Автор: Алексей Воробьев
В этой заметке хочу
рассказать о ряде практических инструментов для анализа эффективности
дистанционного обучения сотрудников.
Коснемся, в первую очередь, сотрудников продающих
подразделений, т.к. результаты их деятельности измерять несколько легче –
воронка продаж в помощь.
Для того чтобы оценить
эффективность любого обучающего мероприятия (тренинг, фасилитация, курс
дистанционного обучения и др.), важно проанализировать несколько аспектов и
показателей деятельности обучающихся:
· Результаты работы на «входе» и на «выходе». Если
мы говорим, скажем, о повышении количества выставляемых коммерческих
предложений, важно замерить их число до и после проведения обучения;
· Используемые для решения предметной задачи
инструменты. Например, если речь идет о презентации коммерческого предложения
клиенту, важно понять, как это происходит до обучения и что реально работает:
речевые модули, слайды, инфографика и др.
· Круг проблем, предшествующих обучению: низкое
владение навыком, отсутствие мотивации и прочее. Все это можно условно измерить
на основе той же статистики, бесед с руководителями сотрудников, интервью с
сотрудниками.
Таким образом, прежде чем
создавать\назначать курс, писать\проводить тренинговую программу мы можем
обратиться к следующим данным: менеджер N назначает X встреч, делает это с помощью Y речевых
модулей, совершает Z ошибок.
Далее я буду вести речь о
конкретном кейсе, достаточно экспериментальном. Мы работали над заказом, суть
которого сводилась к комплексному повышению показателей воронки продаж.
Инструмент решения задачи – создание модульного курса дистанционного обучения.
Расскажем о том, как мы работали над повышением количества назначаемых встреч.
Мы решили отказаться от советов
гуру продаж с фамилиями Смит, Хилл, Джонс, Рин и иже с ними. От самоочевидных
идей из адаптированных для российского рынка книжек западных методологов. От
прописных истин, пылящихся на складах коробочной продукции ведущих e-learning разработчиков.
Потому что мы были (и остаемся) убеждены, что реальная практика (успешная, конечно)
конкретной компании может дать наиболее высокие результаты.
Для того чтобы эту практику формализовать нам
пришлось прибегнуть к проведению очных групповых мероприятий, в рамках которых
нам удалось собрать опыт лучших менеджеров компании. Под опытом мы понимаем
набор приемов и техник, которые в рамках реального рынка показывают наибольшую
эффективность. Пришлось, в этом смысле, основательно потрудиться для того,
чтобы понять какие фразы потенциальных клиентов игнорировать, на что приводить
аргументы, а с чем любезно соглашаться. Но важно то, что, окунувшись в
атмосферу практических кейсов, мы поняли, что даже косность языка («удобно
пообщаться счас?»), сленг в речи («тачка будет через неделю») и даже грубые
фразы («не понимаю, что мешает встретиться сегодня?») могут не просто не
помешать принятию решения о покупке, но, наоборот, стимулировать его. Ведь
сфера коммуникаций совершенно точно предполагает учет личностных характеристик и установок
действующих лиц, стилей общения и т.д.
Мы также смогли актуализировать
алгоритм назначения встречи, отказавшись, в частности, от ряда лишних
элементов, таких как, например, «подведение итогов беседы». С учетом ускорения
динамики делового мира, тратить лишние секунды жизни клиента на достаточно
очевидные вещи оказывается не всегда оправданным и, как показала практика
продажников, многие «дипломатические» фразы вызывают у клиентов ярко выраженный
негатив.
Таким образом, в рамках модуля
«назначение встречи» нашего курса мы сконцентрировались на презентации
обновленного алгоритма, эффективных речевых модулей и демонстрации примеров
использования невербальных уловок в общении по телефону. На последнем хочется
остановиться несколько подробнее. В ходе встреч с результативными продажниками
мы выяснили одну интересную деталь. Человек редко самостоятельно фиксирует
детали и мелочи, которые повлияли на успешный результат переговоров, но всегда
замечает нюансы, приведшие к неудаче. Например, когда в телефонном общении
удачно вставленная шутка или звонкий смех позволяет сформировать дружелюбное
отношение с клиентом, вы вряд вспомните об этой находке через 5 минут после
звонка. О неудачной же шутке вы будете помнить еще долго.
Именно для того, чтобы собрать
пул таких удачных и неудачных приемов мы проводили ролевые упражнения, а также
самостоятельно выступали в роли «тайных покупателей». Это позволило нам в итоге
сделать отличный видеоряд переговоров между клиентом и менеджером с использованием
различных переговорных «фишек». Главное, здесь то, что видео получилось
по-настоящему живым, несмотря на то, что снималось по заранее написанному
сценарию.
В начале статьи мы выделили
несколько полей для измерения эффективности работы курсов ДО. К каким же
результатам нам удалось прийти на выходе?
· Количество встреч, назначаемых менеджерами, в
течение месяца после прохождения курса увеличилось в среднем на 18%. К слову
это прирост на уровне 10-12 встреч в месяц. С учетом того, что конверсия встреч
в договора составляет примерно 10 к 1, мы получаем существенную прибавку к
доходам компании (при 300 менеджерах по продажам!)
· Интервью, которые мы проводили с руководителями
продающих подразделений после того, как их сотрудниками был пройден обучающий
курс, также показало, что инструментарий менеджеров увеличился и, как минимум,
для части ситуаций, вызывавших ранее сложности, решение теперь присутствует.
· Сотрудники (в особенности новые) повсеместно
указывали в анкетах, что представление о телефонных переговорах у них несколько
изменилось и действовать не по одному единственному и привычному скрипту, а
иметь на руках широкий набор инструментов, гораздо эффективней и, что особенно
важно, интереснее.
Интересный опыт, спасибо!
ОтветитьУдалитьНе пытались выразить показатели эффективности в терминах поведенческих индикаторов компетенций (или это осталось за пределами публикации)?
И, если не секрет, Алексей, сколько времени затрачено на проектирование и реализацию описанного в посте? Сколько людей было задействовано в реализации эксперимента?
Уверен, что обретенный в его ходе опыт ускорит будущие оценки эффективности иных программ ДО.