вторник, 5 февраля 2013 г.

e-learning больше, чем...

  • Электронный курс - это больше чем, текст + картинка
  • СДО - это больше чем, курс + тест + пользователи
  • e-Learning - это больше, чем курс + экран СДO + вебинары
  • Вебинар - это больше, чем слайды + звук + говорящая голова
  • Стандарт на e-learning - это больше, чем требования к шрифтам + рекомендации по фону для слайдов 
  • MOOC - это больше, чем хаотичное движение вокруг обсуждения слайдов и роликов + лайки
  • Управление СДО - это больше, чем наполнение контентом электронной библиотеки + контроль сдачи тестов. Продолжите? 
А хотим ли мы увидеть большее и готовы ли мы к этому? 
В целом, почему я об этом задумалась. Потому, что вокруг сейчас много мыслей, идей, высказываний о том, что электронное обучение на самом деле не такое, каким должно быть. 
  • О том, что обсуждения СДО сводятся к правильному оформлению презентаций. 
  • О том, что очень мало говорят об эффективности СДО и смешанном обучении. 
  • О том, что открытые курсы больше рекламный ход, чем реальная возможность получить знания. 
  • О том, что вебинары часто не отличаются от скучных лекций, а электронный курсы - от учебника с картинками (да и тот бывает лучше).
Можно продолжить... Можно подумать. Тут есть о чем, задуматься.

Я возьму одну идею - про то, что СДО - это не только текст на экране, пусть даже с картинкой. И немного пофантазирую.  

Представим корпоративный сектор, в котором реально внедряется электронное обучения:
  • Как электронный контент (единая база знаний компании),
  • как сопровождение тренингов (до и после), 
  • как платформа для коллаборативной деятельности и дискуссий, 
  • как возможность постоянной обратной связи с экспертами (преподавателями), 
  • как площадка для мозговых штурмов и работы проектных групп (очно+дистанционно), 
  • как платформа для многоуровневых различных по форматам программ обучения (сопровождаемых тьютором и контролируемых)
  • как система проф.оценки сотрудников и их сертификации. 
  • и др. в зависимости от потребностей компании
Разве это невозможно? Возможно, конечно же. Вопрос только в том, какие ресурсы нужны. Если посчитать, то примерно выйдем на такую команду для внедрения полноценного электронного обучения:
  • руководитель проекта 
  • администратор СДО (для поддержки и развития СДО) 
  • пед.дизайнер (для создания курсов) 
  • контент-менеджер (для технической работы по занесению курсов, тестов, рез-тов обратной связи, актуализации контента, поддержке чата по общим вопросам обучения) 
  • модератор форумов (в идеале конечно модератором должен быть эксперт каждой темы курса, но многое будет зависеть от выбранной стратегии обучения)
  • специалист по работе со статистикой (я бы назвала его спец-том по эффективности СДО, который будет смотреть на различные показатели, измерять оценку кач-ва обучения, давать предложения по программам обучения в зав. от показателей, визуализировать статистику и демонстрировать ее на различных совещаниях) 
  • тренинг-менеджер (вероятнее группа тренинг-менеджеров, т.к. обычно СДО внедряются в компаниях с достаточной численностью персонала) 
  • спикеры вебинаров (можно рассмотреть совмещение с тренинг-менеджером при наличии соотв.компетенций) 
  • различные эксперты: по продуктам (в каждом большом бизнесе, например, по продуктам физ.лиц, по депозитным операциям...), по услугам, по информ.безопасности, охране труда, по управленческим навыкам и т.д. ... И это должен быть человек, который на 80% занимается обучением и на 20% задачами бизнеса или направления, в котором он работает. Он создает программы обучения по своим темам (формат выбирается в зав. от потребностей и целей), пишет курсы, актуализирует их, поддерживает группы обучающихся.
  • специалист по мобильным приложениям (куда без него уже, нам нужна и поддержка обучения в любое время и в любом месте)
В зависимости от объемов (потребности в обучении, цели, кол-во сотрудников, контент и т.д.) может понадобиться еще один администратор и еще один контент-менеджер. Иногда всем этим людям нужно будет объединяться и создавать программы проф. обучения (подход особый для каждой компании, много времени уйдет на определение целей, созидание и техническое создание программ, а также поддержание их актуальности и их изменение, а может и пересмотр). Вся эта команда должна также где-то находиться. Ее надо обеспечить рабочими местами, оборудованием для выполнения их функций и, если смотреть еще дальше, то некоторыми ресурсами для собственного развития (иногда направлять на конференции, тренинги и т.п.)

