Автор: Марина Литвинова
- Электронный курс - это больше чем, текст + картинка
- СДО - это больше чем, курс + тест + пользователи
- e-Learning - это больше, чем курс + экран СДO + вебинары
- Вебинар - это больше, чем слайды + звук + говорящая голова
- Стандарт на e-learning - это больше, чем требования к шрифтам + рекомендации по фону для слайдов
- MOOC - это больше, чем хаотичное движение вокруг обсуждения слайдов и роликов + лайки
- Управление СДО - это больше, чем наполнение контентом электронной библиотеки + контроль сдачи тестов. Продолжите?
А хотим ли мы увидеть большее и готовы ли мы к этому?
В целом, почему я об этом задумалась. Потому, что вокруг сейчас много мыслей, идей, высказываний о том, что электронное обучение на самом деле не такое, каким должно быть.
- О том, что обсуждения СДО сводятся к правильному оформлению презентаций.
- О том, что очень мало говорят об эффективности СДО и смешанном обучении.
- О том, что открытые курсы больше рекламный ход, чем реальная возможность получить знания.
- О том, что вебинары часто не отличаются от скучных лекций, а электронный курсы - от учебника с картинками (да и тот бывает лучше).
Можно продолжить... Можно подумать. Тут есть о чем, задуматься.
Я возьму одну идею - про то, что СДО - это не только текст на экране, пусть даже с картинкой. И немного пофантазирую.
Представим корпоративный сектор, в котором реально внедряется электронное обучения:
- Как электронный контент (единая база знаний компании),
- как сопровождение тренингов (до и после),
- как платформа для коллаборативной деятельности и дискуссий,
- как возможность постоянной обратной связи с экспертами (преподавателями),
- как площадка для мозговых штурмов и работы проектных групп (очно+дистанционно),
- как платформа для многоуровневых различных по форматам программ обучения (сопровождаемых тьютором и контролируемых)
- как система проф.оценки сотрудников и их сертификации.
- и др. в зависимости от потребностей компании
Разве это невозможно? Возможно, конечно же. Вопрос только в том, какие ресурсы нужны. Если посчитать, то примерно выйдем на такую команду для внедрения полноценного электронного обучения:
- руководитель проекта
- администратор СДО (для поддержки и развития СДО)
- пед.дизайнер (для создания курсов)
- контент-менеджер (для технической работы по занесению курсов, тестов, рез-тов обратной связи, актуализации контента, поддержке чата по общим вопросам обучения)
- модератор форумов (в идеале конечно модератором должен быть эксперт каждой темы курса, но многое будет зависеть от выбранной стратегии обучения)
- специалист по работе со статистикой (я бы назвала его спец-том по эффективности СДО, который будет смотреть на различные показатели, измерять оценку кач-ва обучения, давать предложения по программам обучения в зав. от показателей, визуализировать статистику и демонстрировать ее на различных совещаниях)
- тренинг-менеджер (вероятнее группа тренинг-менеджеров, т.к. обычно СДО внедряются в компаниях с достаточной численностью персонала)
- спикеры вебинаров (можно рассмотреть совмещение с тренинг-менеджером при наличии соотв.компетенций)
- различные эксперты: по продуктам (в каждом большом бизнесе, например, по продуктам физ.лиц, по депозитным операциям...), по услугам, по информ.безопасности, охране труда, по управленческим навыкам и т.д. ... И это должен быть человек, который на 80% занимается обучением и на 20% задачами бизнеса или направления, в котором он работает. Он создает программы обучения по своим темам (формат выбирается в зав. от потребностей и целей), пишет курсы, актуализирует их, поддерживает группы обучающихся.
- специалист по мобильным приложениям (куда без него уже, нам нужна и поддержка обучения в любое время и в любом месте)
В зависимости от объемов (потребности в обучении, цели, кол-во сотрудников, контент и т.д.) может понадобиться еще один администратор и еще один контент-менеджер. Иногда всем этим людям нужно будет объединяться и создавать программы проф. обучения (подход особый для каждой компании, много времени уйдет на определение целей, созидание и техническое создание программ, а также поддержание их актуальности и их изменение, а может и пересмотр). Вся эта команда должна также где-то находиться. Ее надо обеспечить рабочими местами, оборудованием для выполнения их функций и, если смотреть еще дальше, то некоторыми ресурсами для собственного развития (иногда направлять на конференции, тренинги и т.п.)
Далее идем по тех. оснащению, которое потребуется для внедрения такой системы:
- стандартизированное рабочее место для каждого сотрудника-пользователя СДО (ПО, веб-камера, гарнитура и т.д.)
- каналы связи соответствующие потребностям такой системы обучения (для нормальной работы в СДО, проведения и участия в вебинарах, быстрой обратной связи, удобной работы в форумах, wiki и т.п.)
- оборудование для тренингов (в т.ч. для видео, которое можно использовать в пост-тренинговом сопровождении через СДО)
- достаточный по мощности сервер СДО
- место для хранения данных (контент, в т.ч. видео, рез-ты обучения, бєкапы и т.п.)
Ну и еще немного деталей, которые нам понадобятся:
- бюджет (собственный, связанный с совместной реализацией бизнес-целей компанией, иначе никто столько денег только на обучающий центр не даст: и не будет поддерживать его развитие)
- система мотивации для всех участников (доп. "пряники" для экспертов-создателей курсов, совмещающих обучение и бизнес-задачи, поощрения лучших в обучении сотрудников и т.д.)
