии и дизайне. Иначе можно потерять не только деньги, но и время на разработку ненужного материала.
В программе конференции было выделено несколько блоков, в которые вошли лучшие курсы по результатам конкурса разработчиков:
- блок теории.
- блок отработки знаний,
- блок навигации,
- блок тестирования.
Самыми полезными для меня были курсы из блока «Отработка знаний»:  Диалоговый тренажёр "Психологические аспекты переговоров" (Efes RUS) и Тренажёр по продаже страховых продуктов (ВТБ Страхование). 
Ещё раз убедилась, что обучающие диалоги отлично подходят для отработки навыков эффективной коммуникации с клиентами. Мы в компании 3 года работаем в CourseLab, пользовались пробными версиями разных продуктов –  articulate storyline, SalesUP, BranchTrack, Ispring. В ноябре мы создали первый тренажёр. Использовали пробную версия Ispring. Нам понравился инструмент – удобный, понятный. Тренажёр по выявлению потребностей создал очный тренер за неделю. При том, что сотрудник видел программу впервые и помимо этой задачи была масса других. 
Понравилась идея того, что тест не должен быть «оторван» от курса. Кстати, наши тесты в курсах сейчас - это светлый фон и вопросы с вариантами ответа. На конференции увидела примеры, как можно сделать это иначе в курсах: Юлмарт – «Курс про курсы» (внутренняя разработка) и Castorama RUS «Химикаты» (разработка eLearning center). 

Также впечатлил курс «Первая помощь» (SIKE - внутренняя разработка) – понравилось, что в курсе идёт сразу и теоретическая часть, и отработка знаний с визуализацией последствий действий слушателя.
Больше всего меня конечно же впечатлили курсы победителей турнира разработчиков! Да, идея и вовлекающий сюжет – это мощь и сила, которая поможет сделать обучение успешным. Курс про исчезновение HR-ов навсегда в моем сердце! Хотя бы потому, что я сама HR. А в целом, очень хороша идея курса – не просто описание функционала, а интересная история, после которой слушатели видят, что HR – это суперпомощники бизнеса! 
На конференции я осознала, что мы в компании на верном пути в разработке курсов. Например, мы интуитивно стали уходить от псевдоинтерактивности в курсах, стараемся использовать закрытую навигацию только в исключительных случаях, активно используем сторителлинг.

Спасибо организаторам и всем участникам конференции за идеи и вдохновение!

1 комментарий:

  1. Есть те кто проходил курсы здесь?
    http://president-center.ranepa.ru
    Интересно, они экономили на создании своего курса? :)

    ОтветитьУдалить