Далее идем по тех. оснащению, которое потребуется для внедрения такой системы:

  • стандартизированное рабочее место для каждого сотрудника-пользователя СДО (ПО, веб-камера, гарнитура и т.д.) 
  • каналы связи соответствующие потребностям такой системы обучения (для нормальной работы в СДО, проведения и участия в вебинарах, быстрой обратной связи, удобной работы в форумах, wiki и т.п.) 
  • оборудование для тренингов (в т.ч. для видео, которое можно использовать в пост-тренинговом сопровождении через СДО) 
  • достаточный по мощности сервер СДО 
  • место для хранения данных (контент, в т.ч. видео, рез-ты обучения, бєкапы и т.п.)
Ну и еще немного деталей, которые нам понадобятся:
  • бюджет (собственный, связанный с совместной реализацией бизнес-целей компанией, иначе никто столько денег только на обучающий центр не даст: и не будет поддерживать его развитие)
  • система мотивации для всех участников (доп. "пряники" для экспертов-создателей курсов, совмещающих обучение и бизнес-задачи, поощрения лучших в обучении сотрудников и т.д.) 
  • план развития (система достаточно большая, сложная и затратная, нужно будет постоянно показывать ее целесообразность, доказывать ее эффективность и прорисовывать ее пути дальнейшего использования, например, распространение на клиентов компании) 
  • план совершенствования (любая система обучения требует постоянных корректировок в зависимости от планов и задач, часто и много нужны тех.доработки, то есть ТЗ, их внедрение)
  • серьёзный документ, который регламентирует работу системы обучения в компании и включает уйму важных моментов (кто обучает, как, чему, где, в какой последовательности, по каким программам, как часто они меняются, как сертифицируют экспертов, как оцениваем рез-ты, что получают лучшие в обучении, как это влияет на карьеру, как функционирование СДО влияет на корп.культуру и имидж компании, когда и как происходит взаимодействие проектной группы СДО с др. направлениями, кто и за что несет ответственность в бизнес-процессе проф.обучения)
Последний важный момент, на котором остановлюсь: в компании должно быть понимание того, что внедрение и развитие электронного обучения может и должно и будет влиять на бизнес-процессы в компании. Их нужно будет анализировать, пересматривать, переделывать, перенестраивать программные комплексы, совершенствовать системы данных и синхронизации систем и бизнес-процессов. Внедрение СДО, даже самой обычной с первичными потребностями покрыть нехватку информации и создать единую базу обучающих ресурсов, становится индикатором. Он проверяет то, на сколько хорошо настроены др. процессы, и в программных комплексах, и в реализации бизнес-показателей, и в оценке работы сотрудников. И в тоже время, нужно осознавать, что обучение не изменит все эти процессы в лучшую сторону. Оно покажет, где слабые места, над чем нужно работать. И тут дело только за желанием совершенствовать компанию для того, чтобы сделать ее более эффективной. 