- план развития (система достаточно большая, сложная и затратная, нужно будет постоянно показывать ее целесообразность, доказывать ее эффективность и прорисовывать ее пути дальнейшего использования, например, распространение на клиентов компании)
- план совершенствования (любая система обучения требует постоянных корректировок в зависимости от планов и задач, часто и много нужны тех.доработки, то есть ТЗ, их внедрение)
- серьёзный документ, который регламентирует работу системы обучения в компании и включает уйму важных моментов (кто обучает, как, чему, где, в какой последовательности, по каким программам, как часто они меняются, как сертифицируют экспертов, как оцениваем рез-ты, что получают лучшие в обучении, как это влияет на карьеру, как функционирование СДО влияет на корп.культуру и имидж компании, когда и как происходит взаимодействие проектной группы СДО с др. направлениями, кто и за что несет ответственность в бизнес-процессе проф.обучения)
В итоге, от создания полноценной системы корпоративного электронного обучения, перешли к бизнесу. Все логично. Ведь если в вузе цель обучения - получение знаний и подтверждение их с помощью диплома, то в бизнесе цель обучения - повышение профессионализма сотрудников и как следствие - повышение эффективности работы и прибыльности компании.
Все выше сказанное не означает, что без такой команды, тех.оснащения и др. важных деталей нельзя помочь улучшить бизнес-процессы и настроить достаточно неплохую систему проф. обучения. И в то же время очень хочется увидеть и реализовать полноценный e-learning -проект!
П.С. Неожиданный пост на пару фраз превратился в целое тематическое размышление. Буду рада вашим комментам и идеям. Что вы думаете про настоящий e-learning?
Первая реакция: жадный платит дважды. Иногда об этом даже не догадывается :)
ОтветитьУдалитьВторая реакция: хихи по поводу СДО как инструмента "уменьшения" затрат на обучение. Продается такое обещание плохо, еще хуже - потом с этим обещанием работать, если его же купили...
Реакция 3я: функционал и возможности полезно планировать исходя из запроса бизнеса, в т.ч. на перспективу. А если запрос не сформирован? Если только "хочу кнопку "сделать классно"" быстро и бесплатно? Тогда ведь придется этот запрос формировать, вплоть до того, что вместе (а иногда - вместо) бизнеса придумывать, задавая много вопросов.
Глобально - СДО, как и другие процессы, иногда срабатывает как лакмусовая бумажка, а не всем это по душе... Есть и хорошая в том новость - не наша задача - всем нравиться.
Поэтому функционал "настоящего" e-learning лучше продумывать вместе с показателями эффективности, договариваться и передоговариваться и еще раз договариваться, что мы будем считать полезным результатом.
Исходя из этого - бюджетировать и внедрять - по кусочку, но так, чтобы потом пазлы сошлисть...
И тогда у нас буде настоящий полезный проект, а не "шоб було"...
Блин, лирическая сказка какая-то получается о том, как мышки должны стать ежиками.
Еще раз вывод - нет ответов на вопросы (cм перечень требований к ресурсному обеспечению), поставленные в посте = нет эффективности, зато есть неоправданные ожидания...
Хорошо, что мы это понимаем.
Спасибо за комментарий, Михаил.
УдалитьОтвечу на "функционал и возможности полезно планировать исходя из запроса бизнеса, в т.ч. на перспективу. А если запрос не сформирован? " - надо формировать, наводить на этот запрос, рождать его совместно, раз уж так сложилось.
Все бы хорошо. Но бывает идеальная картинка, а бывает - жестокая реальность. Где бизнесу взять столько народу на обслуживание e-learning? Где взять на всю эту толпу ресурсов? Будет ли вообще отдача от такого количества обучателей? В 99% случаев, сильно сомневаюсь. Увы.
ОтветитьУдалитьВ том то и дело, что столько народу и столько бюджета требуется для того, чтобы расширить популярное понимание e-learning как альтернативы дорогому очному обучению. Расширить от эл.контента к сопровождению и ведению процесса обучения с помощью LMS.
УдалитьА вот про отдачу - 100% верный вопрос! Все зависит от того, на сколько целесообразен такой проект для определенной компании в определенных условиях и поставленных целях.
Как и про электронные курсы. Создать симуляцию - чудесная идея, но если можно обойтись более бюджетным решением и оно устраивает, приводит к нужному рез-ту, то нужно выбрать это бюджетное решение. И это не плохо.
Главное, осознавать что нужно и для чего.
Вот потому и бывает так, что жестокая реальность не от того, что нет понимания e-learning, а от того, что в условиях ограниченности ресурсов приходим к альтернативным вариантам.
Добавлю фото в тему обсуждения - https://www.facebook.com/photo.php?fbid=507628432620674&set=a.212163598833827.69074.100001205663041&type=1&theater Масштабность ДО в Германии, большой кампус университета, фото со страницы Михаила Морозова. Не факт, что развитие ДО должно быть в этом направлении и у нас, в Украине, России. Возможно, у нас свой путь. Но если говорить о возможных (и для кого-то обоснованных и достижимых) масштабах, то фото очень показательно.
ОтветитьУдалить