Автор: Владислав Седой
В поисках ответа на вопрос, насколько интересно студентам использование соц.сетей в обучении.
Итак, стал я участником социальных сетей ВКонтакте, FaceBook, G+ и студентам были выданы кроме моих e-mail, адреса сайта еще и реквизиты на FaceBook, G+ и созданной группы на ВК. Агитация не велась, просто разъяснил возможные преимущества их использования, которые заключались не только в предоставлении возможности своевременного выяснения волнующих вопросов, но и предоставления мне материалов в электронном виде по результатам выполнения самостоятельных заданий к занятиям. Также была продолжена практика анкетирования новых студентов в начале семестра.
Очень кратко о полученных результатах.
1. Несмотря на потрясающе высокую (для меня) готовность студентов общаться с преподавателями в социальных сетях (80% опрошенных), высказанную при первом анкетировании в сентябре 2011 года, очень малая часть студентов реально их использовала в активном режиме. В "активном режиме" - значит не только читают, но и задают вопросы, отсылают выполненные задания,...
Через группу ВК выполненные задания отправляли человек 10-12 из ок. 100.
Человек 5 использовали для этого электронную почту.
Общая картина статистики посещений группы в ВК такова
февраль 2012 сентябрь 2012
- Чи є у Вас потреба у спілкуванні з викладачами по мережі Internet?
Ні | 7 | 12% | |
Так | 52 | 88% |
Ні | 16 | 17% | |
Так | 60 | 65% | |
Не знаю | 15 | 16% | |
Other | 1 | 1% |
- Чи є у Вас потреба у спілкуванні з викладачами за допомогою соціальних мереж?
Ні | 18 | 31% | |
Так | 31 | 53% | |
Other | 10 | 17% |
| |||||||||||||||||||
Таким образом, как видно из приведенных данных, количество студентов, ощущающих потребность в общении с преподавателями в социальных сетях почти в 2 раза меньше количества студентов, ощущающих потребность в общении с преподавателями через сеть Internet в целом.
Безусловно, что при проведении этого опроса не решалась задача обеспечения репрезентативности выборки и других требований статистики; основное внимание было уделено лишь обеспечению условий для максимально честного выражения мнения студентами.
Но все же результаты, на мой взгляд, интересны, поскольку они пока подтверждаются наблюдением за практической активностью студентов при общении по учебным вопросам в социальных сетях.
3. Инструменты, которые используются студентами в своей PLE указаны ниже.
- Якими видами сервісів мережі Internet Ви користуєтесь?
Електронна пошта | 89 | 97% | |
Чати | 11 | 12% | |
Форуми | 33 | 36% | |
Сервіси відеозв'язку | 25 | 27% | |
Блоги | 8 | 9% | |
Соціальні мережі (ВКонтакте, Facebook, ...) | 88 | 96% | |
Веду персональний сайт | 1 | 1% | |
Сервіси для розміщення та поширення матеріалів (відео, адіозаписи, тексти, слайди, ...) | 26 | 28% | |
Засоби для колективної роботи над матеріалами (текстами, схемами,....) | 14 | 15% | |
Вебінари | 2 | 2% | |
Геолокаційні сервіси | 6 | 7% | |
Сервіси збереження та поширення закладок | 6 | 7% | |
Агрегатори інформації | 0 | 0% | |
Персональні електронні видання | 3 | 3% | |
Не використовую | 0 | 0% | |
Other |
4. Предпочтения студентов по видам сервисов и ресурсов для использования в учебном процессе показаны ниже.
- Які види сервісів мережі Internet доцільно використовувати у навчальному процесі?
Персональний сайт студента | 18 | 20% | |
Персональний сайт викладача | 56 | 61% | |
Блоги студентів | 20 | 22% | |
Блог викладача | 33 | 36% | |
Тематичні форуми | 36 | 39% | |
Соціальні мережі (ВК, Facebook, тощо) | 33 | 36% | |
Чати | 7 | 8% | |
Електронна пошта | 80 | 87% | |
Сервіси відеозв'язку | 14 | 15% | |
Сервіси для розміщення та поширення матеріалів (відео, тексти, слайди, презентації, закладок,...)) | 42 | 46% | |
Вебінари | 4 | 4% | |
Засоби для колективної роботи з матеріалами (текстами, схемами,...) | 29 | 32% | |
Геолокаційні сервіси | 1 | 1% | |
А навіщо їх використовувати у навчанні? | 0 | 0% | |
Не знаю | 2 | 2% | |
Other |
Вывод (мой и субъективный): роль социальных сетей в формальном обучении многими преподавателями неоправданно завышена.
Студенты
рассматривают социальные сети как место для развлечений, обсуждения
своих проблем со сверстниками, а поэтому не всегда их радует возможность
случайного пересечения в таких "тусовках" с преподавателями, ибо
возможны неоднозначные ситуации.
Данное исследование носило разведочный характер, а для получения серьезных научно обоснованных выводов необходимо проведение соответствующего широкомасштабного исследования.
С интересом выслушаю ваше мнение, коллеги, по данному вопросу. Может кто-нибудь тоже проводил подобные вопросы.
PS. А вообще, интересно было бы общими усилиями разработать единую анкету и провести опрос большого количества студентов в разных ВУЗах.
Владислав, я проводил практически те же мероприятия со своими студентами (Томск) и получил практически те же результаты. Но они были настолько неожиданными (все ж вокруг о другом гворят), что я счел их ошибочными, поскольку поток у меня небольшой, 50 человек.
ОтветитьУдалитьСпасибо за комментарий! Очень ценный комментарий!
УдалитьДа, вот и меня интересует истинное отношение студентов к использованию соц.сетей в формальном обучении, но таких исследований пока не видел. Без четкого понимания объективной картины энтузиазм сторонников использования соц.сетей в учебном процессе может вылиться в навязывание такого подхода, причем незаметно для самих же энтузиастов.
Думаю, соц.сети имеют свою нишу в образовании, но только в рамках другой образовательной парадигмы (как я не люблю этот термин! ;-) ).
Владислав и Сергей,
ОтветитьУдалитьспасибо за ценные наблюдения.
Всегда относился со скепсисом к использованию сетей в неформальном обучении, да и к самому этому обучению (или "обучению"?).
Пытаюсь использовать 2.0 сервисы именно в формальном обучении прежде всего в ПК илёнинцев. Вот здесь возникают вопросы "коллизии". Часть аудитории (примерно от 1/2 до 3/5) предпочитает брать готовенькое 1.0, а вот сами не сильно охотно стремятся превратится из (экзаменуемых)читателей в писателей (в том числе экзаменуемых). Здесь также вопрос парадигмы. И, боюсь, не только образовательной, а социальной, в том числе и парадигмы управления образованием. Может, сама организация обучения/образования и управления ими, социальный их статус сдерживает соц.сетевые решения.