В итоге, от создания полноценной системы корпоративного электронного обучения, перешли к бизнесу. Все логично. Ведь если в вузе цель обучения - получение знаний и подтверждение их с помощью диплома, то в бизнесе цель обучения - повышение профессионализма сотрудников и как следствие - повышение эффективности работы и прибыльности компании.
Все выше сказанное не означает, что без такой команды, тех.оснащения и др. важных деталей нельзя помочь улучшить бизнес-процессы и настроить достаточно неплохую систему проф. обучения. И в то же время очень хочется увидеть и реализовать полноценный e-learning -проект! 
П.С. Неожиданный пост на пару фраз превратился в целое тематическое размышление. Буду рада вашим комментам и идеям. Что вы думаете про настоящий e-learning?

5 комментариев:

  1. Первая реакция: жадный платит дважды. Иногда об этом даже не догадывается :)

    Вторая реакция: хихи по поводу СДО как инструмента "уменьшения" затрат на обучение. Продается такое обещание плохо, еще хуже - потом с этим обещанием работать, если его же купили...

    Реакция 3я: функционал и возможности полезно планировать исходя из запроса бизнеса, в т.ч. на перспективу. А если запрос не сформирован? Если только "хочу кнопку "сделать классно"" быстро и бесплатно? Тогда ведь придется этот запрос формировать, вплоть до того, что вместе (а иногда - вместо) бизнеса придумывать, задавая много вопросов.

    Глобально - СДО, как и другие процессы, иногда срабатывает как лакмусовая бумажка, а не всем это по душе... Есть и хорошая в том новость - не наша задача - всем нравиться.

    Поэтому функционал "настоящего" e-learning лучше продумывать вместе с показателями эффективности, договариваться и передоговариваться и еще раз договариваться, что мы будем считать полезным результатом.
    Исходя из этого - бюджетировать и внедрять - по кусочку, но так, чтобы потом пазлы сошлисть...

    И тогда у нас буде настоящий полезный проект, а не "шоб було"...

    Блин, лирическая сказка какая-то получается о том, как мышки должны стать ежиками.

    Еще раз вывод - нет ответов на вопросы (cм перечень требований к ресурсному обеспечению), поставленные в посте = нет эффективности, зато есть неоправданные ожидания...

    Хорошо, что мы это понимаем.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за комментарий, Михаил.
      Отвечу на "функционал и возможности полезно планировать исходя из запроса бизнеса, в т.ч. на перспективу. А если запрос не сформирован? " - надо формировать, наводить на этот запрос, рождать его совместно, раз уж так сложилось.

      Удалить
  2. Все бы хорошо. Но бывает идеальная картинка, а бывает - жестокая реальность. Где бизнесу взять столько народу на обслуживание e-learning? Где взять на всю эту толпу ресурсов? Будет ли вообще отдача от такого количества обучателей? В 99% случаев, сильно сомневаюсь. Увы.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В том то и дело, что столько народу и столько бюджета требуется для того, чтобы расширить популярное понимание e-learning как альтернативы дорогому очному обучению. Расширить от эл.контента к сопровождению и ведению процесса обучения с помощью LMS.

      А вот про отдачу - 100% верный вопрос! Все зависит от того, на сколько целесообразен такой проект для определенной компании в определенных условиях и поставленных целях.

      Как и про электронные курсы. Создать симуляцию - чудесная идея, но если можно обойтись более бюджетным решением и оно устраивает, приводит к нужному рез-ту, то нужно выбрать это бюджетное решение. И это не плохо.

      Главное, осознавать что нужно и для чего.

      Вот потому и бывает так, что жестокая реальность не от того, что нет понимания e-learning, а от того, что в условиях ограниченности ресурсов приходим к альтернативным вариантам.

      Удалить
  3. Добавлю фото в тему обсуждения - https://www.facebook.com/photo.php?fbid=507628432620674&set=a.212163598833827.69074.100001205663041&type=1&theater Масштабность ДО в Германии, большой кампус университета, фото со страницы Михаила Морозова. Не факт, что развитие ДО должно быть в этом направлении и у нас, в Украине, России. Возможно, у нас свой путь. Но если говорить о возможных (и для кого-то обоснованных и достижимых) масштабах, то фото очень показательно.

    ОтветитьУдалить